Газета «Республика Башкортостан»

«Терра Башкирия»всё ещё терра инкогнита?

Как сделать республику узнаваемой на туристическом рынке

Пока дальше разработки бренда дело не пошло.
Пока дальше разработки бренда дело не пошло.
Автор: Мария СНЫТКИНА
Фото: автора
версия для печати
Пока дальше разработки бренда дело не пошло.

«Ты что-нибудь слышала о туристическом бренде республики «Terra Bashkiria?» — спрашиваю у знакомой журналистки из моего родного Ишимбая. «Где-то слышала или читала в интернете», — отвечает коллега. Но что говорить об Ишимбае — в Уфе он тоже не мозолит глаза. Спустя год после презентации бренда разбираемся, где он, чем помог республике, кто и как занимается его продвижением.

Земля неизведанная

Небольшая предыстория. Туристический бренд республики разработали по заказу Государственного комитета РБ по предпринимательству и туризму. Контракт на сумму 2,7 млн рублей получила студия Paradox Box во главе с Ильшатом Байбуриным. И в апреле 2018 года проект представили на суд общественности.


Визуальная составляющая: надпись Terra Bashkiria на черном фоне в окружении разноцветных кирпичиков, на самом деле взята не из головы. Вернее, не из головы одного человека. Два месяца разработчики проводили опросы жителей, советовались с экспертами, пока наконец не щелкнуло: раз за пределами Башкирии нас не очень-то знают, то в эту точку и надо бить. Оттолкнулись от латинского словосочетания terra incognita — земля неизведанная. Для приезжих — загадка: приезжай, отгадывай. Для аборигенов — повод открыть эту самую терру заново.


Проект представили широкой аудитории. О нем написали федеральные СМИ, а самые неравнодушные, как водится, обсудили в сети. А потом… забыли?


Вроде бы нет. Баннеры с символикой бренда появились в международном аэропорту Уфа, на некоторых остановках города. На форме местных хоккеистов и футболистов его тоже можно разглядеть. Стелу Terra Bashkiria установили в Гостином дворе. В январе уже этого года новую волну споров вызвал видеоролик проекта, в котором парень путешествует по Башкирии из картонных декораций. Бренд начал появляться и в названиях некоторых туристических маршрутов. А еще он занял первое место среди брендов регионов в Национальном рейтинге региональных туристических брендов по итогам 2018 года.


Но вот ведь штука — глаза все равно не мозолит! Почему?

Земля ожидающая

— Основная проблема — в деньгах, — поделился своими соображениями автор бренда Terra Bashkiria Ильшат Байбурин. — Чтобы продвигать бренд, необходимо много вкладывать в инфраструктуру: дороги, гостиницы, туалеты даже.


К сожалению, все, что мы делали с момента презентации, мы делали бесплатно. Например, перед Новым годом на общественных началах разработали социальную рекламу. Так появился проект «Terra Bashkiria — земля талантов», целью которого было показать великих людей, связанных с нашим краем. Это баннеры с Шаляпиным, Нуреевым, Нестеровым, Аксаковым, Мустаем Каримом.


— С другой стороны, бренд однозначно прижился, — отмечает Ильшат Баймурзин. — Самый яркий показатель этого — количество хэштегов в инстаграме. Вот смотрите — их около 8300. Люди по доброй воле публикуют фотографии. Это и личные фото, и красоты природы. А значит, бренд им нравится.


На очевидный вопрос, вкладываются ли в продвижение туристического бренда деньги, ответил Азамат Галин, зампредседателя Госкомитета по предпринимательству и туризму: «Пока нет, но скоро будут».


— Туристический рынок в регионе очень децентрализован, — рассказывает мой собеседник. — У нас много сильных игроков, которые действуют независимо друг от друга. Причем ни один из них не находится в столице региона. Все туристические окна располагаются по периметру республики: восток — Абзелиловский район, Белорецк; юг — Красноусольский, Нугуш; запад — Аслыкуль, Кандрыкуль; север — Янгантау, Танып. Потому первой задачей туристического бренда Башкирии было показать миру, что есть такая республика. И одновременно дать сигнал рынку: если вы хотите развиваться и смотрите в будущее, то нужно работать единой командой, в единой струе.


