Газета «Республика Башкортостан»

Алгеброй гармония сверяется со скрипом

Почему школьники плохо знают математику

Увлечь ребенка каким-либо предметом надо уже в раннем возрасте.
Увлечь ребенка каким-либо предметом надо уже в раннем возрасте.
Автор: Елена ВАСИЛЬЕВА
версия для печати
Увлечь ребенка каким-либо предметом надо уже в раннем возрасте.

Безусловным показателем качества преподавания в регионе является количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ). Между тем в 2015 году, согласно данным сайта Минобрнауки РФ, доля победителей и призеров в общем количестве участников команды РБ составляла 45 процентов, а в прошлом — уже 33: два победителя и 27 призеров. «В рейтинге субъектов России по доле победителей и призеров заключительного этапа ВОШ позиция республики выглядит недостойно», — прокомментировал итоги олимпиады и. о. министра образования РБ Айбулат Хажин.

Еще одна причина столь неутешительных результатов — многие одаренные дети просто не имеют возможности выехать на всероссийские олимпиады.

Прорыв в образовательной проблеме поможет совершить региональный Центр выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», считают в минобразования РБ. 

Бросить вуз и уйти в школу

Центр пока существует на бумаге, а вот единственная в России Международная аэрокосмическая школа имени космонавта Урала Султанова, с 2012 года принимающая под крыло одаренных технарей, уже озаботилась предстоящим математическим заездом. Знаменитый лагерь в Калиновке в этом году планирует принять 120 юных Ломоносовых. Это победители олимпиады Можайского, Кубка Гагарина, «Мой космический мир», участники Циолковских, Гагаринских, Королевских и Курчатовских чтений, которых поставляют в основном уфимские гимназии № 93, № 39, № 153, стерлитамакская школа № 31, № 7 из Туймазов, № 4 из Давлеканово. Примерно 35 процентов слушателей — это дети из муниципалитетов. Участники школы встречаются с руководителями предприятий, летчиками и космонавтами, учеными, писателями, художниками, общаются с ними, слушают лекции, участвуют в практических занятиях.


В этом году организаторы планируют подготовить не два, а три заезда. Первый — физико-математический. В него войдут десять лучших юных математиков и пять физиков Башкирии. «Мы поставили перед собой задачу: к нам в школу не должны попасть дети, слабо знающие эти предметы», — отметил президент школы Вячеслав Аброщенко.


Как раз этот вопрос и собрал за круглым столом лучших математиков и физиков республики из школ, вузов, НИИ. Между тем положение с упомянутыми предметами в республике катастрофическое. По мнению некоторых ученых, нужно просто бросать вуз и переходить в школу. Иначе будет поздно.


— Если говорить о математике в Уфе, то все плохо, если говорить об участии в олимпиадах по этому предмету, все еще хуже, — считает педагог физико-математического лицея № 93 Александр Столяров. — В прошлом году четыре наших школьника стали призерами ВОШ по математике — для нас это было невероятным достижением. Участниками ВОШ из Татарстана, например, были 39 человек, из них призерами стали 18 школьников, победителями — двое.


Мне есть с чем сравнивать, я изучал работу с одаренными детьми в разных регионах. В некоторых областях традиции подготовки и сопровождения талантливых ребятишек были заложены еще в 90-х годах. Так, в Кировской области есть уникальный центр, финансируемый государством.


Есть еще маленькая республика Адыгея — единственная в России республика, где действительно работает дистанционное образование, и соответственно, она дает огромное количество призеров и победителей.

Кто бы в тьюторы пошёл?

По словам Александра Столярова, наиболее перспективной кажется концепция, действующая в том же Татарстане. Примерно в 2006 году там нашлись два очень активных человека, которые построили мощную систему кружков. Существует условно бесплатный городской кружок, который посещают с пятого класса, но сейчас туда ходят и дошкольники. Вокруг него образовалась целая сеть кружков, уже платных. За каждым закреплен тренер. Отбор туда ведется очень суровый.


