Газета «Республика Башкортостан»

О сельском учителе замолвили слово

Если мы сумеем вернуть педагогов в деревню, появится перспектива для всей страны

Эти ребята могут похвастаться не только аттестатом, но и удостоверением тракториста-машиниста.
Эти ребята могут похвастаться не только аттестатом, но и удостоверением тракториста-машиниста.
Автор: Аниса ЯНБАЕВА, Зульфия САФИНА, Андрей НИЧКОВ
Фото: Раиль КАЛИМУЛЛИН
версия для печати
Эти ребята могут похвастаться не только аттестатом, но и удостоверением тракториста-машиниста.

На недавно прошедшем в Уфе первом форуме школьного образования одними из основных стали вопросы, касающиеся сельских школ.

Учителей по-прежнему заботит фактическая недоступность для сельских детей серьезного, качественного академического образования. Как и раньше, многие педагоги совмещают преподавание разных школьных предметов. А проблема сокращения учебной нагрузки сельского учителя, по опросам экспертов, стоит на первом месте.

На втором, пожалуй, остается кадровый вопрос. Как привлечь выпускников педвузов и колледжей в село и создать все условия для того, чтобы город не казался им более привлекательной альтернативой? Мы попросили поделиться своим мнением тех, на ком сегодня держится сельская школа.

Главный козырь

Из агролицея выходят с аттестатом и профессией

Азамат Аюпов из Абзелиловского района девять классов закончил дома, а потом поступил в Уразовский лицей, который заканчивает в этом году.


Аниса ЯНБАЕВА

 

— Я планировал поступать в аграрный университет на механический факультет. А когда узнал, что в Учалинском районе есть агролицей, где можно получить специальность тракториста, решил попробовать. К тому же при лицее есть интернат, так что проблем с жильем нет. Теперь нисколько не жалею о выборе, вместе со средним образованием будет и профессия, — говорит юноша. Кстати, в прошлом году он участвовал в Республиканском конкурсе научно-технического и инновационного творчества «Агро-Юность» и стал призером в номинации «Взгляд на перспективу».


Начальник инспекции местного Гостехнадзора Вилора Фахретдинова, представитель экзаменационной комиссии, признает: уровень преподавания в лицее высокий.


— Я привожу уразовцев в пример даже выпускникам сельхозколледжа, — говорит Вилора Тельмановна, отмечая при этом, что в республике не осталось подобных школ, где вместе с аттестатом учащиеся получают профессию. А в Уразовском лицее это специальности трактористов категории «С», «Е» и пчеловода.


В 2006 году уразовцы стали победителями конкурса среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, а затем — победителями во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России-2007».


Государственная поддержка из федерального бюджета в размере миллиона рублей позволила улучшить условия профильного обу­чения. У агролицея есть три трактора, погрузчик, трактородром, где проходят практические занятия по вождению, гараж. Учреждение располагает пасекой из 15 ульев, ежегодно производящей около ста килограммов цветочного меда.


— Многие из наших выпускников продолжают обучение в вузах, поступают в учебные заведения республики и соседних областей. Одна из наших выпускниц, студентка БГАУ, стажировалась в Германии по пчеловодству, — рассказывает директор лицея Диля Хаджеева.


Среди тех, кто учился в лицее, много фермеров, руководителей сельхозпроизводств, активных и предприимчивых людей — сказывается профильная подготовка.


Заметим, к слову, что в Учалинском районе практически не осталось школ, где имеются интернаты, в трудные времена многие руководители поспешили их закрыть. Это и понятно — зачем лишние хлопоты. А своим нынешним статусом лицей обязан Уралу Байгускарову, проработавшему здесь директором многие годы. Интернат удалось сохранить его стараниями. Поэтому учиться сюда приезжают из всех деревень района и даже из других районов республики. В свое время здесь обучались дети из поселка Межозерный Челябинской области.


