Газета «Республика Башкортостан»

Ирина Хисматуллина: Всю жизнь ищу подтверждения своей нужности

Победитель конкурса «Учитель года Башкортостана-2019» о пользе мытья полов, комплексе отличницы и счастье

версия для печати

Абсолютным победителем конкурса «Учитель года Башкортостана-2019» стала учитель экономики и географии, она же заместитель директора по учебно-воспитательной работе уфимской гимназии № 47 Ирина Хисматуллина. Теперь Ирине Галеевне предстоит защищать честь республики на всероссийском этапе конкурса в Чечне, в Грозном.

Гимназия № 47 — одна из тех школ Уфы, что не объявляют о своих достижениях на каждом углу, но живут увлекательной жизнью. Победа Ирины Галеевны и последующее знакомство с ней доказали: в обычных школах работают замечательные учителя.

Учитель с чёрным поясом

— Ирина Галеевна, вы из педагогической династии или первый учитель в семье?


— Далеко не первый! Меня всегда окружали педагоги: бабушка по папиной линии работала воспитателем в детском доме, бабушка по маминой линии была учителем математики и физики в селе Маякское Челябинской области, где я родилась, дедушка преподавал на курсах механизаторов. Папа, инженер по образованию, читал спецкурсы в Уфимском речном училище, моя сестра — преподаватель немецкого языка в БГУ.


Учить мне нравилось всегда. В детстве я рассаживала игрушки, придумывала им имена и фамилии, объясняла то, что знала сама, аккуратно ставила оценки в «журнале».


Кроме обучения кукол, танцевала в ансамбле народного танца «Башкирские зори», закончила музыкальную школу, занималась в театральной студии, была в совете дружины, секретарем комсомольского комитета, участвовала во всех школьных мероприятиях.


— Вам все так интересно было или родители воспитывали по принципу «не болтайся»?


— Любопытство, желание быть в гуще событий, интерес ко всему новому и сейчас во мне живы, как в детстве. Шли с подружкой из школы, увидели объявление о наборе в секцию дзю-до — записались, даже на соревнования ездили. В 19 лет однокурсница позвала заниматься карате, так я больше двадцати лет им занималась. «Дозанималась» до черного пояса.


Очень благодарна своему первому сенсею Альберту Хайруллину за воспитание силы воли и силы духа. Теперь поддерживаю форму в школе-студии «Тодес».


Я даже в фильме «Первая республика» в массовке снималась. Организуя ежегодный фестиваль «Минута славы» в гимназии, приглашаю в жюри выпускников, которые имеют отношение к творческой деятельности. Вот наш выпускник Роман Киселев и сообщил, что нужна массовка. У меня свободный вечер — зачем сидеть дома? Позвала дочку, дочка позвала одноклассниц, и мы летом ходили на съемки.


Разумеется, отношение к такому учителю, как я, разное. Кто-то считает, что педагог должен быть разносторонней, увлекающейся личностью, а кто-то думает, что он обязан только досконально знать свой предмет, посвящать свободное время повышению качества образования, а все прочее мешает процессу преподавания.


— Мне кажется, любопытство и интерес к жизни только помогают педагогу — все новое, случайно или нет где-то подхваченное, когда-то, да «выстрелит».


— Я уверена, что учитель должен быть открыт миру. Я часто оказываюсь в неожиданных местах, представьте, из чувства ответственности. Пришло пригласительное письмо посетить молодежный форум «Селигер» — и мы оказались единственными школьниками в смене «Ты — предприниматель». Когда замечательный учитель географии из нашей гимназии Светлана Бустубаева решила, что на слеты юных геологов с ребятами больше ездить не может, я стала вторым руководителем. С 80-х годов каждое лето в одном из районов республики команда «Друза» гимназии № 47 разбивает палатки на две недели, участвуя в слетах и полевой олимпиаде «Юные геологи».


Горжусь, что работала с такими учителями, как Светлана Александровна. Это ведь по ее инициативе вместо пустыря перед Дворцом спорта сквер появился. Они с ребятами продумали расположение дорожек, аллеи, пошли в администрацию, а в 2008 году наши гимназисты вместе с участниками международных соревнований по борьбе на поясах заложили сквер. При проектировке представитель администрации района ходил с уже пожелтевшим заламинированным листочком из детской работы, на котором этот сквер был изображен.

