Газета «Республика Башкортостан»

Артур Назиуллин: В жизни побеждает тот, у кого крепче нервы

Худрук Национального симфонического оркестра РБ — о том, как управиться с музыкальным хозяйством и не потерять себя

версия для печати

Долгое время один из самых достойных творческих коллективов республики – Национальный симфонический оркестр – лихорадит не по-детски: меняются, и не без дурного запаха скандала, директора и худруки, что, надо сказать, не на пользу любому коллективу, и особенно творческому.

С ноября прошлого года оркестр, хочется надеяться, обрел постоянного руководителя в лице Артура Назиуллина. Артур молод (ему 30 лет) и, как говорится, в представлении не нуждается. Он талантливый кларнетист: входит в число десяти лучших кларнетистов нашего времени! Чрезвычайно востребован не только в России, но и за рубежом. Так, после выступления в 2009 году в Эр-Рияде в газете «Аль-Джазира» писали: «Игра Артура Назиуллина на Королевском фестивале «Джинадерия» вызвала бурю оваций и восхищение у арабской публики, в числе которой были первые лица государства».

Ныне его имя звучит вкупе с должностными титулами: директор благотворительного фонда содействия развитию талантов и профессионального мастерства молодежи Владимира Спивакова в РБ, солист Московской государственной и Московской областной филармоний, член общественного совета по культуре при Минкультуры РБ, эксперт молодежных проектов Федерального агентства по делам молодежи и вот теперь худрук НСО РБ.

Кларнет как вздох по утрам

– Вы увлеклись музыкой в пять лет: немногие могут в таком раннем возрасте определить свои пристрастия.


– История простая: папа – кларнетист в прошлом, мама – народная артистка Башкортостана, профессор института искусств. Мои занятия музыкой были осознанным решением с ее стороны, и я благодарен тому, что выбора мне не дали. Я знал, что должен быть музыкантом. Когда ленился, мама говорила: «Придется тебе заниматься крайне важным делом – уборкой улиц». Это и правда важно, но в детстве мне этого делать не хотелось.


– Кларнет появился не сразу?


– Первым моим инструментом стала виолончель. Кларнет я взял в руки поздно – уже в пятом классе. А главное – он более компактный по сравнению с очень большой виолончелью.


– Чем он так привлекателен – с точки зрения профессионального музыканта?


– Сейчас я уже не могу ответить на вопрос. Он – часть меня, продолжение моей руки. Когда он лежит рядом, я чувствую себя спокойнее. Это то, для чего я был рожден. Кларнет для меня – словно вздох по утрам.


– Юрий Башмет утверждал, что когда он простужен, его альт хрипит. Вы так же связаны со своим инструментом?


– Это нормальное чувство ответственности: в каком бы ты ни был настроении, физической форме, должен выйти и играть.


– Вы участвовали во многих мастер-классах: в Германии, Франции, Голландии, США. Что они дают? Не ломают ли уже устоявшуюся манеру игры?


– Чем больше мнений ты слышишь, тем больше развиваешься. Мой инструмент, в отличие от струнных, еще молод – ему всего-то немногим более 300 лет. А современному и того меньше. Профессор Московской консерватории Рафаэль Багдасарян, у которого я учился, всегда говорил: «Ездите и слушайте как можно больше».


– Так может говорить только уверенный в себе профессионал.


– Мне повезло: он учил не только играть на инструменте, он учил и жизни: как выстраивать отношения с людьми, как вести себя с девушками. Был нам как отец. Мы все бог знает откуда приехали в Москву, жили в общежитии. А он, народный артист, профессор, авторитетнейший человек, спрашивал: «У вас хоть есть что поесть? Возьмите деньги, идите и купите себе курицу!». Вот на таком бескорыстии мы и воспитывались, с легким отношением к деньгам: они всегда возвращаются, если пущены на доброе дело.


Параллельно с учебой в Московской консерватории я стажировался в Высшей школе музыки в Берлине. Брал и там, и там. И до сих пор так делаю. Все знать невозможно, поэтому учиться я люблю.

Играть и дружить с Мацуевым – удовольствие

– Участие в международных конкурсах – что оно дает вам? Их нынче великое множество.


– Я участвовал в немногих конкурсах, но все они были действительно важны для меня. Это необходимая ступень развития.


