Газета «Республика Башкортостан»

Школа возможностей

В Уфе обсудили внутреннюю кухню процесса обучения

Премии победителям и призерам олимпиад и их наставникам вручил врио главы региона.
Премии победителям и призерам олимпиад и их наставникам вручил врио главы региона.
Автор: Елена ШАРОВА
Фото: с сайта главы РБ
версия для печати
Премии победителям и призерам олимпиад и их наставникам вручил врио главы региона.

К 2024 году мы должны войти в десятку лучших стран по качеству образования, отметил на Первом форуме школьного образования «Взлетай!» врио главы республики Радий Хабиров.

В рамках совещания были организованы десять дискуссионных площадок, и на завершающем пленарном заседании представитель каждой из них выступил с предложениями, высказанными в результате дискуссий.

«Здоровая пятидневка»

Предложение врио руководителя республики о переходе на пятидневную учебную неделю стало, пожалуй, одним из самых обсуждаемых на форуме.


«Что сегодня представляют собой наши школьники? Это измотанные, издерганные де­ти, которым шесть дней в неделю мы пытаемся дать знания. В то же время мы бы хотели, чтобы они выходили из школ здоровыми, счастливыми, нравственно красивыми людьми. Пятидневка освобождает 32 субботы. Мы решили, что из этих суббот заберем по одной в месяц, — рассказал Радий Хабиров. — Для чего? Допустим, в первую субботу сентября организуется школьная спартакиада. Вторая может быть посвящена родному краю. Можно пригласить ярких людей, выпускников школы, ваших земляков. Третья — культуре народов, которые у нас живут. Суббота, которая освобождается, не должна быть для ребят пустой.


При этом сохраняются зарплата учителей и длительность их отпусков.


Главное, чего мы сегодня достигли, — приняли такое решение. Но если переходить сейчас, нужно менять все программы. Поэтому я предложил минобразования, чтобы там разработали рекомендации школам: когда переходить и как формировать учебный график.


Есть еще старшие выпускные классы. В отношении них надо подумать», — уточнил глава региона.

Танцуем вальс и играем в шахматы

Детей, заканчивающих школу, необходимо подготовить к взрослой жизни. Для этого Радием Хабировым была предложена программа «Взлетай!».


«Например, важная, на мой взгляд, компетенция — умение водить машину. При этом отличникам, детям из многодетных или нуждающихся семей республика готова частично оплатить стоимость обучения либо полностью освободить их от нее, — отметил глава региона. — Ничего нового мы не придумываем: вспомните практику в учебно-производственных комбинатах.


Давайте всех детей научим танцевать вальс, чтобы обучение в школе завершалось большим республиканским школьным вальсом. Эта практика существует во многих субъектах России.


Что еще нужно? Мне кажется, это базовый английский разговорный язык. Когда мы учим детей английскому языку в школе, то уделяем много времени орфографии, грамматике, и это правильно. Но хотелось бы, чтобы, когда ребенок выезжал за границу, мог спросить, как куда дойти, как купить мороженое.


Неплохо было бы уметь играть в шахматы, знать национальную культуру.


Прошу продумать еще такое простое предложение: чтобы каждый школьник сходил один раз в году в театр, два раза — в музей. А если в школе имеется какой-либо детский коллектив, образовательное учреждение имеет право на получение гранта. В бюджете на это заложено 30 млн рублей.


Почему эта идея родилась? Я разговаривал с несколькими директорами, и они рассказывали, что у них нет лишних денег на то, чтобы шашки купить. Дети играют крышками от пластиковых бутылок».


Программу вполне можно реализовать, считают участники форума. Руководство готово предоставить ресурсы.


Инициативу поддерживают директора школ. Часть программы, по словам директора стерлитамакской гимназии № 1 Рифа Тажиева, можно реализовать за счет уроков: те же шахматы, танцы, английский язык. Часть — за счет «внеурочки» или на базе профильных оздоровительных лагерей. Есть школы с меньшими возможностями, тут можно использовать учреждения допобразования.


Для реализации проекта директорам следует подготовить дорожные карты, а муниципалитетам — рассчитать потребность в финансах, включить проект в муниципальный заказ, уточнил Р. Тажиев. Минобр же должен подготовить нормативно-правовые рекомендации и открыть для обсуждения горячую линию, отметил он.

«Сельский учитель»

«Наверное, трудно найти еще один такой субъект, где столь много сельского населения и очень разветвленная сеть сельских образовательных учреждений. Ключевая задача — привлечь молодежь в наши школы, — сказал Р. Хабиров. — Мы предлагаем утвердить программу «Сельский учитель», уже в этом году заложив в бюджете 60 млн рублей для того, чтобы выделить 100 грантов по 600 тысяч рублей сельским учителям. Программа будет аналогичной «Земскому доктору». Если сельских учителей окажется больше, мы найдем в бюджете дополнительные средства.


Полагаю, эта мера вкупе с предложениями о выделении земельного участка под строительство позволит привлечь учителей в сельские школы».


По словам директора гимназии № 1 села Бураево Алика Усаева, процесс обучения в сельских школах очень проблемный. Чтобы работать по ФГОСам, необходимы современные лаборатории. Имеет место старение кадров, особенно в малокомплектных школах, а нехватка педагогов приводит к тому, что один учитель преподает пять предметов. О каком качестве тут можно говорить?


Что касается молодых специалистов, они возвращаются в школы, расположенные в райцентрах, уточнил А. Усаев. В деревню не едут: нет инфрастуктуры, жилья. Последнюю проблему можно решить, создавая в отдаленных деревнях школы-трансформеры в пустующих интернатах, зданиях госучреждений. Их можно перестроить под временное жилье.

