Газета «Республика Башкортостан»

Молодых кому-то надо учить…

Страна готовится к технологическому прорыву. Готова ли к нему высшая школа?

Новейшее оборудование требует самых современных знаний.
Новейшее оборудование требует самых современных знаний.
Автор: Андрей КОМАРОВ, кандидат экономических наук
Фото: Раиф БАДЫКОВ
версия для печати
Новейшее оборудование требует самых современных знаний.

Слушал недавно известного тележурналиста Владимира Соловьева, который приводил примеры низкого профессионального уровня преподавателей школ в регионах России. Слушал и думал: полностью разделяю его озабоченность сложившейся системой подготовки кадров в стране.

Однако говорить только о провалах в среднем образовании — значит, обсуждать тему в усеченном виде. Ведь не лучше обстоит дело и в вузах. Проработав в высших учебных заведениях более тридцати лет, в том числе в качестве доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана, замдиректора института, могу с уверенностью сказать: в сложившейся системе преподавания необходимо многое кардинально менять.


Последние опросы по регионам страны: 84 процента респодентов отметили чрезмерную загрузку преподавателей бумажной и организационной работой. И это правдивый взгляд изнутри. Преподаватель сейчас отвечает за что угодно, но только не за качество подготовки будущих специалистов.


Примеры? Пожалуйста.


Во-первых, с него требуют разработку учебно-методического комплекса, а это его лекции, которые, как правило, представляют собой ксерокопии книжного материала, практические занятия, методические пособия, тесты и многое-многое другое. Чем больше объем таких разработок, тем этот комплекс считается более значимым. Некоторые учебно-методические комплексы насчитывали более тысячи страниц машинописного текста. На практике преподаватели редко к нему прикасаются, и это объемный, никому не нужный труд полезен только как макулатура.


Во-вторых, если даже преподаватель читает курс по истории или философии, с него еще требуют научную работу в виде статей в отечественных и зарубежных журналах, участие в хоздоговорах. Хотя в большинстве своем преподаватели не собираются поступать в аспирантуру, не планируют заниматься научной деятельностью. На перечисление обязанностей педагогов высшего учебного заведения потребовалось бы много времени. Скажу только одно. Такая ненужная практика загрузки преподавателя не оставляет времени для повышения его собственного профессионального уровня.


В ноябре прошлого года довелось слушать министра образования России Ольгу Васильеву. Обсуждая вопрос подготовки кадров высшей школы, она сделала акцент на том, что надо повышать авторитет преподавателя и ответственность родителей за учебу их детей. Жаль, что уважаемая министр не сказала: авторитет преподавателя во многом зависит от него самого, и с посторонней помощью его не завоюешь.


Будучи завкафедрой, я имел привычку хотя бы раз за учебный год посещать лекцию каждого педагога. Пришел как-то к молодой преподавательнице, имеющей стаж работы в университете шесть лет и ученую степень кандидата наук. И что же? Она начала занятие на десять минут позже, затем десять минут ушло на перекличку присутствующих студентов.


Затем, открыв толстую тетрадь, в течение от оставшегося от полутора часов времени диктовала студентам содержание лекции — как диктант, с указанием знаков препинания. Что удивительно, нисколько при этом не смущалась, считая такую лекцию нормой. Как вы думаете, будут студенты уважать такого преподавателя-декламатора?


Убежден: если бы главным в работе считали квалифицированную подготовку студентов, а не наличие большого количества «макулатуры» перед занятиями, то и уровень профессионализма как преподавателей, так и студентов стал бы существенно выше. Общим недостатком обучения в вузах является то, что многие преподаватели, как правило, пересказывают содержание книг по читаемому курсу, забывая, что студент читает те же книги, пользуется интернетом и порой имеет в этой области существенный багаж знаний. В итоге на такие лекции приходят по шесть студентов из двадцати. И то потому, что им могут припомнить посещаемость во время экзаменов и зачетов.


Некоторые могут мне возразить. А как можно оценить профессионализм того или иного педагога? Думаю, можно. Во-первых, руководителям института или университета было бы полезно периодически бывать на занятиях и затем анализировать их в кругу преподавателей. Это повысило бы ответственность за порученное дело, дисциплинировало и стимулировало к эффективному труду и профессиональному росту. Действующая же форма взаимного посещения занятий сведена к формализму, являясь в большинстве случаев, мягко говоря, необъективной, поскольку не отражает истинного состояния дела.


Результаты таких взаимопосещений пользы не приносят, а используются лишь для отчета перед руководством и для очередной проверки. Основываясь на практике, могу утверждать: наиболее точную оценку профессионализма могут дать сами студенты. К примеру, если провести среди них анонимное анкетирование и поставить конкретные вопросы: как преподаватель излагает материал, насколько ясно, доступно, логично, то можно получить весьма интересные результаты. Полезно было бы узнать, информирует ли преподаватель о новейших достижениях науки и передовой практики, не дублирует ли содержание учебника? Насколько хорошо знает свой предмет и развивает ли творческое мышление, инициативу студентов, стремление к самостоятельной работе?


Руководство вуза должно знать, насколько глубоко ориентирует педагог студентов на использование изучаемого материала в будущей профессиональной и общественной деятельности. Насколько присущи ему доброжелательность, уважительное отношение к студентам, заинтересованность в их успехах. Располагает ли он к себе честностью, принципиальностью, порядочностью.


Неоднократно наблюдал: когда преподаватель тесно увязывает теорию с практикой, разбором конкретных ситуаций и деловых игр, то, как правило, у него высокая явка студентов на лекции, проявляется их неподдельный интерес к занятиям, они с желанием вступают в дискуссию, не стесняются высказывать и отстаивать свою точку зрения.


В последние годы некоторые университеты комплектуют свои штаты преимущественно из молодых преподавателей. И это, видимо, вполне обоснованно. Однако пользы для института и студентов будет значительно больше, если в основу кадровой политики будет положено рациональное сочетание молодых и уже опытных, пусть даже почтенного возраста, работников высшей школы. Молодых ведь кому-то надо учить.

Опубликовано: 12.02.19 (09:25)
Статьи рубрики Наука
  Школьник учит робота собирать кубик Рубика.  

Написать комментарий

Ляля2019-02-16 00:41:46
Важную тему поднял Андрей Григорьевич! Действительно все мы понимаем, что образование нации важно для процветания страны. Оптимизация учебного процесса и баланс опыта и современных инструментов, верно выстроенная мотивационная система внутри вуза как мотивация преподавателей так и самих студентов повысит конкурентоспособность вуза и выпускников. Поэтому оптимальное сочетание талантливых молодых преподавателей с опытными даст своей синергетический эффект. Верно выстроенная мотивация и оптимально проработанные бизнес процессы позволят подготавливать мощные кадры республики и страны.

AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Уфе открылась выставка татарского национального костюма
  • В Уфе проходит форум строительства и ЖКХ
  • Радий Хабиров провёл совещание по обеспечению безопасности на Международных детских играх и в майские праздники

Вернуться