Молодым музыкантам, начинающим свою профессиональную карьеру, конкурсы позволяют приобрести неоценимый опыт, ощутить волнение и вместе с тем радость от присутствия на сцене.


По моему убеждению, в жизни побеждает тот, у кого крепче нервы.


– Вы выступаете на одной площадке с выдающимися музыкантами. Как играть рядом с, допустим, таким великолепным исполнителем, как Денис Мацуев, при этом не теряя себя, но и не выпячивая?


– Музицировать с Денисом Мацуевым – это счастье. С 2006 года я постоянный участник его проектов «Крещендо», «Денис Мацуев и друзья», «Звезды на Байкале» и многие другие.


Как не потеряться и не затмить – так вопрос не стоит. Денис – потрясающий партнер, огромное удовольствие – играть с ним на сцене, играть с ним в футбол и просто дружить.

Войти в пул

– В 2014 году вы учредили ежегодную именную премию в области культуры и искусства «Созвездие» для талантливой молодежи республики. Что можно сказать о вашем проекте спустя четыре года?


– Я очень рано уехал из дома, но попал под крыло добрых, искренних людей, которые помогали мне во всем. Очень поддерживал Фонд маэстро Спивакова, фонд «Новые имена». Старшие воспитанники приглашали нас, младших, в свои проекты.


Я понял, что если у меня есть возможность помочь, я должен это сделать. Поэтому в 2013 году провел в Башкирии благотворительный тур по пяти городам. Все собранные средства были подарены музыкальным школам этих городов.


На следующий год решил, что надо идти дальше. Родилась идея с премией. В 2015 году мы ее повторили. А в 2016-м я стал директором благотворительного фонда содействия развитию талантов и профессионального мастерства молодежи Владимира Спивакова в РБ. Так все и развивалось. Мы дважды обладатели грантов президента РФ. Это кредит доверия к нашей организации.


Стараемся его оправдать: у нас намечается интересный социально-образовательно-культурный проект «Дети – детям: музыка наших сердец». Мы проедем по 23 районам и городам Башкортостана, Татарстана и Челябинской области. Проект стартует уже в январе. Команды талантливых детей с педагогами, музыкантами из института и училища искусств, музыкальных школ, Московской консерватории, Академии Гнесиных будут выезжать в детские дома, коррекционные школы, детские больницы. Педагоги проведут мастер-классы для ребят. А вечером дети и педагоги дадут концерт. Все это будет абсолютно бесплатно. Первая поездка – в Благовещенск.


– Наши талантливые дети нередко предпочитают учебу за пределами республики…


– Мне кажется, сейчас Башкирия интересна тем, кто захочет вернуться: по инфраструктуре, по культурным проектам. Республика уникальна тем, что нашим министерством руководит профильный музыкант. Это почти единичный случай.


Создание условий для возвращения детей – это наша задача, задача руководителей профильных организаций.


С той же Москвой обязательно надо работать, но в связке. Сейчас, например, мы ведем переговоры о том, чтобы наш оркестр вошел в пул проектов минкультуры РФ. Это «Звезды XXI века» и «Всероссийские филармонические сезоны».


– Что это даст?


– К нам будут приезжать солисты, дирижеры – участники этих программ. Это даст и финансовую поддержку на федеральном уровне.


– Оркестр располагает всем необходимым, чтобы войти в эти проекты?


– У нас хорошие музыканты. Но нужны новые лица, дирижеры.

Сколько часов в сутках

– Вы стали худруком совсем недавно. Успели оценить обстановку в коллективе, понять проблемы, определить приоритеты?


– Эта работа не делается за один день. Я поделюсь всеми своими знаниями, контактами, чтобы наш оркестр зазвучал во всех смыслах слова. Очень надеюсь на продолжение истории с первым грантом президента России. Тогда была создана Академия Фонда Спивакова, в которой талантливые дети занимались с именитыми педагогами, не выезжая из Башкирии. Сейчас это должно коснуться нашего оркестра. Чем дети отличаются от взрослых? Ничем: всем надо учиться. Надеюсь, что к нам будут приезжать музыканты из топовых оркестров и заниматься с нашими музыкантами.


