Газета «Республика Башкортостан»

Русский не сдаётся?

Как человек выражает свои мысли, так он и строит свою судьбу, считает педагог Оксана Шарафутдинова

Задача учителя — познакомить детей с альтернативой сленгу и иностранным словам, то есть с прекрасным литературным русским языком.
Задача учителя — познакомить детей с альтернативой сленгу и иностранным словам, то есть с прекрасным литературным русским языком.
версия для печати
Задача учителя — познакомить детей с альтернативой сленгу и иностранным словам, то есть с прекрасным литературным русским языком.

За последние десятилетия число людей, говорящих на русском языке, уменьшилось на 50 млн человек. По мнению экспертов, ни один язык не угасал так стремительно. Ладно бы, проблема была только в этом. Но и те, для кого этот язык является родным, столь же стремительно утрачивают навыки правильной речи, умение образно донести до собеседника свои мысли или хотя бы изложить их понятно и просто, без желания нашпиговать свою речь забугорными словами. Даже на сайте одного из учительских (!) сообществ один из пользователей то и дело употреблял слово «триггер». Академик Дмитрий Лихачев писал: «Родной язык — это душа нации. Нация, которая теряет свой подлинный, исторический язык, вместе с ним теряет и свою психологию, культуру». Так ли все запущено и как с этим бороться? Об этом мы беседуем с преподавателем русского языка и литературы уфимской школы № 115 Оксаной ШАРАФУТДИНОВОЙ, абсолютным победителем республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана-2013».

Язык жив, когда на нём говорят

— Врага надо знать в лицо. Что, вы считаете, убивает русский язык?


— Его угасание — результат слепого поклонения всему западному, в приоритете — английский. Это, естественно, привело к обеднению языка: любые эмоции, например, передаются словом «вау», любое согласие — «о,кей».


И, конечно, сказывается отсутствие интереса к книгам. Чтение — процесс затратный, а мы сейчас руководствуемся принципом: цени время, цени себя. Чтение заменили просмотром экранизаций, но угас интерес и к ним. Неплохая альтернатива — аудиокниги, но многие уже просто не готовы, не способны воспринимать на слух язык художественной литературы.


— Молодежный сленг очень раздражает старшее поколение. Так ли он страшен, как его «малюют»? В мое время были одни слова: «клево», например, сейчас другие. Молодежь вырастает, сленг меняется.


— Я не считаю сленг чем-то ужасным. Если его применяет молодежь, ничего страшного в этом нет. Другая ситуация, когда я включаю телевизор, и уже немолодой ведущий, к примеру, изъясняется этими же словами. Желание быть на одной ноге с молодежью просто нелепо.


Это как отношение к еде: если есть вкусная еда, вас не потянет к объедкам. Или ты во всех ситуациях употребляешь «клево», или понимаешь, что кроме этого слова есть масса других, тоньше, ярче передающих суть дела.


— Одной из проблем называют бедность лексикона: дети разучились выражать свои мысли. От чего это идет и как с этим бороться?


— Во многом так происходит оттого, что родители слишком мало разговаривают с детьми. Когда мы были маленькими, наши папы и мамы тоже были заняты на работе, но нас приучили слушать пластинки с добрыми сказками, прекрасными инсценировками с участием великих артистов. Нынешние родители оставляют детей наедине с телевизором. А там — мультяшки, в которых иногда вообще нет слов.


Речь же, которая идет к ним извне, очень кудрява. Это все те же «глянцевые» иностранные слова, которые «блестят», но смысла не имеют. Они пусты.


Мне кажется, сейчас идет обесценивание самого слова: нынешние дети просто разучились понимать самую его суть. Раньше ведь давали честное слово, и этого было достаточно, это была гарантия, а кто поверит на слово сейчас?


Язык жив, когда на нем говорят. Сейчас же все сидят в гаджетах, разговаривают все меньше и меньше — значит, и думают по-другому, на другом языке.


— Но язык, безусловно, живой организм, развивающийся, сама жизнь привносит в него новые слова.


— На него очень сильно влияет глобализация. Ее результат — иностранные слова в нашем лексиконе. Мы живем в мире, когда замкнуться просто невозможно. Но одно дело, когда привнесенные слова употребляют специалисты, их используют в докладах, и совсем другое, когда новое слово, не понимая его значения, только из желания выделиться, произносит ребенок.


— Русский язык реформировался не однажды. В эпоху Петра I заимствования, по выражению историка Федора Буслаева, «вторгались толпами в русский язык и неуклюже громоздились в нем». Однако не прижились же петровские «виктории», например. Именно сейчас хлынул неуправляемый поток иностранных слов. Как с этим бороться?


— Мне кажется, тут не бороться надо, а развивать внутренний вкус. Не войну развязывать, а показать, что есть альтернатива таким словам. И какая альтернатива! Это прекрасный русский язык, на котором изъясняются герои классических произведений. Вот в этом моя задача: познакомить детей с этой альтернативой. Я оптимист, русский язык выживет.


Конечно, родители не должны сидеть сложа руки. Да, они заняты на работе, обеспечивают своему ребенку, как говорят, качественную жизнь. Но при этом происходит смещение приоритетов. Нужна хорошая еда, одежда, но это лишь антураж, который быстро забывается. Остается душа, но тут надо подготовить почву, удобрить ее, сорняки удалить, семечко посадить.


