Газета «Республика Башкортостан»

Вдохновение на одиссею

Восточная экзотика позвала в велопутешествие почти на полгода

Пакистан. Каракорумское шоссе — самая высокогорная часть маршрута.
Пакистан. Каракорумское шоссе — самая высокогорная часть маршрута.
Автор: Владимир ОГОРОДНИКОВ
Фото: из личного архива Антона САЗОНОВА
версия для печати
Пакистан. Каракорумское шоссе — самая высокогорная часть маршрута.

Никогда не испытывал почтения к мандатам. По примеру Владимира Владимировича. Не того, о ком вы ненароком могли подумать. Другого. Маяковского. Но когда уфимец Антон Сазонов по примеру поэта гордо достал из широких штанин пурпурную паспортину, удивился. Не самому паспорту – этому нас давно отучили удивляться, – а 42 страницам документа, проштампованным таможенниками полутора десятков государств. Владелец паспорта однозначно достоин восхищения – страны Юго-Восточной Азии в течение нескольких месяцев он покорил на велосипеде.

Эксперимент почтальона Печкина

– Что сподвигло к выбору именно этого маршрута? Почему не Италия или Швеция?


– На своей машине в 2011 году я ездил в Сирию, Ливан, Йорданию. Был в Албании. Но меня всегда притягивала Юго-Восточная Азия. Это самая густонаселенная часть планеты с богатой историей, культурой, традициями. Очень хотелось там побывать, вот и придумал велоэкспедицию «Дети мира». Если раньше выезжал как обычный турист, то на этот раз преследовал общественную цель, путешествие обрело смысловое содержание. Идея для меня не из разряда неожиданных – логическое продолжение профессиональной деятельности. Взялся доставить зарубежным сверстникам письма наших детей, установить контакты между школами. Послания учащихся лицея № 106, лицея села Булгаково, гимназии-интерната имени Альмухаметова, а также их сверстников из Москвы и Санкт-Петербурга я как почтальон Печкин решил передать школярам 16 стран. Правда, из этого списка выпали Вьетнам, Лаос и Камбоджа. Чтобы попасть туда, нужно было решиться сделать крюк в несколько тысяч километров. В какой-то момент я понял, что это перебор.


– Контакты между российскими и зарубежными школами, понятное дело, налажен. И на каком языке общаются сверстники?


– Как несложно догадаться, на английском, часть – на китайском языках.


– Много писем с собой взяли?


– Исходящих? Около 30. Задачу по массовости не ставил, потому что это был своеобразный эксперимент. Скажу сразу: он удался, и теперь у меня большое желание продолжить экспедицию.


– Но по другому маршруту?


– По другому, конечно.


– Был разработан какой-то алгоритм для подбора школ?


– А зачем мудрить? Приезжал в очередной город, осматривался. Выбирал школу, как правило, связанную с наследием ЮНЕСКО. Объяснял руководству, кто я и зачем оказался в их краях. Абсолютно везде были мне рады. Как мог, рассказывал детям на английском о России, Республике Башкортостан. Завершалась встреча, как правило, за чашечкой кофе или чая в кабинете директора.

Азиатская «Берлинская стена»

– Все же в Юго-Восточной Азии есть государства с неоднозначной репутацией. Неужели за все это время не возникло конфликтных ситуаций?


– Ну да, в Пакистане есть территории, контролируемые талибами. Поэтому к возможным проявлениям негатива я внутренне был готов. Часть пути пришлось ехать на автобусе в сопровождении военных, вооруженных автоматами. Второе опасное место связано с Индией – только с Непалом у страны более или менее добрососедские отношения, с остальными – то стихающие, то обостряющиеся территориальные, религиозные претензии.


– Как же туристы попадают из одной страны в другую?


– Там есть только один доступный переход, который при малейшем обо­стрении обстановки сразу закрывают. Ситуацию приходится постоянно мониторить, чтобы не попасть впросак, заранее прорабатывать запасные варианты. Еще один особенный погранпереход находится на границе Индии и Мьянмы. Он у них с очень специфическим требованием: через него зашел в сопредельную страну, через него и будь любезен возвратиться. Мне пришлось ехать на велосипеде до столицы Бангладеш Дакки, и на самолете лететь в Янгон (Мьянма) из-за невозможности совершить транзитный бросок через Индию в Мьянму.


– Хотите сказать, что за все месяцы путешествия не возникло ни одного ЧП?


– Бедствий не терпел – однозначно. В психологическом плане иногда все складывалось достаточно сложно. Как всегда, бывают дни удачные и не очень. Устал, велосипед барахлит, дождь идет, с пути сбился – кто от этого застрахован? И тогда начинают закрадываться предательские мысли: а зачем тебе это надо, что ты тут потерял? Точно могу сказать, что в этом путешествии мне понадобился весь мой предыдущий опыт– преодолеть, перетерпеть и двигаться дальше.

Движение без правил

– Это понятно. Но вот относилось ли с предубеждением к иностранцу местное население?