Педагоги лицея не сомневаются: важно еще со школьной скамьи давать детям дополнительное профессиональное образование. Чтобы село сохранилось, оно должно соответствовать ожиданиям и интересам занятых в аграрной отрасли людей.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алия ЕТИМБАЕВА, директор Уральской школы Учалинского района:

— На первом форуме школьного образования «Взлетай!» побывала на дискуссионной площадке, где обсуждались вопросы профориентации. Интересно было послушать коллег, у которых уже есть богатый опыт. Разве плохо, если дети выходят из школы со специальностью? Например, с удостоверением тракториста-машиниста, как в Уразовском лицее. В свое время многие школы в нашем районе практиковали такой опыт, в том числе и наша. Думаю, было бы неплохо его возобновить. Образовательный комплекс «Садись за руль» проекта «Взлетай!» тоже кажется мне интересным и важным. Он позволит получить водительские права еще в школе. По большому счету профориентация учащихся — очень важное направление. В этом плане, конечно, городские школы в выигрыше, они могут открывать профильные классы: количество детей позволяет. У нас же с этим куда сложнее. И еще узнала, что есть школы в республике, где профильное обучение начинают не с 10 класса, а раньше, с пятого, например. Мы тоже будем рассматривать различные варианты.

Кстати

На Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» возглавлявший жюри Эдуард Никитин, ректор Академии повышения квалификации работников образования, так объяснил победу уразовцев: «О патриотизме не надо говорить, патриотизм должен светиться изнутри». Он тогда сделал акцент на основном козыре лицея — воспитании человека, ориентированного на работу в селе, где он может стать и финансистом, и юристом, а может просто работать трактористом или организовать свое хозяйство. Подготовка в лицее дает немало возможностей.

Жильё — аргумент для семьи

Ханифа КАИПОВА, председатель клуба молодых учителей района, село Новый Зирган, Хайбуллинский район:

— Четвертый год преподаю английский язык со второго по одиннадцатый класс, в седьмых — восьмых учу немецкому. Жить и работать в селе интересно, люди здесь хорошие, дружные. Мне очень повезло с коллективом, мои старшие наставники очень тепло приняли меня и во всем поддерживают. Правда, вынуждена пока снимать жилье, ежемесячно на это уходит от 3 до 6 тысяч рублей. Но не это главное. Проблема в том, что приходится жить вдали от мужа. Работы по его специальности здесь нет, он трудится на производстве в Оренбургской области. Второй год передо мной стоит дилемма — остаться или уехать, на чаше весов семейная жизнь и любимая работа. Если программа «Сельский учитель» действительно заработает, этого сложного выбора можно будет избежать. А жилищный вопрос — серьезный аргумент для молодой семьи.

Будет школа — будет село

Марат АВАЛЬБАЕВ, директор школы села Темясово, Баймакский район:

— Наконец-то к сельскому учителю повернулись лицом! Программа, обозначенная на форуме руководителем республики, давно назрела и при грамотной реализации должна сдвинуть проблему с мертвой точки. Сокращение штатов и закрытие школ в глубинке привело к тому, что учителя перегружены, а малые деревни умирают. И государству нужно очень постараться, чтобы вернуть то хорошее, что было наработано в Советском Союзе. Тогда в район приезжали десятки молодых специалистов, сельский учитель действительно имел авторитет. Выпускники пусть и уступали немного в знаниях городским сверстникам, но легко наверстывали упущенное. И все потому, что учителя им прививали упорство, целеустремленность и трудолюбие. Как руководитель школы надеюсь, что программа поможет решить проблему с кадрами. Буквально перед нынешним учебным годом не хватило учителей русского языка и литературы. Всегда востребованы биологи, химики, математики, физики и педагоги по информатике. Если сумеем вернуть учителей в деревню, школы — в глубинку, то появится и перспектива для страны. Даже если нет работы, но есть детсад и школа, семья останется, будет развивать хозяйство. При этом важно на государственном уровне поднимать престиж учителя, демонстрировать хорошие примеры, а не то, что сегодня показывают главные каналы. В любой профессии есть свои, выражаясь школьным языком, двоечники. Но их единицы. И точно не они должны мелькать в СМИ и на телеэкране. Работа настоящего учителя для кого-то незаметна, но ее значение понимаешь намного позже, когда из школьника вырастает действительно настоящий человек.