Кто хочет стать предпринимателем

— Почему, когда вы в БГУ поступали, именно географию выбрали?


— Я рассуждала так: математика и русский язык — тетради проверять, химия — ядами дышать, биология — лягушек резать. А география не просто интересный предмет, это путешествия, походы, костры, романтика… География — очень важный предмет, она формирует причинно-следственные связи: что, отчего, с чем связано, откуда что берется. Человек сегодня сильно влияет на окружающий мир, но природа все равно сильнее и живет по своим законам.


После третьего курса я работала вожатой в смене для одаренных детей. Июль тогда был дождливый, уборщицы в нашем корпусе не было, вот я и взялась после отбоя мыть полы. Уже понимала, что деньги сами ниоткуда не придут, их нужно зарабатывать! После этой смены заместитель начальника Владимир Гринберг предложил: «Приходи ко мне в школу руководителем кружка работать!» — «Я же еще студентка. У меня пока образования нет». — «Это не главное. Я видел, как ты полы моешь». Полы, видимо, я мыла очень хорошо, значит, по его мнению, и работником должна быть хорошим. Начала вести театральный кружок в 17-й школе, а когда была на пятом курсе, меня пригласили работать вожатой в 47-ю школу. Так здесь и осталась.


К сожалению, вижу, что сейчас многие ребята без энтузиазма относятся к предмету «Экономика», зачастую просто потому, что по нему нет ЕГЭ. А ведь практически для каждого руководителя любого уровня экономическое образование является обязательным.


— Что же, как минимум, должен знать выпускник школы, изучавший экономику?


— Первое и самое главное, что должен знать любой человек, — как грамотно распределять свои ресурсы. Причем не только финансовые, но и физические, умственные, ресурс времени. Если человек рационально использует то, что имеет, он будет успешен в жизни, будет жить в достатке и гармонии с самим собой. Это же просто: если ты хочешь купить что-то дорогое, трать меньше, чем получаешь, ищи дополнительные источники дохода и сберегай определенную часть денег.


Девяностые годы были временем мгновенного банкротства и такого же быстрого обогащения. Когда в те годы я спрашивала на уроке: «Ребята, кто хочет стать предпринимателем?» — почти все тянули руки вверх. Сейчас в ответ на этот вопрос руки поднимают единицы. Нынешнее молодое поколение боится рисковать, очень осторожно принимает решения, не любит напрягаться, предпочитает пусть небольшой, но стабильный заработок.


Второе, что должен знать выпускник, — в экономике, как в жизни, все взаимосвязано. Например, если человек всю жизнь не работал, отчислений не было, или работал в теневом секторе, понятно, что у него пенсия будет небольшая.


А еще мне хотелось бы дать детям понять, что не там хорошо, где нас нет — мы сами делаем комфортным то место, где находимся. Хочешь быть счастливым — будь им. Если тебе здесь не нравится — ты же не дерево, вставай и уходи! Не понимаю людей, которые жалуются: мало платят, начальник плохой… Ищи другую работу, где тебя все будет устраивать.

Скажи плохим мыслям «до свидания»

— Говорят и пишут, что с нынешними детьми сложно, труд учителя непрестижен, педагог испытывает постоянные стрессы. Ваше мнение?


— Заниматься воспитательной работой в современной школе — это действительно постоянный стресс. Учителям от бога сейчас очень тяжело. Гипертрофированное чувство ответственности мешает.


— Страшно было идти на первый урок?


— Нет, в первый раз в свой первый класс заходить было не страшно — за плечами имелся вожатский опыт. Я тогда буйную активность проявляла: переодевалась капитаном корабля, колокол корабельный приносила, путешествие «кораблей» (рядов в классе) организовывала: команды выбирали себе капитана, штурмана, боцмана, лоцмана, кока. Ученики тех лет — мои настоящие друзья. Они первыми поздравили меня с победой в городском этапе конкурса. А волнение при первой встрече с новым классом я испытываю и сегодня, ведь у нас не будет второго шанса произвести первое впечатление.


Был у меня и период депрессии. Я работала в двух школах, читала лекции в институте, вечером вела тренировки, дочка ходила в садик и на разные занятия. Семья мне помогала, но комплекс отличницы сильно давил: «Я не успеваю сделать все хорошо, как надо». Я не оправдывала себя тем, что все успеть невозможно, а на «пятерку» тем более. Дошло до того, что слезы бесконтрольно лились круглые сутки… Однажды прогуляла уроки, позвонила в школу, сказала, что не могу идти на работу, отвела дочку в садик и спала до вечера. Помогли книги и лекарства. Как спастись от выгорания? Ложишься спать — говори всем мыслям «до свидания», гуляй побольше, и не с целью, а просто так, и напевай про себя песню — чтобы мозг отдыхал.