Сложно найти и рецепт правильного репертуара. Нужен баланс: не забыть уже написанное и привлечь новое. Мы активно сотрудничаем с Союзом композиторов РБ.


Кроме репертуара, будем работать над современной системой работы: организовывать отделы – маркетинга, пиара.


– Что еще в планах?


– Помимо упомянутых проектов нужно наладить гастрольную деятельность оркестра по республике. Для чего, отчасти, он и был создан. Национальный симфонический оркестр не должен играть только на пересечении улиц Ленина и Кирова. Это моя принципиальная позиция.


Это непросто, но я считаю, нам надо ездить – у нас 54 района, девять городов республиканского значения, и играть только в Уфе и раз в году ездить в Стерлитамак неприемлемо. Если наладим гастрольную деятельность по Башкирии, можем «подстегнуть аппетит» и начнем ездить к соседям. А они у нас очень неслабые. Я бываю у них каждый год как солист Московской филармонии и получаю большое удовольствие от игры с Уральским филармоническим оркестром, с Госоркестром Татарстана. Но чтобы играть там, надо начать работать здесь.


– Публика в районах не всегда подготовлена.


– Ничего страшного. Я думаю, приезд симфонического оркестра – событие для любой публики. Нужно подобрать репертуар, который будет интересен, понятен. Это должна быть, безусловно, узнаваемая классика, то, что все где-то слышали. Неподготовленная публика, думаю, даже в чем-то выиграет, впервые прикоснувшись к чудесной музыке вживую.


Нам необходимо развивать абонементную систему. Внутри оркестра пять-шесть коллективов: квартеты, ансамбли, брасс-квинтет, хольц-квинтет. Но почему-то в таких составах ребята выступают раз в год. Они тоже могут ездить.


– Вопрос стандартный, но закономерный: у вас очень много обязанностей, за которыми тянется хвост чисто административных забот. А как же творчество?


– В сутках у меня было 24 часа, теперь 48. Видимо, пока я работаю в долг своему организму. Может, потом буду расплачиваться. Иногда начинаю заниматься в 8 – 9 вечера. Это не то состояние, настроение, но ничего не поделаешь. Счастье, с которым я беру инструмент в руки, все искупает. Это такая музыкотерапия. Не каждый руководитель может себе ее позволить. Наш министр культуры может. И я могу.


Кларнет на полку я не положу – надо всегда быть в тонусе, в форме.


– Вы не оставили преподавательскую работу?


– Я преподаю в колледже при Московской консерватории, в Госучилище духового искусства. Пока взял паузу, там работают мои ассистенты.


– А как вас воспринимают ученики – вы такой молодой?


– Я с 20 лет преподаю, и всегда даже старшее поколение с интересом прослушивает мои занятия. Потому что я не пытаюсь кого-то заставить или убедить заниматься, я занимаюсь только с теми, кому это надо. Мои ребята – это мои молодые коллеги.


– Вы производите впечатление спокойного, уравновешенного человека. А людей творческих привычно воспринимают как эмоциональных, взрывных. Какой вы настоящий?


– Я могу быть каким угодно. Перед концертом стараюсь быть абсолютно спокойным: эмоции отдаю, выходя на сцену. В Германии учился у легендарных профессоров, там очень четкая система самоконтроля за музыкальным исполнением. Видимо, контроль в музыке переходит и на жизнь. Вот как музыкант я очень темпераментный.

Опубликовано: 15.01.19 (09:05)
Статьи рубрики Культура
Своего звездного часа дождались и фотографы.    

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • Состязания соберут более 150 спортсменов со всех районов республики. Юноши от 10 до 16 лет, а также мужчины от 18 лет смогут побороться за звание лучшего в стенах спорткомплекса «Динамо».
  • К открытию центра ММА приурочен чемпионат и первенство Республики Башкортостан среди юношей по смешанному боевому единоборству ММА памяти дважды героя СССР Мусы Гареева.
  • Открылись традиционные гастроли Татарского государственного Академического театра им. Г.Камала в Уфе. Уфимский государственный татарский театр "Нур" с трудом смог вместить всех желающих посетить спектакль.
  • В Уфе на ипподроме «Акбузат» (ул. Менделеева, 217А) собрались все любители лыж, чтобы принять участие в XXXVII открытой Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России-2019».

Вернуться