Раз в полгода проводится своя внутренняя республиканская олимпиада, по итогам которой идет отсев несправившихся. Все это построено очень фундаментально: так, на закрытие олимпиады приезжает глава региона. Процесс курируется министерством образования. В олимпиаде участвуют уже с четвертого класса. Это к тому, что у нас в республике малышей в расчет не берут, отметил педагог. Считается, что олимпиадное движение — максимум для восьмиклассников.


Столяров выходил в соответствующие ведомства с предложением о создании системы кружков. За это радостно ухватились, но когда поняли, что нужно немного денег и много работать, как-то примолкли.


Кроме того, в Казани лучше обстоит дело и с кадрами: в Татарстане больше людей, которые могут заниматься с одаренными детьми, хотя бы потому, что там есть вузы федерального значения. Кстати, хорошо поставленное преподавание физики и математики каким-то образом подтягивает и общее образование.


В Башкирии катастрофически мало людей, которые могли бы готовить детей к олимпиадам. Готовить учеников к участию в ВОШ должны вовсе не учителя. Это должен делать специальный тьютор. «Их нет, а потому этим занимаемся мы, — уточнил А. Столяров. — Тьютором может быть любой, кто работает в системе образования. Например, он может вести несколько часов в школе, а все остальное время преподавать в кружках. Сколько бы времени я, например, ни отводил одаренным детям, его будет недостаточно, потому что моя основная работа — преподавание в школе».


По словам Александра Белогрудова, педагога лицея № 153, безусловно, это должны быть люди с педагогическим образованием, коль скоро речь идет о том, что детей нужно ориентировать на тот или иной предмет уже с младших классов. Ребята сейчас гиперактивны, и справиться с ними может только подготовленный человек.

Когда физики играют на рояле

С физикой дело обстоит еще хуже, считает Александр Столяров. «Могу назвать пять учителей физики, которые способны дать детям качественные знания. Это в Уфе. Ну и парочку за ее пределами. Практически все дети, увлекающиеся физикой, ходят к этим педагогам как к репетиторам», — утверждает он.


Что касается формирования увлеченности у детей, то заниматься этим нужно с самого нежного возраста, считают участники круглого стола. Как раз эту задачу и выполняют летние профильные лагеря и организации, подобные аэрокосмической школе. По мнению Столярова, привлекать туда надо ребят с четвертого класса, что уже практикуется в Белорецке.


«За бортом остается очень много одаренных детей, которых мы не смогли вовремя сориентировать, научить», — считает он.


Хороших учителей действительно нет, но беда в том, что учителей не хватает вообще. Практически в начале каждого года учебные учреждения жалостно взывают: «Нужен учитель физики, химии, математики, информатики». На памяти случай, когда в одной из уфимских школ физику преподавал учитель истории.
По словам начальника отдела трудоустройства выпускников УГАТУ Сергея Каменева, практически никто не идет работать в школы, все уходят на производство, в фирмы, пишут диссертации. Долгие годы в вузы, готовящие педагогов, поступали те, кто не прошел в УГНТУ, УГАТУ, то есть абитуриенты, слабо знающие математику. Выпускники вузов, дошедшие все же до школьной доски, недовольны маленькой зарплатой. Далее выпускник, получивший некачественное образование, приходит в класс и чувствует себя некомфортно. Доучиваться нелегко. Кроме того, упал интерес к образованию в целом.


«Не скажу ничего плохого про педвуз, но его выпускники сейчас выходят с дипломом, в котором написано: «педагогическое образование». С указанием профиля, правда. Не преподаватель математики или истории, а именно «педагогическое образование», — дополнил Александр Столяров. — В этом году пришла к нам девочка на практику вести музыку. А в конце практики вспомнила: «Мне же надо три урока физики провести — это моя вторая специальность».


По словам участников круглого стола, решение вопроса пока строится на энтузиазме и опыте неравнодушных людей. Необходимо плотное сотрудничество с властными структурами, чтобы проблема, приобретающая катастрофические масштабы, не оставалась только делом активных одиночек, но решалась на республиканском уровне.

