Газета «Республика Башкортостан»

Не лезь, скорпион, ежу на рожон

И в школе, и в науке все средства хороши?

Школьник учит робота собирать кубик Рубика.
Школьник учит робота собирать кубик Рубика.
Автор: Екатерина ЯКОВЛЕВА
Фото: Николай ГОРИН
версия для печати
Школьник учит робота собирать кубик Рубика.

Специалисты по профориентации утверждают: для успеха человеку необходимы 4 качества (модель «4К»: коммуникативные навыки, командность, креативность, критическое мышление). Серьезная научно-практическая конференция — отличная возможность их прокачать. Трудно ли ребенку подготовиться к этому событию? Как не думать о белой обезьяне вожделенного диплома и все-таки стать призером? А главное, куда уходит детство из строгих презентаций и как не потерять счастье собственных открытий? Мы затеяли эксперимент: автор этого текста побывала на школьных «Ломоносовских чтениях» не только как журналист, но и как мама маленького участника. Делимся наблюдениями, делаем выводы.

ВИЗИТКА

XX Российская научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения» проводится в Стерлитамаке под патронатом Академии наук РБ гимназией № 1, входящей в топ-500 лучших российских школ. «Ломоносовские чтения» — это работа более 1000 участников в 47 секциях. Интерес к конференции-долгожителю с годами не ослабевает, а растет. Критерии оценивания выступлений — исследовательский характер работы, яркое и доступное изложение, научное обоснование, самостоятельное изложение, возможно использование презентаций, раздаточного и других материалов.

Испытание на прочность

Эта ахатина внимательно глядит на нас, выбирая, к кому ползти: огромный брюхоногий моллюск очень общителен. А долговязому палочнику в его пластиковом контейнере все равно, что творится вокруг: он притворился веточкой и наверняка думал бы, что спасен — если бы умел думать.


Секция «Первые шаги в науку. Биология». До начала работы — 15 минут. Наставники чуть дрожащими пальцами перелистывают пухлые работы своих подопечных: не запутался бы ребенок в графике, повторить бы переход от теоретической части к опытам... Не тут-то было. Начинающие исследователи 7—11 лет от роду приехали в Стерлитамак из разных уголков Башкирии. Они перезнакомились и весело болтают — не иначе как о будущем отечественной науки. Один гладит улитку, другой допытывается у хозяйки диковинного палочника, как ему, такому тощему, живется в неволе, а этот к книжной полке тянется. Ну, кажется, начинаем, с богом.


— Я боюсь, — шепчет девочка с пшеничной косой.


Сейчас она расскажет, зачем космонавты перед полетом едят мед, и угостит ученую дюжину ребят полезным лакомством: вместе со своей семьей стерлитамакская второклассница занимается пчеловодством. Гостья из Стерлибашево вооружит участников конференции памяткой о том, как защититься от укуса клеща. Уфимский школьник поделится цветными буклетами: он разработал целое руководство по разведению муравьев на муравьиной ферме. Крепкая хозяюшка из Чесноковки почти убедит горожан, что выращивать кур самим в три раза выгоднее, чем покупать в магазине. А Русалина Хисматуллина из гимназии № 2 станет победительницей: она ухаживает за насекомым-привидением, и теперь у каждого участника биологической секции есть инструкция о том, как делать это без потерь.


— Где у улиток уши?


— А зубы у них на языке или на деснах? — весело перебрасываются вопросами, как мячиком от пинг-понга, юные зоологи из Туймазов и Толбазов. Они наперебой рассказывают, как их подопечные не терпят запаха духов и с каким обожанием поедают бумагу.


Почему в древности бобров считали заколдованными людьми? Что сделает еж, если встретит скорпиона? Как муравьи относятся к чесноку? Пожалуй, только в уникальной, максимально доброжелательной атмосфере детской научной встречи возможно узнать и запомнить столько интересного.


Впрочем, если вы решили, что конференция всероссийского уровня — один сплошной подарок, вы ошиблись. Это нешуточное испытание, в том числе на прочность характера.


— Какой вес выдерживает куриное яйцо, ставшее «резиновым» от уксуса? — спрашивает второклассника вероломный соперник. Выступающий мог бы парировать, дескать, подобные опыты не входили в мои ближайшие научные планы. Вместо этого выступающий растерянно хватает ртом воздух. Выходит, навыки защиты и нападения в мире науки так же важны, как в мире животных?

