Газета «Республика Башкортостан»

Башкирский костюм: теперь в «цифре»

или Как современные технологии служат национальной культуре

Работы дизайнера востребованы в национальных театрах.
Работы дизайнера востребованы в национальных театрах.
Автор: Гюзель САХИПОВА
Фото: из архива Ильдара ГАТАУЛЛИНА
версия для печати
Работы дизайнера востребованы в национальных театрах.

Да, так и есть – 3D-технологии действительно добрались до национальных костюмов и украшений. Дизайнер и реконструктор из Уфы Ильдар Гатауллин объясняет приверженцам традиций, как прогресс помогает возрождать национальную культуру.

Главное — вовремя изменить свою жизнь


— Костюмы, украшения — это в первую очередь устоявшиеся каноны. Откуда в вас такой интерес к истории?



— История, культура, традиции — это мое детство. Лет в четырнадцать я бегал с мечом — мы были ролевиками, собирались, сражались, создавали себе костюмы. Еще прежде отец брал меня с собой на работу в училище искусств, и я рос в этой атмосфере — среди актеров, певцов, музыкантов, среди национального колорита. Долгое время занимался реконструкцией эпохи Средневековья, а потом меня прямо-таки понесло в сторону башкирской культуры. И даже диплом в Академии искусств я защищал по реконструкции народного костюма.

 

— Выходит, вы изначально были уверены в том, чем будете заниматься?

 


— Как раз изначально все было не так гладко. Это сегодня я могу назвать себя счастливым человеком — такое чувство, что мне помогает Всевышний, все делается легко. Тем не менее был период, когда опускались руки, я не находил понимания со стороны окружающих и от отчаяния даже забросил любимое дело… Но в какой-то момент решил поменять жизнь, вернулся к своему увлечению — и теперь точно знаю, что это мое.

 

Национальный колорит — на поток?

 

— В своей работе вы используете 3D-технологии — однако не все отреагировали однозначно на их внедрение в процесс изготовления башкирского костюма…

 

— Это от незнания. Поясню: использование 3D и такого материала, как пластик, позволяет максимально удешевить процесс изготовления костюмов и украшений, которые особенно востребованы у фольклорных, детских, народных коллективов или, к примеру, у участниц конкурса «Мисс Башкортостана». Гибридные технологии позволяют обеспечить максимальное соответствие канонам, 3D-принтер воспроизводит даже мельчайшие детали, а впоследствии мы можем добавить сюда камни и металл — получается быстро и дешево, а главное — внешне неотличимо от подлинного костюма.

 


Однако если мы говорим об абсолютном воспроизведении старинного костюма с соответствием не только внешним, но и в плане материала, то здесь речь идет уже о полной реконструкции: используются настоящие драгоценные и полудрагоценные камни и металлы, старинные монеты. Соответственно, о тиражности и бюджетности речь уже не идет.



Я отвечу на главный вопрос: почему 3D-технологии? Потому что именно они позволяют облегчить массовое изготовление народного костюма, а главное, способствуют возрождению интереса к национальным традициям — а как раз это я и считаю своей задачей. Уравниловка во времена СССР сыграла в данном случае плачевную роль: отличительные признаки народного костюма тогда почти канули в Лету — правда, Зауралье, к счастью, это почти не затронуло.

 

— Как вы считаете — национальная культура возрождается?

 


— Безусловно, и в этом большая заслуга творческого цеха: актеров, писателей, художников, которые все чаще обращаются к памяти предков и вековым традициям, живо этим интересуются и заражают окружающих. Я помню, как в 2015 году мы впервые распечатали объемные 3D-детали башкирского костюма и представили их на международной выставке 3D-ЭКСПО в Москве, также распечатав отсканированную модель — фигурку девушки в народном костюме. Это вызвало просто оглушительный резонанс, о нас писали европейские и даже американские издания — кстати, среди наших заказчиков есть и жители дальнего зарубежья. Нашей работой заинтересовалась крупная компания, производящая 3D-принтеры, и башкирский костюм даже стал ее «лицом».


Влияние других культур неизбежно

— А башкирский костюм — он действительно башкирский?

— Ох как бы я возмутился всего несколько лет назад такому вопросу! Тогда я был твердо убежден, что все национальное должно быть без какого-либо вмешательства со стороны других культур. Сегодня же отношусь к этому гораздо спокойнее, потому что не только понимаю, но и вижу: невмешательство просто невозможно. Мы же взаимодействуем, общаемся с соседями по тому же Поволжью и, соответственно, перенимаем их культуру, так же как и они нашу — то есть смешение все-таки происходит. Хотя это, конечно, не означает, что в элементах народного костюма должна быть неразбериха — я как раз тщательно изучаю костюмы других народов, чтобы видеть особенности и различия; соответственно, и к деталям в работе мы подходим с большой ответственностью.



Вы, наверное, заметили: я почти все время говорю «мы»? Потому что работаю вместе с мамой — мы вместе создаем наши творения. Благодаря ей я вырос, в том числе и как специалист — я сам это чувствую, да и люди об этом говорят, и заказчики благодарны. Вот вы позвонили, нашли меня — значит, и, правда, людям это интересно.

Опубликовано: 22.02.19 (09:16)
Статьи рубрики Культура
Сцена из спектакля «Легионер».   Сабантуй начинается с юрты.  

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В конкурсе восемь номинаций. Среди них – театральная – для многодетных семей и «Мир без границ» – для особенных детей. В ней принимают участие подопечные фонда «Ломая барьеры». У многих из них тоже есть коляски. Правда, отличающиеся от остальных.

Вернуться