Газета «Республика Башкортостан»

На узкой колее

В безопасность дорожного движения вложат миллионы рублей

К 2024 году республике предстоит снизить смертность в ДТП почти в три раза.
К 2024 году республике предстоит снизить смертность в ДТП почти в три раза.
версия для печати
К 2024 году республике предстоит снизить смертность в ДТП почти в три раза.

Новость о том, что объявлена благодарность медикам стерлитамакской городской больницы № 1 и врачам «скорой», сумевшим вовремя помочь пострадавшим в ДТП в Стерлитамакском районе, не осталась без внимания. Как и факт того, что в резонансном дорожном происшествии — столкновении пассажирского автобуса с опорой ЛЭП — пострадало два десятка человек. Почему на дорогах республики почти каждый день погибают люди и как выправить ситуацию? Ответы на эти вопросы корреспондент «РБ» искал у специалистов.

Глаз правосудия

Из почти 47 тысяч километров дорог в республике только 800 имеют федеральное значение, остальные региональные, межмуниципальные и местные. Порядок на которых в первую очередь должна обеспечить республиканская власть. Специалисты признают, что проблему не решить, если просто выставить вдоль трасс сотрудников ДПС. Важно состояние самих дорог.


Согласно национальному проекту, больше половины региональных трасс (а именно — 56,5 процента) должны в 2024 году отвечать нормативам. В Уфимской и Стерлитамакской агломерациях требования еще выше, около 85 процентов. А смертность на них должна быть уменьшена в 3,5 раза.


— Начинать работу нужно с уменьшения количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Их сегодня насчитывается по Башкирии 140, а должно остаться в два раза меньше, — говорит заместитель председателя комитета по транспорту и дорожному хозяйству Азат Калимуллин. — Одной из мер будет установка стационарных камер автоматической фиксации нарушений правил движения.


Сегодня в республике функционирует 223 подобных стационарных комплекса, которые периодически меняют «место прописки». По оценкам комитета, для нормализации ситуации нужно еще 463 комплекса. Цена вопроса — более двух млрд рублей. Понятно, что республике сложно сразу закупить все необходимые устройства, в нынешнем году стоит задача приобрести 112 таких комплексов.


Еще одна мера, о которой говорят чиновники, — более жестко ограничить проезд большегрузного транспорта в период весенней распутицы. Для этого надо развивать станции весогабаритного контроля. Сейчас в республике есть два таких стационара и 12 передвижных. Однако водители фур тоже не лыком шиты — они стараются объехать подобные «кордоны» по другим направлениям. Поэтому в Башкирии планируют установить до конца 2024 года дополнительно 12 автоматических контрольных пунктов.


Здесь, правда, есть нюанс — «паводковые» тарифы на дорогах республики намного выше, чем в других регионах страны. Что вызывает многочисленные нарекания со стороны водителей. «Мы по протяженности автомобильных дорог занимаем второе место в стране, и нас трудно сравнивать с соседями. Отсюда и тарифы у нас заметно выше», — приводит свои аргументы в этом споре Азат Калимуллин. Хотя он и не отрицает того, что ценовая «вилка» может порождать на контрольных пунктах отдельные коррупционные моменты.


С другой стороны, вырученные таким образом средства можно будет потратить на установку ограждений, освещения и многое другое. Здесь много проблем, достаточно сказать, что 63 процента ДТП произошло в том числе из-за плохой различимости дорожной разметки.


А в целом на региональный проект «Безопасные дороги» до 2024 года включительно планируется выделить более 33 млрд рублей, примерно по пять млрд в год. Почти треть поступит из федерального бюджета. Первые 5,1 млрд рублей, из которых 1,8 млрд — федеральные, должны быть освоены уже в этом году.

Только вертолётом можно долететь…

На региональных и муниципальных дорогах в прошлом году в результате ДТП погибло 511 человек. Смертельных исходов могло быть намного больше, если бы не своевременная помощь медиков, которым, к слову, приходится работать в непростых условиях.


— Сейчас в республике круглосуточно работает 307 бригад «скорой помощи». Однако две трети наших автомобилей имеют срок эксплуатации более 10 лет, — говорит первый заместитель министра здравоохранения РБ Рафаэль Яппаров. — При этом в Зилаирском, Кигинском, Хайбуллинском районах, городе Октябрьском износ составляет 100 процентов, в Уфе — 95 процентов.


В прошлом году и в начале этого было закуплено немало новых специализированных авто, но всех проблем они не решили.