О запрещённых приёмах

В «Ломоносовских чтениях» побеждают сильнейшие. Но как стать этим сильнейшим? Все ли средства на пути к победе хороши? О запрещенных приемах и истинной мотивации размышляет, обращаясь к школьникам и их наставникам, член жюри учитель начальных классов Елена Викторовна Пержинская:


— Ребята, думаете ли вы использовать на муравьиной ферме гелий? Говорят, это для насекомых очень вредно. Пожалуйста, перед тем как проводить эксперименты, изучите литературу. Если вы знаете, что муравью не выжить в одиночестве, зачем его изолировать? Такие опыты не совместимы с человеческой этикой. Улитка-косметолог — это заманчиво, но косметические процедуры, полезные для человека, могут быть совсем не полезны для улитки. Уважаемые взрослые, конечно, интереснее, когда дети не подсчитывают экономическую выгоду от проекта, а стремятся к познанию, к собственным открытиям. Высоко ценится свободное общение оратора с аудиторией, умение отвечать на вопросы. Хотя вопросы бывают разные: одни ребята спрашивают для того, чтобы больше узнать, и это похвально, а другие — чтобы проэкзаменовать выступающего или того хуже — чтобы «утопить» его. Подумайте об этом. И давайте договоримся: неважно, кто какие дипломы сегодня получит. Самое драгоценное — то время перед началом конференции, когда вы разговаривали друг с другом, с радостью делились наблюдениями. А в ваших выступлениях важно то, насколько вы сумели донести до других добытые вами знания, поделиться ими, пробудить к ним интерес. Ведь мы с вами здесь для того, чтобы у нас появлялись все новые и новые вопросы. Верно?


Верно. И вопросов уйма. Например, почему бы не организовать в городе электронный банк научных работ и презентаций школьников, чтобы труды ребят не пропадали безвестно, а приносили пользу? Будет здорово, если найдутся такие энтузиасты.

Повелители времени

О смысле и значении «Ломоносовских чтений» беседуем с председателем оргкомитета директором стерлитамакской гимназии № 1 Рифом Рахимовичем Тажиевым.


— Нынешние «Ломоносовские чтения» — двадцатые по счету. Они приняли более тысячи участников. Для чего вы каждый год организуете в гимназии столь трудоемкое мероприятие?


— Мы открывали гимназию в непростые 1990-е годы для того, чтобы удержать в системе образования тех, кто является учителями по призванию. Затем, имея высокий статус гимназии, мы решили, что должны помочь другим школам и городу. Мы стали проводить ежегодную олимпиаду «Надежда», а потом пришли к формату конференции, она выросла от городской до всероссийской. «Ломоносовские чтения» — это стимул к развитию для школьников, это гарантия высокого уровня учительского мастерства, способ самореализации педагогов и их поддержки.


— Нарисуйте словесный портрет начинающего ученого.


— Он любознательный, интересуется многими вещами. Не просматривает их по верхам, а зрит в корень. Не просто обладает широким кругозором, а выбирает близкое ему направление и старается дойти до самой сути. Люблю учеников, которые на уроке физики могут сказать: «Риф Рахимович, я не верю в то, что вы сейчас нам объяснили». И начинаем спорить. Будущий ученый не верит на слово, а критически мыслит, добывая информацию. Я открываю Википедию: смотрите, что написано. А потом доказываю, что написана ерунда. Сопоставлять источники информации и находить то, что достоверно, — очень полезный навык для исследователя.


— Сегодняшний праздник не обошелся без слез: некоторые дети, не ставшие призерами, рыдали. Посоветуйте учителям: как правильно настраивать ребенка на работу в секции?


— Нужно обращать внимание на уровень конференции, в которой участвует ребенок. Если это всероссийский уровень, то само участие уже равнозначно победе. В жюри «Ломоносовских чтений» мы приглашаем ученых, общественных деятелей. Если призовых мест будет слишком много, конференция потеряет статус и смысл: ведь она призвана задавать высокую планку для дальнейшего роста. Когда я отправляю учеников на олимпиады, всегда напоминаю: «Тех, кто лучше вас, много. Зато они задают вам ориентир — вам есть куда двигаться». Я не раз слышал мнение: «Какое может быть научное мышление у второклассника-третьеклассника?». Этот скептицизм напрасен: много открытий совершают именно школьники. А первые шаги к открытиям они делают здесь: мы на конференции учим исследовать. Например, моя ученица-десятиклассница сейчас победила. Почему? Казалось бы, известная с древности вещь — вертикальные солнечные часы. А школьница поняла уравнение времени, достаточно сложный момент в астрономии, произвела кропотливые расчеты и сделала эти часы — они стоят на окне, и мы определяем по ним время с точностью до пяти минут. Так получаются работы, имеющие важное практическое значение. Желаю будущим ученым больших успехов!

Опубликовано: 14.03.19 (10:43) г. Стерлитамак
Статьи рубрики Наука
Уфимский Левша Рафаиль Шарипов.   Новейшее оборудование требует самых современных знаний.  

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • Выставка
  • Открылась выставка
  • Открытие фотовыставки
  • Город на Неве

Вернуться