Газета «Республика Башкортостан»

Рождённый играть героев

Жизнь Хабира Галимова прошла с доброй улыбкой

Первая роль в первом спектакле на открытии Башкирского оперного театра. «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло. Барон Коллоандр — Х. Галимов.
Первая роль в первом спектакле на открытии Башкирского оперного театра. «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло. Барон Коллоандр — Х. Галимов.
Автор: Елена ШАРОВА
Фото: из архива театра
версия для печати
Первая роль в первом спектакле на открытии Башкирского оперного театра. «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло. Барон Коллоандр — Х. Галимов.

В зыбком сумраке февральской метели, что подметает дороги рваным подолом и морочит головы неосторожным путникам, сбивая их с дороги, в деревне Лагерево в семье бедного муллы родился мальчик Хабир с сильным, красивым голосом, способным отогревать сердца и души людей, отвыкших от нежности и забывших о том, что такое любовь.

«Салават песен»

Когда-то у этой деревни было другое название — Васик. Происхождения нынешнего, по одной из версий, напрямую связано с пугачевским восстанием, когда Салават Юлаев, собирая войско, встал на окраине деревни лагерем. При чем здесь народный герой? Да при том, что, очевидно, вспомнив старую легенду, поэт Баязит Бикбай назвал Хабира Галимова «Салаватом песен», имея в виду истинно народный талант певца, притягивающий к нему людей самых разных — от тонких ценителей тембров и обертонов до тех, кто привык к протяжным, как стон ветра над степью, песням у домашнего очага.


Между тем до всенародной любви было далеко: в 15 лет мальчик потерял отца. Пришлось и на сенокосе попотеть, и тяжелую профессию лесоруба осваивать, и коней пасти. Впрочем, последнее занятие было Хабиру по душе: он уводил табун далеко в степь, поднимался на пригорок-сцену и запевал любимые протяжные песни.
В 1927 году голосистого паренька призвали в армию. Отправили в Уфимский гарнизон. Армия так армия, одно плохо: по-русски молодой солдатик не знал ни слова. Но ничего случайного не бывает на свете: человеком, пришедшим на помощь будущей оперной звезде, оказался будущий же известный писатель и драматург Низам Карипов. Он вообще стал для Хабира своего рода «крестным», затащив юношу в художественную самодеятельность.


«Пинок» оказался успешным: на смотре-конкурсе Галимов занял первое место, его приметил пианист и композитор Хабибулла Ибрагимов, который стал его учителем и заодно аккомпаниатором. После одного из выступлений в Доме Красной армии Ибрагимов подвел юношу к скуластому, с цепким взглядом человеку. Это был известный певец и композитор Газиз Альмухаметов. Встреча определила дальнейшую судьбу талантливого паренька. Армия потеряла одного из новобранцев, зато Уфимский техникум искусств приобрел прилежного ученика: Галимов блестяще сдал экзамены, и администрация техникума, дабы время не терять, ходатайствовала о его досрочной демобилизации.


Еще будучи студентом, Хабир прочувствовал кружащий голову запах сцены: помимо концертных программ он участвовал во всех постановках. Неудивительно, что по окончании техникума его приветил Башкирский театр драмы. На гастролях в Казани, где актеры показали свой певческий талант, Галимову посчастливилось выступать вместе с Газизом Альмухаметовым. Это было своеобразное соревнование певцов двух поколений. И как в прошлый раз, встреча круто повернула жизнь молодого артиста. «Слушай, друг, твое место не в драме, а в опере», — безошибочно определил Альмухаметов дальнейшую судьбу Галимова. Но, конечно, талант певца требовал огранки, как неотшлифованный алмаз, — и Хабир стал студентом первого набора Башкирской студии Московской консерватории. Бану Валеева, Габдрахман Хабибуллин, Хабир Галимов — все они впоследствии составили славу «новорожденного» Башкирского театра оперы и балета.


Да и как могло быть иначе: музыкальные таланты земли башкирской взял под крыло известнейший педагог, современник Шаляпина Николай Сперанский. Не ломая природой дарованного Галимову голоса — драматического тенора с ярким национальным колоритом, — он ненавязчиво прививал ему навыки классического оперного исполнительства. Вспоминает Салих Хуснияров, заслуженный артист БАССР: «Летом 1936 года первая группа солистов будущего театра приехала в Уфу на летние каникулы. Галимов привлек мое особое внимание. Стройный, красивый, худощавый, всегда элегантно одетый, он держался с непринужденностью настоящего артиста».

Первый среди равных

1938 год — особый год в культурной жизни молодой республики. В это время часто звучало слово «первый», и нередко именно в связи с Хабиром Галимовым. 14 декабря открылся первый в РСФСР национальный оперный театр — Башкирский. И в первой опере, поставленной на сцене, — «Прекрасная мельничиха» Д. Паизиелло — Галимов исполнил роль барона Колоандра. При чем тут итальянские страсти на башкирской земле? «Дело в том, что на сцене выступали не опытные артисты, а вчерашние студенты консерватории. «Мельничиха» была их дипломным спектаклем, — писала в те дни «Красная Башкирия». — Итальянские арии зазвучали на башкирском языке! Классическое наследие мировой культуры стало достоянием людей, некогда презрительно именовавшихся инородцами».


В течение первых двух лет Башкирский оперный дал 13 премьер, более полумиллиона зрителей посетили театр.


Уже в 1940 году состоялась премьера первой башкирской оперы «Хакмар» Масалима Валеева. Партию Юлая поет в ней тот же Хабир Галимов. «Он с начала до конца был на сцене, создал прекрасный образ, — вспоминала Бану Валеева. — Перевели на башкирский язык казахскую оперу «Ер-Таргын», хорошая музыка. Хабир — герой. В азербайджанской музыкальной комедии «Аршин мал алан» Хабир — сам красивый, голос прекрасный, герой блестящий». Галимов пел партии героев практически всего оперного репертуара.