По словам Азамата Ансаровича, в Госкомитете уже на момент презентации бренда представляли, как продвигать его в дальнейшем, был конкретный план. Однако, чтобы их профинансировали, необходимо было соблюсти ряд формальностей — куда же без них! — запатентовать бренд, передать в ведение Центра развития туризма при Госкомитете.


А к концу 2018 года поменялась концепция не только продвижения бренда, но и туристической составляющей в целом. В ЦРТ пришли новые люди — его возглавил Артур Идельбаев. В итоге конкретный план по развитию туристического потенциала региона, и в частности бренда Terra Bashkiria, по всем требованиям правительства и минфина появился лишь недавно. Профинансировать же его из республиканского бюджета должны в ближайшее время. В дальнейшем предполагается, что он и сам будет генерировать доходы.

Земля людей

Словом, пока говорить можно только о планах. В программу продвижения бренда Terra Bashkiria и в целом развития туристического рынка республики входят масштабные культурные мероприятия, «каких Башкирия еще не видела». Два из них ждут нас уже в этом году: праздник у горы Торатау в Ишимбайском районе (июнь) и Новый год (декабрь).


На узнаваемость бренда должно сработать и участие в федеральных и международных выставках. Кстати, он уже «прозвучал» в Токио и Сеуле, причем достаточно громко. Японские туроператоры приедут к нам уже летом: знакомиться с городами, санаториями, горнолыжными базами и, конечно же, неповторимой башкирской природой.


— У туристического бренда есть четкий функционал, — отмечает Азамат Галин. — Это продвижение туристических маршрутов, конкретных локаций. Основная наша задача — компоновать брендовые маршруты и продавать их на внешний и внутренний рынки. Мы хотим, чтобы те туроператоры, которые захотят работать под брендом Terra Bashkiria, соответствовали четким критериям качества. И это стандарты даже не российского уровня, а уровня Финляндии, Испании.


Оператором бренда выступает Центр развития туризма РБ. И если какая-то компания хочет использовать бренд в своей деятельности, то она должна заключить договор непосредственно с ЦРТ. Если это действительно значимый и интересный проект, компания готова развиваться, улучшать инфраструктуру, повышать квалификацию персонала, то мы готовы ее поддержать. И методически, и финансово.


Главное в республике — это люди, уверен Азамат Ансарович. Туристы приезжают в новое место не только в расчете на хороший сервис, но и в поисках местного колорита, изюминки. Этот колорит, идентичность можно найти только среди людей. Умельцев, изготавливающих курай из тростника, знающих, как приготовить блюда по рецептам кочевых башкирских племен или старообрядческих общин. Нужно, чтобы их узнали и гости республики. Это благодатная почва для развития экотуризма, гастротуризма, национальных маршрутов: русских, башкирских, татарских, белорусских, чувашских, марийских.


И все-таки пока мероприятия по продвижению бренда Terra Bashkiria не обеспечены рублем, все шаги в этом направлении так и останутся заслугой отдельных предпринимателей. Только единая, последовательно осуществляемая концепция способна создать эффект присутствия бренда во всех сферах жизни республики и сделать ее узнаваемой в стране и мире.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Азат ЯНГИРОВ, директор Института стратегических исследований РБ, доктор экономических наук:

— В целом экономический потенциал региона не раскрыт, и единый туристический бренд — это только первый шаг. Ученые нашего института участвовали в разработке концепции и смыслового наполнения бренда Terra Bashkiria. Логично, что его семантика легла в основу межмуниципальных проектов в сфере туризма. Например, на северо-востоке республики турбренд собирает туристические объекты вокруг геопарка «Янгантау» с перспективой развития этнотуризма и соответствующих суббрендов. На севере республики — это проект, который пока условно называется «Северное кольцо Башкортостана».

Конференции, межрегиональные и международные встречи, спортивные, деловые и общественные мероприятия — вся эта сложная мозаика должна объединяться сквозной идеей бренда, привязкой к территории. И каждый из посетителей республики должен увезти кусочек нашей любви — стать амбассадором.