Сейчас, к сожалению, много семей, где детей воспитывают одни мамы. Это было и раньше, но, сколько бы ни говорили о черствости современного мира, о равнодушии, именно нынешние дети очень эмоционально переживают развод родителей. Это сказывается на уроках, да и на мироощущении ребенка, их просто выворачивает наизнанку от неладов в семье. И мама плачет: что делать? Так на нашу работу наслаиваются внутрисемейные проблемы — все взаимосвязано.


Да не только детям — и взрослым не хватает любви. У нас под рукой мобильники, с которых мы можем позвонить кому угодно, а ведь больше любить людей, чаще звонить им мы не стали. Мы «общаемся». Я не понимаю этого слова. «Дружба», «любовь» — понимаю, «общение» — нет. Есть общность интересов, общение с коллегами, а как можно «общаться» с близкими людьми? Вот еще одно безликое слово.

Губерман против Давида

— Как вы относитесь к нецензурным выражениям? Известный поэт Игорь Губерман считает: «Нет цензуры — нет нецензурных выражений». А библейский псалмопевец Давид говорит о сквернословах: «Гроб открытый — гортань их».


— Священное писание начинается так: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог». Люди исторгают из себя то, что находится внутри, тем самым выдавая уровень своей культуры и свои приоритеты. Ведь, если вдуматься, вся нецензурная лексика связана с тем, что ниже пояса. Мы опускаем себя вниз, а не поднимаем до духовной, божественной сути.


— Существует ли в школе привычка пользоваться словарями? Раньше любой словарь воспринимался как истина в последней инстанции.


— Заставляю пользоваться. В мире складывается парадоксальная ситуация: человечество в целом умнеет, а человеческий индивидуум как личность деградирует. Под рукой огромный справочный материал, только скажи: «Алиса, найди мне…». Нет, не пользуются. А если и пользуются, то особо не вникают в суть: нашел, прочел, забыл.


Я наблюдаю за своими школьниками — это общество в миниатюре: как бы затратить минимум усилий и быстро получить максимальный результат. А потом удивляются: «Я же сделал, почему такая оценка?». Они не приучены трудиться, не приучены терпеть, ждать. Их нынешний герой — Штольц из «Обломова», успешный человек. Он не поэт, не умеет тонко чувствовать — а кому это надо? Хотят лежать на печи, как Емеля, а иметь все, как Штольц.


— Минимум усилий нередко сводится к тому, что результатом становится недостоверная информация, быстро разлетающаяся по свету.


— На уроках я указываю школьникам те источники, которым доверяю. Очень аккуратно работаю с биографией писателей. Был у меня такой печальный опыт. Я дала детям задание подготовить сообщение о Пушкине. Да еще прибавила: «Найдите мне информацию, которая будет всем интересна». Они такое мне нарыли! И с картинками: сколько женщин было у поэта, и какие. И мне в ответ: «Это же всем интересно».

«Заговори, чтобы я тебя увидел»

— У многих родителей претензии к школьной программе по литературе: например, зачем школьникам читать трудного и для взрослых Платонова? Или учить стихотворение Державина? Разве недостаточно знать, кто такой был «старик Державин», но не путаться языком в его специфических для нашего времени виршах? Может, потому и не читают?


— Мы обязаны познакомить учеников с тем, что заявлено в программе. Хотя, конечно, нужно давать детям такой материал, чтобы они его понимали и могли провести параллели со своей жизнью, примерить книжную ситуацию на себя. Но так мы можем договориться до того, что не нужно изучать произведения о войне, например. Нужно. Предварительно подготовив ребенка к их пониманию.


К писателю мы, в общем-то, относимся тоже как к человеку: нравится — не нравится, но познакомиться должны. Если мы не сделаем этого в школе, то, быть может, знакомство это не состоится никогда. Ни с Державиным, ни с Платоновым.


— Как бы вы интерпретировали слова доктора филологических наук Всеволода Троицкого: «Судьба наша — в словах, нами произносимых».


— Как человек выражается, так он и видит окружающий мир, себя, так он строит свою судьбу. Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слово — это отражение внутреннего мира.

Кстати

Виссарион Белинский писал: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

Русский язык — один из самых богатых в мире. Конечно, заимствований нам не избежать. Тем не менее не стоит обильно уснащать свою речь «хайпами» и «драйвами» — в нашем языке существует огромное количество синонимов, от которых ваша речь станет только ярче и выразительнее. Вот несколько примеров.

Дебаты — прения, деструктивный — разрушительный, инновация — новшество, мерчендайзер — товаровед, маркет — рынок, хайп — шумиха, sale (сейл) — распродажа, троллить — провоцировать, хейтер — враг, чилить — отдыхать, изи — легко, юзать — пользоваться, олдовый — старый.

К слову, один мой приятель решил пошутить и дал объявление в газету: «Требуются менеджеры по передвижению грузов». На объявление бодро слетелась толпа вполне интеллигентных граждан с соответствующими дипломами. А требовался, в общем-то, грузчик.

Опубликовано: 18.01.19 (09:19)
Статьи рубрики Образование
   

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  •  «Салават Юлаев» - «Ак Барс» 3:2
  • Выставка фотографий Аполлония Зираха «Чернобелая жизнь серебряного города».-
  • В Уфе прошли выборы председателя Уфимского федерального исследовательского центра РАН
  • Состязания соберут более 150 спортсменов со всех районов республики. Юноши от 10 до 16 лет, а также мужчины от 18 лет смогут побороться за звание лучшего в стенах спорткомплекса «Динамо».

Вернуться