– Нет. В третьих странах к туристам очень лояльно настроены – мы же везем деньги, развиваем экономику. Полиция помогает. Обычные люди тем более всегда готовы прийти на помощь. В Пакистане отношение к гостям просто невероятно радушное. А вот Индия оказалась весьма специфической страной. Не понравились ни отношение людей, ни обстановка. Горы мусора на каждом шагу. Я все это связывал с перенаселением – ну, не успевают убирать по объективным причинам. Пакистан и Непал тоже перенаселены, но там нет такого ужаса. Парадоксы Индии еще и в том, что полиция, военные буквально цепляются за букву закона. С другой стороны, ты абсолютно никому не интересен. Когда выбился из графика, решил ехать на поезде. Купил проездной, а на велосипед билетов не оказалось. Набрался наглости, пристроил велосипед в тамбуре, думаю, оштрафуют – заплачу, ехать-то надо. Никто слова не сказал, никто даже внимания не обратил, никаких кондукторов за всю дорогу! Такая противоречивая страна. На шоссе господствует принцип: чем габаритнее у тебя машина, тем большего уважения заслуживаешь. На велосипеде я был никто в хаосе автомобилей, мотоциклов, пешеходов, коров...


– Как же правила дорожного движения?


– Формально они, наверное, существует. В реальности никакого намека на соблюдение закона.

Бали балует русским языком


– Приходилось ли встречать соотечественников?


– Жалуются повсеместно: русских туристов мало. Не покидало ощущение, что я один россиянин на всю Азию. В Пакистане даже европейца нечасто увидишь. Говорят, накануне приехали японцы, китайцы – горы ушли покорять. Понятно, что я был далек от туристических направлений. Исключение только Таиланд, там вавилонское столпотворение. В Исламабаде мне рассказывали, что в некоторых компаниях есть специалисты из России. А вот в Джакарте я жил в семье земляков-уфимцев, которые там работают. Так после трех месяцев я наконец смог поговорить по-русски. А вот на Бали русская диаспора оказалась самой многочисленной.


– Интересно, не просили соотечественники в следующий раз привезти им в качестве презента соленый огурчик или кусочек сала?


– Многие признаются: жили в России, думали, тут море, солнце... Ну, год или три отрываешься, говорят, а потом на родину тянет, на море смотреть тошно. Но раскрученный бизнес бросать жалко. А бытовуха – она везде одинакова, что в России, что в Китае.

Быстрее интернета

– А кто-то был заранее извещен о прибытии туриста из России?


– Официально я никого не уведомлял. Но в мусульманских странах весть о твоем передвижении распространяется быстрее, чем заметки в интернете. Едешь, а молва на сотню километров впереди бежит.


– В гости не зазывали?


– Вот в Таджикистане ни разу в гостинице не останавливался. Едешь – время обеденное, навстречу – таджик: «Привет!» – «Привет!» – «Откуда?» – «Из Уфы» – «О, я там был. Идем в гости!» И отказаться невозможно – еще обидится человек. Все путешествие – это цепочка доверительного отношения с местным населением. Бывало, спрашиваешь, как проехать туда-то, а человек не знает. Но он не оставит тебя один на один с проблемой. Откладывает дела, ведет к знакомому или звонит кому-то по телефону. Включается на полную мощь сарафанное радио, и проблема в конце концов решается.

Возмещаемый авантюризм

– В какой бюджет обошлась поездка?


– Едва уложился в 500 тысяч.


– Потрошили собственный кошелек?


– Почти 90 процентов от затрат – личные сбережения. Попытался пpивлeчь финaнcoвые pecуpcы, прибегнув к краудфандингу – не удалось. Наверное, не смог убедить людей, что они являются частью чего-то большего, что их деньги пойдут на достижение высокой общественной цели. Увы! Скинулись те, кто хорошо меня знал, хотя и они сомневались, смогу ли я на велосипеде проехать от Уфы до Бали.


– Сложно решиться на поездку?


– Главное – выкроить время. Еще надо быть здоровым авантюристом. Для меня любая поездка – это несколько месяцев плотной подготовки, изучение истории, текущей обстановки в стране пребывания.


– Велосипед не подвел?


– Обошлось без серьезных поломок. Камеры менял, тормоза доставили немало хлопот: они у меня гидравлические, и на коленке не исправишь. Капитально отремонтировать их не было подходящих специалистов. А в горах Пакистана такие спуски – скорость по 50 – 60 километров в час, хорошо уклон небольшой – не превышал 12 процентов, хотя перевалы – 4500 метров над уровнем моря. Если ровная дорога, 45 – 50 минут еду, потом стою, отдыхаю. Если в гору, минут двадцать кручу педали на самой медленной скорости, минут двадцать отдыхаю. И так целый день.

КСТАТИ

Индийско-пакистанскую границу шутники называют «Берлинской стеной в Азии». В современном мире это одна из самых охраняемых разграничительных линий между государствами.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон САЗОНОВ:

– Каждую вторую ночь проводил в отелях или в гостях, остальные – в полевых условиях. Спал на «пенке» на пляже, на берегу на перевернутой лодке, на территории кирпичного завода. И даже в мечети: решил поставить палатку, а ко мне подходит имам, приглашает в офис, но я посчитал, что неудобно, так и оказался в богослужебном здании.

 

1

Бангладеш, город Джессор. Местные школьники рады гостю из России.

 

2

Таиланд, провинция Краби. Отлив на Андаманском море.

 

3
Пакистан. Великий колесный путь – водитель грузовика на отдыхе.

 

4

Индия, пригороды Калькутты. Местный житель на фоне символов коммунизма.
Опубликовано: 17.01.19 (09:18)
Статьи рубрики Cоциум
  Эд Халилов знает все о секретах выживания.  

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • На «Обрчасе» обсудили вопросы организации школьного питания
  • Радий Хабиров встретился с Героями Советского Союза и Российской Федерации
  • Дни красоты в Уфе.День второй

Вернуться