версия для печати
|
|
Уфа, Сипайлово: палаточная торговля процветала в 90-е. |
//ЕСТЬ ТАКОЕ
Скажем сразу, это не огромный магазин с яркими вывесками, а неприметный киоск чуть ли не на отшибе села Комсомольск Учалинского района. Расположен недалеко от трассы Учалы — Миасс. Чем примечателен? Да хотя бы тем, что на прилавках — все, что производится руками местных жителей. Свежайшие продукты и ручные изделия с крестьянских подворий. От яиц только что из-под курочки до пуховых подушек. Молоко, творог, сметана, яйца, варенье, ягоды, картошка, мед, кумыс. А еще варежки, шали, носочки. Жители соседних деревень тоже выставляют свой товар на продажу.
— У нас в районе немало деревень, которые близко к городу расположены, их жителям проще — свою продукцию на рынок везут. А как быть нам? Мы живем за 40 — 50 километров от Учалов. Вот и стою здесь уже двадцать лет. И ничуть не в тягость, — улыбается хозяйка киоска Мадина-апай Халиуллина. Когда спросила у нее, сколько процентов от продажи оставляет себе за реализацию товара односельчан, сказала, что нисколько. Не поверила, да и кто в такое поверит?
— Долги надо платить! Помогаю людям, которые меня, человека из другого района, приняли когда-то в свою большую семью. 40 лет ведь живем как родные. А что касается заработка, то здесь ведь и местные предприниматели свой товар выставляют: кумыс, к примеру, или мед. Они платят за продажу. Мне на жизнь много не надо, хватает, пенсию ведь еще получаю.
«Удивительная женщина наша Мадина-апай. Ее даже туристы многие знают и проезжающие по этим местам командированные. Ведь натуральный продукт не у каждого купишь, иные невесть что подсунут, а вот ей люди доверяют. И то, что проценты со своих односельчан не берет, — тоже правда. Она ведь и посреднические услуги оказывает: кому-то что-то купить-продать понадобилось, ей звонят. И она находит продавца или покупателя. Уважают ее у нас. Порядочная, деловая женщина», — отзываются о ней односельчане.
Мадина-апай родом из деревни Утяшево Белокатайского района. Работала в Миассе, там познакомилась с будущим мужем. В 1978 году невесткой приехала в эти места да так и осталась. Двух дочерей одна воспитала. Обе сейчас живут в Ильчино.
— Не у каждого есть возможность держать магазин, кому-то только киоск по плечу.Так почему бы не разрешить? У нас в городе их много было, а потом позакрывали вдруг. И что? Кому от этого лучше стало? Пусть так будет: выживут — выживут, не получится — пусть в другом деле себя пробуют. Думаю, нужно в первую очередь поддерживать людей, торгующих местными товарами. У селян с реализацией своей продукции большая проблема. А магазинов, продающих завезенный со стороны товар, и без того много, — говорит она.
При этом ларьки ларькам рознь! Слишком хорошо врезалось в память, как лет пятнадцать-двадцать назад мы с мужем стояли возле уличного торгового павильона. Супруг за стеклом киоска рассматривал яркую, глянцем притягивающую коробочку и все маялся: «Может, купить, попробовать? Смотрится аппетитно, не то что эта вонючая «Прима». Но дороговато выходило, и не хотелось брать кота в мешке. Так и не купил... А оказалось, что это спайс»! Было время — предлагали этот наркотик открыто, никто ведь ничего еще не знал поначалу. А уличная торговля откликнулась на новый товар первой, как и положено по статусу…. Про контрафактный и суррогатный алкоголь, которым промышляли уличные торговые точки, и говорить не приходится. Но все же. Так что, инициатива минпромторга хорошая, но при обязательном условии, что будет обеспечен действенный и жесткий контроль.
Аниса ЯНБАЕВА.
Учалинский район.
//ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Я был одним из пионеров, которые в 90-х ставили первые «комки», как тогда называли коммерческие киоски. Получить разрешение на подобную деятельность было крайне сложно. Даже имея кучу друзей и родственников во всех инстанциях, осилить такое начинание в одиночку редко кому удавалось. Поэтому прицепом к одному предпринимателю добавлялась еще пара-тройка «соучредителей», без которых невозможно было запустить бизнес.
Но когда ларек начинал работать, денег хватало всем. Ведь за сутки он давал прибыль, которая с лихвой превышала среднемесячный заработок заводчанина-работяги. То время сегодня вспоминается, как поездка на американских горках: было и страшно (скольких моих коллег-конкурентов покалечили, сколько «комков» сожгли рэкетиры!), и интересно — в родном городе мы были популярнее кинозвезд.
Те, кого приглашали в тесный закуток между сейфом и разноцветными коробками, чувствовали себя, как в космическом корабле. Сторонние наблюдатели с удивлением смотрели, как народ, дорвавшийся до «красивой» жизни, подчистую сметает с полок «пластмассовую» салями из Польши (хорошо помню ее сомнительный вкус и неестественно красный цвет), голландские крекеры (они горели ярче пороха) и спирт «Рояль», употребление которого была сродни лотерее — то ли все обойдется, то ли какой-то из внутренних органов выйдет из строя…
Прошло полтора десятилетия, и эту «лавочку» прикрыли. Повод найти было несложно: близость к школам и дошкольным учебным заведениям, антисанитария, реализация алкоголя и сигарет несовершеннолетним... На тот момент часть коммерсантов успела скопить первоначальный капитал и либо открыла свои магазины, либо занялась другими видами предпринимательской деятельности.