Получил грант — покажи результат!

Алия МАГАФУРОВА, преподаватель начальных классов, село Давлетово, Абзелиловский район:

— Очень рада, что на сельских учителей обратили внимание. Это в нашей школе, которая находится ближе к райцентру, проблем с кадрами практически нет, у нас достаточное количество молодых специалистов. Однако там, где кадровый вопрос стоит остро, у учителей огромная загруженность. Новая программа «Сельский учитель» должна эту нагрузку снять. Но при ее реализации важно, чтобы молодые специалисты, получив помощь от государства, уже через год не убежали из деревни. Нужно оговорить сразу: получил участок — построй дом, получил грант — покажи результат. И обозначить срок обязательной отработки, минимум пять лет.


Зульфия САФИНА.

Как удержать молодого учителя?

Анатолий СОКРАТОВ, заслуженный учитель РБ, село Большой Качак, Калтасинский район:

— На мой взгляд, вся проблема в том, что качество жизни в глубинке пока отстает от городского уровня. Молодому человеку очень непросто приспособиться к сельским условиям. Как и стать здесь своим.

Хотя в нашем селе, например, прекрасная школа — ее в свое время построил колхоз «Красная звезда». Но только вот молодежь к нам не спешит. И в чем-то я ее понимаю. Уехав учиться, девушки и ребята пять лет живут совсем другой жизнью. И далеко не каждому захочется возвращаться обратно. Туда, где нет кинотеатров и супермаркетов, где осенью и весной — грязно, где нужно решать массу бытовых проблем, с которыми горожане не сталкиваются. В чем выход? Я считаю, надо направлять на обучение молодых людей, которые точно вернутся домой. И заключать с ними соответствующие договоры. Где будут, в том числе, прописаны меры финансового воздействия за нарушение условий. А также предусматривать предоставление жилья, другие поощрения материального характера.

Виталий ИЛЬИН, преподаватель родного языка, село Сусады-Эбалак, Янаульский район:

— Я считаю, сельской школе просто необходима программа, подобная той, что осуществляется в медицине, — «Земский доктор». Конечно, у нее много критиков, и в чем-то они правы: некоторые молодые врачи приезжают только за тем, чтобы получить деньги и квартиру, а после отработки срока уезжают в город. Но многие все же остаются, приживаются. К тому же, если это будут молодые люди, выросшие здесь, — их многолетний труд в родных местах будет практически гарантирован. А пока похвастаться нечем. Допустим, приехал в село молодой учитель. Первый вопрос— где он будет жить? Ведь вскоре у него появится семья. Второй вопрос: сколько он будет получать? Вот когда на оба эти вопроса будет дан ответ, удовлетворяющий всех, мы сможем говорить о повышении качества обучения в сельских школах.


Андрей НИЧКОВ.

Опубликовано: 08.02.19 (09:38)
Статьи рубрики Образование
  В такой школе учиться не хочется. Да и опасно.  

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • Состязания соберут более 150 спортсменов со всех районов республики. Юноши от 10 до 16 лет, а также мужчины от 18 лет смогут побороться за звание лучшего в стенах спорткомплекса «Динамо».
  • К открытию центра ММА приурочен чемпионат и первенство Республики Башкортостан среди юношей по смешанному боевому единоборству ММА памяти дважды героя СССР Мусы Гареева.
  • Открылись традиционные гастроли Татарского государственного Академического театра им. Г.Камала в Уфе. Уфимский государственный татарский театр "Нур" с трудом смог вместить всех желающих посетить спектакль.
  • В Уфе на ипподроме «Акбузат» (ул. Менделеева, 217А) собрались все любители лыж, чтобы принять участие в XXXVII открытой Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России-2019».

Вернуться