 

МЕЖДУ ТЕМ


В Башкирии растут дефицит педагогов и доля преподавателей пенсионного возраста, сообщил на расширенном заседании коллегии минобразования и. о. ректора БГПУ Салават Сагитов. По его словам, к 2021 году дефицит педагогов может составить 1,5 тысячи человек, к 2030 году — более 3,4 тысячи. Проблема дефицита кадров особенно остро стоит в сельской местности. Решить ее планируется путем реализации программы «Сельский учитель», а также целевым обучением за счет регионального и муниципального бюджетов.


Согласно опросу ОНФ, в 44 процентах школ 82 регионов нет учителей математики, в 39 — иностранного языка, трети школ нужны учителя русского языка и литературы, 21 проценту — физики.

 

КОМПЕТЕНТНО

Альберт РАХИМОВ, преподаватель математики:

— Что говорить о подготовке высокопрофессиональных преподавателей технических предметов в школах, когда недавно глава Сбербанка Герман Греф заявил, что физматшколы — это пережиток советского прошлого, что в будущем место не их выпускникам, а детям, развитым всесторонне. Понятие «всесторонне развитый» или «эрудированный», знаете ли, очень сильно отличается от «профессионала». Я сам порой испытываю неловкое чувство, когда общих знаний в моей работе не хватает. Физматшколы — это такая колыбель будущих теоретиков, ученых, потому что в некоторые из таких школ поступить порой сложнее, чем в вуз.

Что касается вузов, готовящих педагогов, средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на бюджетные места по специальности «педагогическое образование», — 68,3. Сейчас заканчивают образование те, кто поступил со средним баллом 62. Как думаете, они точно станут хорошими учителями?

Вот поэтому неудивительно, что больше всего школа нуждается в преподавателях математики. От них, начиная с седьмого — восьмого класса, требуется определенный интеллект, пересказом учебника не обойдешься, иначе ребята будут просто зевать на уроке. Я читал, что только 12 — 15 процентов учеников российских школ причисляют математику к любимому предмету. Учитель должен быть немного шоуменом, ведь речь идет о детях. Заинтересовать легко, если у него самого есть искренний интерес и он умеет им заразить.

Знаю, что некоторые педагоги в возрасте отговаривают молодых специалистов от работы в школе, а ведь начинающий учитель очень уязвим. В идеале нужно показать, куда можно двигаться. В моем случае произошло именно так. В первый же год работы директор предложила поучаствовать во всероссийском конкурсе для молодых педагогов «Перспектива», а потом и в профессиональном состязании «Учитель года».

К СЛОВУ


Решению проблемы профориентации детей, подготовки талантливых школьников к олимпиадам способствует воскресная математическая школа для одаренных детей в УГАТУ. Она работает с 2013 года для учеников 10 — 11-х классов, а также девятиклассников — победителей, призеров, участников олимпиад и ребят, углубленно изучающих математику и физику. Занятия проводятся бесплатно, лекции по актуальным проблемам современной науки и техники читают ведущие преподаватели кафедр вуза. Наряду с теорией школьники решают практические задания по материалам предметных олимпиад и задачи повышенной сложности. В конце учебного года слушателям школы, регулярно посещавшим занятия, выдаются сертификаты. Ее сотрудники скромно делают большое дело — настолько скромно, что о существовании школы многие и не подозревают, хотя наиболее активные ученики приезжают на занятия даже из районов.

Опубликовано: 28.03.19 (10:28)
Статьи рубрики Образование
Сейчас ее обновленное здание выглядит современно.    

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • Открытие трудового семестра в вузах РБ
  • Актеры тюркоязычных театров посетили Площадь Салавата
  • Республика Башкортостан приняла эстафету Всероссийского театрального марафона. Торжественная передача символа Года театра от коллег из Пермского края состоялось  10 мая 2019 года на сцене Уфимского государственного татарского театра «Нур»
  • Всероссийский
конгресс «Вектор
Детство-2019»,
прошедший
в уфимском Конгресс-
холле, собрал более
700 участников
со всей страны —
уполномоченных
по правам ребенка
регионов, которые
на этой же площадке
провели свой съезд,
представителей власти
и родите

Вернуться