Автобус, в котором поют

«Мы задумались над такой очень простой вещью, как школьные автобусы. У нас более 1,2 тысячи школьных автобусов. То есть почти 1,5 тысячи человек, которым мы доверяем самое дорогое — наших детей. Во время поездок по районам главы мне рассказывали удивительные истории про школьных водителей. Есть такие, которые как-то расцветят свой автобус, повесят веселые занавесочки. Есть даже водитель, который поет песни, пока детей везет, — рассказал Р. Хабиров. — Предлагаю Госкомитету по транспорту продумать меры поощрения тех, кто отличается особым подходом к работе. Нужно провести конкурс водителей школьных автобусов. Но подбором квалифицированных кадров должна заниматься специализированная организация, например, «Башавтотранс».


По словам директора чишминской гимназии Румии Гайнановой, нужно в первую очередь включить в план реконструкции и строительства республиканских дорог те, по которым ходят школьные автобусы. Необходимо также оборудовать места посадки и высадки детей, чтобы защитить их от дождя и снега.

Комфортная школа

«Мы живем в довольно агрессивном мире. Никогда прежде не думал, что в нашей жизни появятся такие понятия, как буллинг, скулшутинг, кибербуллинг. По сути, речь идет о нравственной атмосфере и психологическом климате в школе, — отметил Р. Хабиров. — Полагаю, нам надо создать атмосферу нетерпимости к случаям, когда наши дети преследуются, когда над ними издеваются. Эти факты должны иметь для нас статус ЧП. Их быть не должно».


Нужно следить за тем, чтобы гаджеты, имеющиеся у детей, использовались только в образовательных целях, считают участники форума. Однако наши директора обладают необходимыми умениями в профессиональной области, а вот в сфере информационной безопасности знаний им не хватает. Этот вопрос должен решаться совместно с институтом развития образования.


Не стоит забывать и о третьей стороне процесса обучения — о родителях. И собирать их не только для подведения итогов четверти, но и организовывать родительские лектории, консилиумы, в том числе по созданию комфортной психологической атмосферы в семье.

Бороться за талант

«Я считаю, если школьник получил 100 баллов, то глава администрации района или города, где он учится, и директор школы, и педагогический коллектив — все должны в него вцепиться и сопровождать его по жизни, — отметил руководитель региона. — Пусть он оту­чится в Москве, Санкт-Петербурге. Нам нужно создать систему стимулов для того, чтобы такие дети возвращались и работали в нашей республике».


Необходимо собрать пул педагогов, которые работают с такими детьми, и обеспечить их электронными ресурсами, чтобы они могли заниматься с ребятами в удаленном доступе, предлагают участники форума.


Также у нас мало используется такой ресурс, как бывшие олимпионики, которые уже стали студентами. За определенную прибавку к стипендии за счет средств Ресурсного центра развития одаренности они тоже могли бы поделиться своими знаниями и умениями со школьниками. Неплохо было бы собрать меценатский корпус, который взял бы шефство над отдельными районами или просто группами образовательных организаций. Например, над школами, ориентированными на машиностроение.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Павел РАБИНОВИЧ, директор центра управления и цифрового образования Федерального института развития образования:

— Одной из самых сложных обсуждаемых здесь проблем стала проблема профориентации. Мы пришли к выходу, что школа из привычной для нашего понимания должна трансформироваться в школу возможностей с так называемой избыточной средой. Школьник должен попробовать себя в самых разных сферах, чтобы в дальнейшем он мог понять, что же ему нужно для самореализации. Это воспитает в нем умение учиться и мотивирует к дальнейшему саморазвитию. Мы предложили в конце апреля провести стратегическую игру с участием школ, работодателей, чиновников и попробовать на ней несколько моделей процесса обучения.

Раиль АСАДУЛЛИН, председатель комитета Государственного Собрания РБ
по образованию, культуре, молодежной политике и спорту:

— Впервые для обсуждения наболевших проблем в таком количестве собрались директора школ — те люди, на которых замыкаются все изменения в сфере образования. Также впервые руководитель региона сам обозначил проблемы, которые нужно обсудить.

К слову

В форуме приняли участие 745 человек. В рамках мероприятия состоялось награждение победителей и призеров международных, всероссийских и межрегиональных олимпиад, а также их наставников. Первыми обладателями премии стали 135 школьников и 91 педагог. Победители олимпиад — 26 учеников и 18 преподавателей — получили по 60 тысяч рублей. 14 ребят уже стали студентами престижных вузов. Премии в 30 тысяч рублей вручены 109 школьникам — призерам олимпиад — и 73 учителям. Форум предполагается сделать традиционным.

О чём ещё говорилось на форуме

- Принять в штат отделов образования инженеров по IT- обслуживанию. Нередко его работу выполняет учитель информатики.
- Ввести некую форму рейтингования, по итогам которого ежегодно будет определено 10 лучших городских и 10 сельских школ. Им будут выделены значительные гранты для развития.
- Укрепить и развить в школах волонтерское движение.
- Организовать обучающие семинары для аутсорсинга в сфере школьного питания. Часто этим занимаются люди, не знакомые с его спецификой. Необходимо ввести комиссии при родительском комитете для контроля за качеством питания, а также поддерживать детей из малоимущих и многодетных семей.
- Организовать непрерывное сопровождение ребенка-инвалида: детсад — школа — образовательное учреждение. Для родителей проводить тренинги с привлечением специалистов из разных областей.

Опубликовано: 05.02.19 (09:14)
Статьи рубрики Образование
   

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • Уборка снега во дворе
  •  «Салават Юлаев» - «Ак Барс» 3:2
  • Выставка фотографий Аполлония Зираха «Чернобелая жизнь серебряного города».-
  • В Уфе прошли выборы председателя Уфимского федерального исследовательского центра РАН

Вернуться