— При спасении людей решающую роль играет время, за которое пострадавшие могут быть доставлены в стационар, — считает Яппаров. — В прошлом году примерно 80 процентов всех пострадавших мы сумели доставить в медучреждения в пределах так называемого «золотого часа».


Сложность еще и в том, что не во всех близлежащих медпунктах можно оказать людям необходимую помощь. Для этого нужны специализированные центры с самой современной аппаратурой. Для спасения человеческих жизней в республике планируют в восьми зонах подготовить вертолетные площадки для быстрой эвакуации пострадавших в ДТП. Завершить такую работу планируется в 2020 году.


Еще одна примета времени, которую отмечают медики: всего три-четыре года назад факты оказания первой медицинской помощи пострадавшим простыми людьми были единичны. Сегодня такие случаи исчисляются десятками. Здесь как раз та ситуация, когда не надо жалеть ни времени, ни денег, чтобы обу­чать граждан азам медицинских знаний, уверены специалисты.


А вот проблему связи таким образом не решить. А она, несмотря на восхваления ГЛОНАСС и наличие на территории республики многочисленных сотовых операторов, существует. До сих пор в Башкирии есть мертвые зоны, где мобильная связь отсутствует в принципе. А на самых подробных интернет-картах существуют белые пятна: в новостройках, садовых товариществах и других, казалось бы, обжитых местах.


Когда эта ситуация разбиралась депутатами на заседании одного из комитетов в Госсобрании республики, то прозвучало предложение пригласить на обсуждение специалистов из республиканского транспортно-навигационного центра. Народные избранники резонно отметили, что в деле спасения людей мелочей не бывает.


Что же касается числа погибших в ДТП, то в нацпроекте к 2024 году заложен барьер — не более четырех смертей на 100 тыс. населения. В прошлом году этот показатель в республике составил 11,2 человека, пять лет назад было 19. С одной стороны, прогресс налицо. С другой — мы выглядим хуже среднего показателя как по округу (10,5 человека), так и по России в целом (9,7 человека). Что касается федеральных трасс, то здесь хуже всего обстоят дела на дороге Уфа — Оренбург, где за год погибло 196 человек.

Кто поверит детектору лжи?

Кстати, интерес депутатов вызвала и ситуация в системе контроля за дорогами. Кому принадлежит, например, лаборатория, делающая анализы образцов уложенного дорожного покрытия?


— Лаборатория работает на основе нашего соглашения с управлением дорожного хозяйства администрации Уфы, — пояснил зампредседателя республиканского комитета по жилстройнадзору Булат Исмагилов.


По сути, в одну и ту же инстанцию обращаются и контролер, и подрядчик, и заказчик. Не отрицая этого факта, Исмагилов добавил, что образцы идут в лабораторию под специальными номерами, что скрыто за шифром — никто не знает. Так что объективность заключений должна быть максимальной. Не для всех парламентариев подобная аргументация оказалась убедительной. Узнать, откуда прибыл тот или иной образец керна, — не самая большая проблема, порой достаточно переговорить с водителем, доставившим материал на исследование. Со всеми вытекающими для строителей преференциями. Отсюда, похоже, и возникающая уже на следующий год колейность основных трасс в регионе, и исчезающая через несколько месяцев разметка.


…Транспортную отрасль, конечно, не зря выделили в отдельный нацпроект. Это настолько многогранная проблема, что здесь мнение не только двух-трех, а и десятка специалистов будет мало. Здесь каждое ведомство, каждая структура могут внести свой посильный вклад в общую безопасность. И если в том же Стерлитамаке исчезнут подобные поводы объявлять врачам благодарности за спасение — может, это не так уж и плохо?

Опубликовано: 01.03.19 (09:54)
Статьи рубрики Cоциум
Одна из примет выставки — изобилие отечественных ноу-хау.   Инициативная группа.  

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • Открытие трудового семестра в вузах РБ
  • Актеры тюркоязычных театров посетили Площадь Салавата
  • Республика Башкортостан приняла эстафету Всероссийского театрального марафона. Торжественная передача символа Года театра от коллег из Пермского края состоялось  10 мая 2019 года на сцене Уфимского государственного татарского театра «Нур»
  • Всероссийский
конгресс «Вектор
Детство-2019»,
прошедший
в уфимском Конгресс-
холле, собрал более
700 участников
со всей страны —
уполномоченных
по правам ребенка
регионов, которые
на этой же площадке
провели свой съезд,
представителей власти
и родите

Вернуться