Я тоже пробовал себя в разных сферах. Но если бы сегодня мне разрешили открыть, к примеру, торговый киоск или организовать работу автолавки, согласился бы без колебаний. Уверен, такой формат торговли будет востребован. За последние годы сетевые магазины выдавили практически все небольшие торговые точки и стали диктовать свои правила торговли, которые далеко не всем по душе. Простой пример: мои друзья-фермеры в прошлом году вырастили отличную капусту. И смогли сдать ее лишь в один из сетевых маркетов, да и то по 7 рублей за кило. Интересно, что к вечеру ее выставили на продажу уже по 24 рубля за килограмм. Другой друг, тоже фермер, неделю бегал по магазинам, пытаясь сдать за бесценок две тонны тыквы. Никто так и не согласился ее взять: места занимает много, а прибыль копеечная. В итоге весь урожай он вывез на свалку. А как мыкаются торговцы «молочкой», вынужденные торговать ею прямо на улице! Думается, если кто-то из предпринимателей возьмет на себя торговлю фермерской продукцией в палатке или с мобильной автолавки, он точно останется в выигрыше.
Есть лишь несколько пожеланий. Во-первых, прежде чем запустить очередной проект, необходимо тщательно продумать дизайн будущих торговых точек. Не хочется возврата к временам, когда торговые павильоны изготавливали из железнодорожного контейнера, в котором автогеном вырезали дверь и окошко. Во-вторых, за такими торговцами (пусть не обижаются на меня коллеги) нужно установить жесткий контроль. Нынешнее законодательство позволяет предпринимателям годами избегать различных проверок. Возможно, иногда так и должно быть. Но торговля продуктами питания в ларьках и с колес не тот случай. Я слишком хорошо помню, как выглядели ларьки изнутри 15 лет назад. Здесь не только торговали — и спали, и ели, и ходили по нужде…
Думается, возвращение к прежнему формату торговли позволит решить еще одну давнюю беду. Вдоль центральных улиц сегодня стоят десятки людей, которые чуть ли не с асфальта торгуют не только варежками, носками и «цыганским золотом», но и мясом, рыбой, маслом... Их бизнес продолжается и при плюсовой температуре. Таких продавцов не пугают ни штрафы, ни угроза конфискации товара. Да, к ним можно относиться по-разному. Но надо понимать, что этим людям тоже на что-то нужно жить. Вот они и крутятся как могут. Если им предложат перейти на качественно новый формат торговли, который одобряет и общество, и государство, многие из них с радостью ухватятся за эту возможность.
Андрей Н.,
предприниматель.
г. Октябрьский.
//ТОЧКА ЗРЕНИЯ
- Сегодня магазины есть даже в самой отдаленной деревне района, поэтому автолавки для нас не столь актуальны, — говорит председатель потребительского общества «Баймак» Фарида Кусеева. — В большинстве своем сельчане — наши потенциальные покупатели — приобретают товар в долг: до пенсии, пособий и зарплаты. Если бы автолавки, мелкие уличные торговцы работали рентабельно, от них бы не отказались. Они изжили свое.
С этим мнением солидарен и предприниматель Рамзиль Атанов из села Ивановка Хайбуллинского района.
— Изначально у меня было желание организовать мобильную торговлю, — говорит Рамзиль Атанов. — Недавно благодаря гранту открыл пекарню. Думал, с автолавкой развить это дело — развозить продукцию по соседним деревням. Но дорогое удовольствие получается. Деревни в округе малочисленные, жители чаще берут товар в долг. Даже водителя на автолавку найти — проблема. Решил отказаться от этой идеи. Вот если бы вместо большой машины предложили что-то типа «пирожковоза», было бы замечательно.
— Сегодня выездная торговля не столь выгодна, как раньше, — вторит Дилара, так она попросила ее называть, из Баймака. — Люди уже привыкли отовариваться в более комфортных условиях. На рентабельность «мобильных магазинов» влияет сезонный фактор. У нас реально заработать можно, к примеру, в период сабантуев. В остальное время больше на бензин потратишься, только товар пообтреплешь.
Зульфия САФИНА.
Баймакский, Хайбуллинский районы.
//БЛИЦОПРОС
— У нас и сегодня более двух сотен точек, принадлежащих малому бизнесу, — говорит заместитель главы городской администрации Лилия Зайнуллина. — Будет больше. Только не в таком виде, как это было лет двадцать назад, когда царили антисанитария и убогость, а качество предлагаемой продукции не выдерживало критики. Сейчас мы готовим большой документ, посвященный формату организации таких мест. Будем проводить аукционы, при этом изменятся требования как к их внешнему виду, так и к ассортименту. В приоритете будут непосредственные производители товаров и услуг.
Довелось услышать и иное мнение. Своими мыслями поделился бывший коммерсант, пожелавший остаться инкогнито.
— Мы с женой держали три торговые точки. Не скажу, что шиковали, но на жизнь хватало. Аккуратно выплачивали государству налоги. Люди куда охотнее шли к нам, чем в супермаркеты. Брали ценой и свежими продуктами — завозили не фурами, а небольшими партиями каждый день. У сетевиков мы были бельмом в глазу. И они приложили все силы, чтобы нас искоренить. А различные государственные структуры всячески им содействовали.
Сейчас хотят сделать как лучше. А не получится ли как всегда: поманят конфеткой, а потом пинка под зад дадут.
Я сейчас работаю на вахте, жена с детьми сидит. Все же стабильность. И никаких налоговиков, пожарных, участковых с санэпиднадзором поблизости.
Андрей НИЧКОВ.
г. Нефтекамск.
//КОМПЕТЕНТНО