Дмитрий ЛЕВАШОВ, основатель и директор брендингового агентства UFAGRA:

— Terra Bashkiria — добротный туристический бренд с большим потенциалом. При этом он очень молодой и еще не оброс достаточной ресурсной базой. Поэтому рано говорить об узнаваемости и силе бренда, это вопрос времени и последовательности шагов по его продвижению. Сегодня Terra Bashkiria — это рабочий инструмент для продвижения республики на туристическом рынке. Именно инструмент, причем один из многих маркетинговых инструментов, которые можно и нужно умело использовать.

Николай КОЧНЕВ, директор туристической компании «Роза ветров»:

— Сам бренд мы разместили на наших вывесках, афишах. А вообще, я к нему отношусь нейтрально. Хорошо, что есть. Сделали и сделали. А что он дает, не понимаю.

Виолетта ИБАТУЛЛИНА, директор арт-галереи «Мирас»:

— Вообще, бренд мне нравится. Я вижу его, когда прилетаю в наш аэропорт, вижу на форме хоккеистов. И чем чаще он будет использоваться, тем более узнаваемым будет. А вместе с ним и наша республика. Но, думаю, можно было бы пользоваться им поактивнее.

 

КСТАТИ

Бренд привлекает своей «нерусскостью»

В 2018 году бренд Terra Bashkiria занял первое место среди брендов регионов в Национальном рейтинге региональных туристических брендов. Мы задали три вопроса одному из его составителей Антону Семенову, генеральному директору, шеф-редактору журнала и интернет-портала о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России», члену Экспертного совета при Комитете по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Государственной Думы РФ.


— Как вы оцениваете бренд Terra Bashkiria?


— На мой взгляд, башкирский бренд выглядит на общем фоне достаточно свежо именно своей «нерусскостью», отсутствием уже привычных нам образов, слов и начертаний. С другой стороны, это создает определенные трудности для его «считывания» потребителем. Например, у меня при первом взгляде на изображение, состоящее из ярких квадратиков, никаких ассоциаций с республикой не возникло. И здесь у маркетологов и пиарщиков есть простор для творчества: его можно смело наполнять новыми смыслами, интересными историями, легендами.


— Насколько он, по-вашему, отвечает целям продвижения республики на туристическом рынке, внутреннем и внешнем?


— Я бы рассматривал разработку этой символики как первый шаг в построении большого туристического бренда под названием «Башкирия». Ведь все мы знаем такие географические названия, ставшие настоящими туристическими брендами, как Сочи, Крым, Санкт-Петербург, Байкал, Карелия и т.д. И все они связаны с уникальными природными факторами. Тут и продвигать ничего не надо. А вот останови в Москве несколько человек и спроси, что они думают про Башкирию как место отдыха, я уверен, большинство ничего не скажет. Может быть, вспомнят про башкирский мед, название которого постоянно мелькает у продавцов всех мастей. Это и есть главный вызов для новых руководителей отрасли: четко позиционировать регион на туристической карте России.


— Заметны ли, на ваш взгляд, результаты его продвижения за минувший год?


— Пока какого-то взрывного эффекта не произошло. Ведь помимо разработки символики, брендбука нужны комплекс упражнений, системная работа со СМИ, блогерами, туроператорами, имеющимися и потенциальными туристами. Например, коммерческие бренды проводят рекламные кампании федерального уровня несколько раз в год. Тратят на это десятки и сотни миллионов рублей. В туризме, и тем более у регионов, таких денег нет. Вот поэтому каждый бюджетный рубль должен быть потрачен грамотно и эффективно.

Опубликовано: 26.04.19 (09:28)
Статьи рубрики Cоциум
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова вручила награды отличившимся семьям.   Записываться на диспансеризацию не нужно, достаточно выбрать удобный для себя день.  

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • На выставке представлены картины женщин, которые не являются профессиональными художниками, а начали писать во время беременности или рождения ребенка. Всего для участия в проекте было прислано более 600 работ, из которых выбрали 212 картин.
  • "Музыка французских и башкирских композиторов", концерт
  • В Уфе прошло выездное заседание рабочей группы Госсовета РФ по направлению «социальная политика»
  • "Ирина Гатина-Обрусник", выставка

Вернуться