Газета «Республика Башкортостан»

Три в одном

Сразу трое в одном месте, так непохожие друг на друга

А. Кашаев. «Деревня Акбулат».
А. Кашаев. «Деревня Акбулат».
Автор: Евгений ВОРОБЬЁВ
Фото: А. Кашаев. «Деревня Акбулат».
версия для печати
А. Кашаев. «Деревня Акбулат».

Экспозиции сразу трех маститых авторов — Анвара Кашаева, Михаила Спиридонова, Владимира Жигулина — представила на суд общественности Уфимская художественная галерея. Но это не значит, что получился гремучий коктейль.

Домишки и кошки

— …А знаешь! Наплевать мне на все это ваше! Я не вру! Я честный. Перед собой, перед близкими своими и перед тем, из чего вырос. Ну, вот так! Ну, вот так, значит, вот так!


А что я спросил-то? Всего лишь: «Отчего у тебя, Анвар Шакирович, фон такой лиричный, а домики на деревенской улице — как у школьника на уроке черчения?».


Ну, что вы хотите? За час до открытия выставки, за кулисами, когда в зале еще не все доделано. Отсюда и нервы. Волнение так проявляется. Событие-то знаковое — 70 лет все-таки! А тут журналист какой-то тупит со своими зряшными вопросами.

Хотя как сказать — «зряшными»?

Я не обижаюсь. Потому что по опыту знаю: художник часто интуитивно закладывает в образ, а чаще всего это не голая документалистика, именно образ — и второй, и третий, и прочие глубинные планы, о которых он, может, и сам-то не сильно догадывается.


Были случаи. Ты описал свои ощущения, а потом автор тебя встречает и говорит: «Слушай! Сам у себя этого не видел! Ты мне столько идей подсказал!».


Но что это я о себе да о себе. Не у меня ж 70 лет, у Анвара Кашаева. Заслуженного художника республики.


В общем, он отмахнулся, а я не обиделся. Потому что буквально вчера он же, еще относительно расслабленный, на этом же месте так увлеченно рассказывал про их… кошку! Как они поздней осенью электричкой приехали в сад, на Пионерской, забрать оставшиеся вещи и урожай, а их встретил тощий, дрожащий от голода и ужаса, панически орущий неизвестно откуда взявшийся котенок. И не выдержало сердце хозяев, сунули они его, беспрестанно мяукавшего, за пазуху и привезли домой, в город. И было это 21 год назад! И до сих пор живет она у них, эта безродная кошечка, хотя, как известно, даже до 17 лет они редко дотягивают. То есть по человеческим меркам ей уже за сотню с ее большим серым хвостом. И кормить-то ее приходится всем протертым, и глаза, мутные от старости, слезятся, и до лотка она добирается с трудом… Но живет. Из благодарности, видно, за спасение. И ответственности. Не может подвести хозяев, так к ней привязавшихся, своим уходом в мир иной, может быть, даже и лучший.


И подумал тогда — не может быть у такого душевно организованного художника недушевной живописи. И оказался прав.


Собственно, его работы встречались и раньше, но скомпонованные в единый, друг друга поддерживающий ряд — впервые. И сразу становится наполненным смыслом его часто цитируемое: «Для меня природа — высшее существо. Хочу помочь людям заметить ее, остановиться перед ней, сердцем почувствовать ее красоту!». Вроде бы тривиально, черт возьми, но через себя, через детство, через память — свою и прадедов — пропущено. И везде — «Акбулат», «Акбулат», «Акбулат»… Посвящается сыну, матери, сестрам… Акбулат — это Федоровский район. Малая родина. Родная природа. Округло-натруженные руки холмов держат бережно горстку домиков, и прерывистые тропинки от них в неизвестность — как линии судьбы на ладонях («Дорога ушедших», «Одинокое дерево», «Пейзаж с лошадью», «Зима» и т.д.). И всюду — привлекающий внимание, создающий особое настроение пастельный фон: от выцветшего рыжего до серого с проседью — как рябь на экранах старых телевизоров. Ностальгическое мельтешение белых точек.


Все это в первых двух залах. Сходите, посмотрите.

Дыша духами и туманами

В третьем, так называемом красном, зале — любимец публики 67-летний Михаил Спиридонов со своими метафизическими работами-состояниями. Особое предпочтение им, я заметил, отдают женщины и девушки. Потому что — грезы, дрема, предрассветный сон, в котором все туманно, маняще, таинственно, притягательно, беспредметно, расплывчато и… одновременно понятно. Ты ведь знаешь, что это всего лишь воображение, и не стоит бояться, достаточно только проснуться, но просыпаться как раз и не хочется. Потому что романтично, потому что неизвестно, потому что Блок, потому что сон, который так сулит, так обещает очутиться явью…

А не взять ли нам бога за бороду?!

Тут же рядом еще один представитель так называемого «фантазийного» искусства, только гораздо более — как бы это помягче сказать — …выраженный. Из всех троих он хоть и самый младший (65 «всего»), зато говорит не от лица Природы, не по зову своего Воображения, а сразу от имени… Самого! Творца! Владимир Жигулин показывает нам, как Все зарождалось! Вообще все! Неизвестно, где был сам Жигулин в эти мгновения, но преподносит он момент возникновения Мироздания достаточно уверенно.


Лично у меня по этому поводу мыслей больше нет. Разве что у Маяковского более-менее подходящее найдется? Владимир Владимирович, пожалуйста!


Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана…
Ну, как-то так.


* * *


Но завершить хочу все-таки домиками Кашаева. Я все же понял, почему они такие «ученические». Потому что мы действительно ученики еще у матушки-природы. Пусть прилежные, старательные, хотя часто и нерадивые, но все равно ученики, дети, — наивные, неопытные и жизни, по большому счету, толком не знающие. Учиться нам еще и учиться. Вот и весь секрет. Поразмыслить лишь надо. Иногда не мешает.

 

Анва Кашаев Первый снег

«Первый снег».

 

Дорога ушедших

«Дорога ушедших».

 

Посвящается сёстрам. 2010

«Одинокое дерево».
Опубликовано: 28.03.19 (10:27)
Статьи рубрики Культура
Первый директор был и первым Салаватом башкирской драматической сцены.    

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • "Banksy и мировое уличное искусство", выставка
  • В Уфе открылась выставка татарского национального костюма

Вернуться