А когда Загир Исмагилов писал оперу «Салават Юлаев», то в главной роли видел только его — Хабира Галимова. Композитор и будущий Салават не поленились съездить в родную деревню певца — Лагерево, проникнуться воздухом, силой той земли, что помнит своего героя. «В моей памяти осталась такая картина, — вспоминала дочь Галимова Земфира. — Маленькая деревенская изба. Я сижу в уголке лежанки, Загир Гарипович с кураем — на табуретке у окна, отец у печки. В центре стоит деревенский мужичок, и как только Загир Гарипович заиграл плясовую, он вышел на середину, распрямил плечи, сбросил шапку и, гордо подняв голову, начал танец. Когда он закончил, Загир Гарипович положил в его шапку 25 рублей. Довольный танцор ушел. Так создавалась опера, в такие моменты приходило вдохновение». Москвичи на знаменитой Декаде башкирской литературы и искусства приняли постановку восторженно.


«Он и бас Габрахман Хабибуллин были уникальными по тембру голоса певцами, — отмечал С. Хуснияров. — Без них спектакли не могли состояться. Поэтому они участвовали в каждом».

«Только так и надо петь»

Опера оперой, но певец не забывал ту самую свою первую сцену — небольшой пригорок, на котором мальчик-пастушок учился у степного ветра протяжным народным песням.


Вот как вспоминал о нем певец Магафур Хисматуллин: «Впервые протяжные народные песни я услышал от Хабира-агая. «Только так и надо петь», — решил я. Можно про него сказать еще и следующее: порядочный человек! Никогда ни на кого не повышал голос. Ни с кем не пререкался. Его жизнь прошла с доброй улыбкой».


Народная артистка БАССР Магафура Салигаскарова вспоминала, как в 40-е годы, когда артисты гастролировали по Салаватскому району, она впервые услышала, как Галимов исполняет народные песни. Артисты стояли за дверью, слушали и учились исполнять «башкирские обороты».


Машин не было. На лошадях везли костюмы, чемоданы, актеры шли пешком, от деревни до деревни — под дождем, снегом по плохой дороге. Вечером — концерт. Хабир никогда не болел, не простужался. «Он от души громко смеялся — звук лился, словно море, широко», — рассказывала Салигаскарова.


В 50 лет, в самом расцвете таланта, певец решил перейти в филармонию — концертировать. Оперные спектакли ограничивали свободу, особенно гастрольные выезды, и Галимов осуществил свою мечту: оставил театр, чтобы быть поближе к слушателю. Ансамбль успешно выступал в Ташкенте, Алма-Ате, Новосибирске, в Прибалтике, в Корее. Галимов, как вспоминают коллеги, всегда пел много, безотказно. Его без конца вызывали на бис.

«Сердитое» слово «понимаешь»

Кстати, о его интеллигентности, обаянии, добросердечии, терпимости к ошибкам и промахам других просто легенды ходили. «Помню, пришлось вместе выступать на радио. В те годы передачи транслировались в прямом эфире. Я каким-то образом игру на курае одной из песен начал с высоких звуков, — рассказывал Загир Исмагилов. — Хабир-агай издалека начал ее снижать. Думаю, ну, попадет мне после концерта. Вышли, а он смеется: «Загир, вот интересно мы с тобой сегодня выступили». Для меня Хабир-агай самый родной человек».


У него было всего одно «сердитое» слово «понимаешь», вспоминала заслуженный работник культуры РСФСР Ямал Исхакова, работавшая в концертной бригаде Галимова конферансье. «Когда родилась дочка, я ушла с работы, но участвовала в его концертах. Ведущая не может уйти со сцены, пока концерт не закончится. А за сценой — пятимесячный ребенок. Хабир-агай исполнит свой номер и берет на руки мою Гульнару, баюкает. Он был очень внимательным к женщинам, на выходе с холодной сцены поджидал нас с шубой. В дорогу всегда брал продукты, угощал нас».


Кстати, во время войны Галимов вместе с супругой взяли на воспитание осиротевшую девочку Зарему, а позже мальчика Эдуарда и растили их наравне с родной дочкой Земфирой.


Одно из последних выступлений артиста было во Дворце культуры «Нефтяник» на заседании клуба «Ак тирма». Ему было тогда около 80 лет, и он так звонко запел, что все удивились: в таком возрасте иметь такой голос!


«Мелодичный и благовоспитанный голос Хабира Галимова проник в мою душу лет 60 назад. По-моему, не только слово, но голос бывает вежливым и невежливым. Сегодня участились чуждые душе голоса. А это, в свою очередь, связано с тем, из каких источников черпается вдохновение. Хабир-агай вдохновение черпал из народного духа.


Сам Альмухаметов передал эстафету Галимову. Дальше она перешла к Магафуру Хисматуллину и Радику Гарееву. Они были не резными жестяными звездочками на сценическом небосклоне, а самыми яркими светилами из бездны небес…» — так писал об истинно народном певце истинно народный поэт Мустай Карим.


При написании материала использована книга «Хабир Галимов. Великий народный певец», подготовленная дочерью певца Земфирой Валиевой.
Опубликовано: 12.03.19 (11:22)
Статьи рубрики Культура
Сцена из спектакля «Легионер».   Сабантуй начинается с юрты.  

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В конкурсе восемь номинаций. Среди них – театральная – для многодетных семей и «Мир без границ» – для особенных детей. В ней принимают участие подопечные фонда «Ломая барьеры». У многих из них тоже есть коляски. Правда, отличающиеся от остальных.

Вернуться