Все наши достоинства и недостатки, как правило, формируются в детстве. Родители нам не читали нотации, но если я получала «четверку», то возникал вопрос: «Почему не пять?». Заняла второе место: «А почему не первое?»


Человек, выросший в Советском Союзе, всегда должен был к чему-то стремиться, чего-то добиваться. Девиз «Быстрее, выше, сильнее!» до сих пор работает. И моя победа оттуда же. Я уже в пятый раз участвую в конкурсе «Учитель года». Для меня он очередной выход из зоны комфорта. У меня нет страха участия в конкурсах. Получится — хорошо, нет — так нет. В этом году в очередной раз убедилась, как много у нас хороших учителей. Какие все умнички — мне даже немного неловко было, что не они, а я — победитель.

Самая сильная привычка

— Вы «Вконтакте» о себе написали: «Таких, как я, надо заносить в «Красную книгу». Почему?


— Наверное, потому, что для меня сделать дело важнее, чем заняться чем-то личным, не умею отказывать в помощи, не хожу на больничный… Очень люблю видеть результаты своего труда, рада, когда люди получают удовольствие от того, что я делаю. Например, когда нашей гимназии исполнилось 50 лет, я занималась организацией торжественного мероприятия. В итоге услышала: «Очень интеллигентный праздник получился!». Я, видимо, всю жизнь ищу подтверждения своей нужности в этом мире.


— Еще у вас там написано: «Будущее началось!».


— Жизнь проходит здесь и сейчас. Нам же все время кажется: вот закончу школу, тогда…, вот закончу вуз, тогда…, вот замуж выйду, и тогда… Получается, что мы живем, либо думая о том, что будет впереди, либо вспоминая о прошлом. Мечтаем: «Хочу быть стройной!» — ну так втяни живот, выпрями плечи и веди себя соответственно.


Смысл жизни — в счастье, а счастливы мы тогда, когда находимся там, где нам нравится, делаем то, что нас увлекает, с теми людьми, которые нам интересны. И наше счастье зависит от нашего выбора, а он есть всегда. Когда мы поймем, что все зависит только от нас, думаю, счастливых людей станет намного больше. Хотя есть и такие, для которых страдания и мучения — смысл жизни, в этом их счастье, они упиваются состраданием других. Но не сидят и не страдают в одиночестве, им надо, чтобы их несчастную жизнь видели все и их жалели.


— Какой вы видите школу будущего? Хотя бы лет через десять?


— Я думаю, что через десять лет школа изменится не сильно. Где-то помолодеет педагогический состав, где-то будет кадровый голод. Педагоги старшего поколения уходят, а учителям придется осваивать новые предметы. Качество обучения изменится точно.


Детям будут давать другой объем знаний, но разделение на отличников, хорошистов и троечников останется. Те, кто тянется к знаниям, так же как и сейчас, будут учиться, несмотря на смену программ и средств обучения. А те, чье сознание ограничено, через школу много не приобретут. Перелом у них произойдет, если только они встретят какую-либо поразившую, притягательную для них личность. Если зацепивший их кумир говорит, что вот он прочел книгу и эта книга перевернула его мир, они пойдут и прочитают ее. Замечательный ученый, декан социально-гуманитарного факультета БГПУ Владислав Бенин как-то сказал, что тяга к знаниям — самый сильный наркотик. От него невозможно избавиться никогда.


— А в техническом плане?


— Сократ, по дошедшим до нас источникам, выходил с учениками в поле и читал лекции без всякой интерактивной доски. Живое слово, пример, опыт, общение — самое ценное. Личность учителя — это главное.

Опубликовано: 23.04.19 (09:07)
Статьи рубрики Образование
Сейчас ее обновленное здание выглядит современно.    

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • День 1000 велосипедистов-2019
  • 
«Башкирская республиканская гимназия-интернат 1 имени Рами Гарипова» Последний звонок
  • Открытие трудового семестра в вузах РБ
  • Актеры тюркоязычных театров посетили Площадь Салавата

Вернуться