Газета «Республика Башкортостан»

Как знания сделать силой?

Квалификация учителей должна быть выше, считает врио министра образования Айбулат Хажин

К школьным программам и авторам учебников в последнее время накопилось много претензий.
К школьным программам и авторам учебников в последнее время накопилось много претензий.
Автор: Елена ВАСИЛЬЕВА
Фото: Альберт ЗАГИРОВ
версия для печати
К школьным программам и авторам учебников в последнее время накопилось много претензий.

Башкирия подключилась к семи проектам российского уровня и выглядела весьма достойно, в отличие от некоторых субъектов РФ, которые либо вообще не принимали в них участия, либо приняли в одном-двух, отметил А. Хажин на встрече с журналистами.

Каждая программа ориентирована на свой уровень образования. «Так, республика хорошо показала себя на чемпионатах «Молодые профессионалы», есть хороший задел по проекту «Современная школа», реализуя который мы надеемся на более серьезное материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного процесса. Проект «Успех каждого» направлен на выявление талантов учеников», — уточнил и. о. министра.

«Сельский учитель»

Вместе с федеральными средствами, которые были предоставлены в рамках субсидий республике на 2019 год, более 1 млрд 200 млн привлечены в сферу образования. В 2019 и 2020 годах будет выделено еще 4,4 млрд рублей (из них два млрд — федеральные средства), эти деньги пойдут на строительство 49 детских садов. Планируется, что в следующем году появится 26 дошкольных учреждений, в 2020-м — 23. Средняя стоимость их строительства — от 100 до 150 млн рублей.


«Мы ориентируемся на указание главы государства — ликвидировать к 2024 году очередность в дошкольные учреждения детей в возрасте до трех лет. Напомню, что практически все дети от трех до семи лет, за исключением отдельных случаев, в детсады устроены,— отметил А. Хажин. — Строительство новых садиков означает также и создание новых рабочих мест. Нехватки кадров быть не должно: зарплата педработников в детсадах приближается к средней по экономике.


Вопрос в другом: чтобы наши выпускники шли работать по специальности. Нехватка кадров особенно ощущается в сельской местности. Для этого инициируем программу, аналогичную действующей в здравоохранении, — «Земский доктор». Планируем разработать проект, который будет называться, к примеру, «Сельский учитель».


Кроме того, у нас существует система грантов, поощрения для педагогов, готовящих детей — призеров, победителей олимпиад. Детям и их наставникам выделят 12 млн рублей. На поощрение, а также дополнительные баллы для поступления в вуз могут рассчитывать участники всероссийских олимпиад школьников и только тех олимпиад, что есть в специальном перечне министерства просвещения».


Планируется разработать систему льгот и для городских учителей — это касается, например, социального жилья, социального ипотечного кредита.

Слабое звено

Проверка малокомплектных сельских школ (а их в республике 165), проведенная в прошлом году, выявила низкий уровень знаний педагогов, кроме того, около 80 процентов из них находятся в предпенсионном возрасте. Доля молодых учителей со стажем до пяти лет около к десяти процентов, сообщил А. Хажин. Это проблема общероссийского масштаба.


Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о результатах недавнего анонимного тестирования учителей по двум блокам, отметил
и. о. министра. Первый позволял оценить знания по предмету, второй — по методике преподавания.


«Наши учителя тоже приняли участие в тестировании. Уверенно можно сказать, что в республике нет проблем с преподавателями начальных классов. Можно отметить достойный уровень обучения старшеклассников, — уточнил А. Хажин. — Провал идет в среднем звене. Проблема — в подготовке кадров в педвузах и колледжах. Министерство разрабатывает региональную систему оценки качества образования, которая позволит промониторить ситуацию в республике, в том числе в малокомплектных школах».

Чтение — это труд

Не за горами сдача ЕГЭ. В 2020 году его будут сдавать нынешние восьмиклассники, которые сейчас обучаются по новым ФГОСам. Уже сейчас каждый учитель, ребенок может зайти на сайт федерального института педагогических измерений и проверить знания по семи предметам.


Теоретических заданий в измерительных материалах очень мало. Зато в каждом вопросе заложена проверка на функциональную грамотность, то есть умение применять на практике полученные знания. «Мы познакомили учителей-предметников с этими материалами. Было сложное обсуждение, и мы поняли, что, если завтра провести экзамен, ситуация будет непростая, — рассказал
и. о. министра. — Для ее исправления у нас всего полтора года. Взять хотя бы ситуацию с литературой.


Министр просвещения РФ Ольга Васильева недавно отметила: старшеклассники разучились понимать тексты. И предложила вернуть чтение с пересказом. Растет поколение с клиповым мышлением: короткие тексты, короткие видеосюжеты. Нужно научить детей любить чтение.


А как? Я вот недавно с удивлением обнаружил, что в перечне рекомендуемой литературы отсутствует большинство произведений, с которыми я сам познакомился в советской школе. Но ведь они закладывали в нас духовные основы, основы морали, учили логическому мышлению. Так что у меня возникли большие претензии к разработчикам таких программ, к авторам учебников. Если ребенок не поймет, что чтение книги — это труд, на который надо потратить время, душевные силы, то чего ожидать? Нужно пересмотреть эти перечни, а также подход к подготовке учителей русского языка и литературы».

Не ищите Мариванну

Нередко поступают жалобы: школьнику, чтобы подготовиться к ЕГЭ, нужно затратить деньги либо на репетитора, либо на платные курсы в самой школе.


По словам А. Хажина, это нонсенс: ребенок занимается в школе и потом еще нанимает репетитора. За что же получают зарплату учителя? Контрольно-измерительные материалы практически повторяют программу учебного курса. И, естественно, никоим образом не выходят за его рамки.


«С такими ситуациями нужно разбираться, — отметил он. — Получается, что в школе недодают материал, заведомо зная, что ребенок будет искать себе репетитора. Начинаются какие-то «интересные» предложения с указанием адреса некоей Мариванны. Предлагаю родителям в таких случаях обращаться в минобразования, в обрнадзор. Мы будем реагировать.


Родители, да и дети, не должны стесняться требовать от педагога качественных знаний в полном объеме. Это не сложно. Нужно зайти на сайт ФГОС-реестра, найти примерные рабочие программы по каждому предмету и сравнить с теми, по которым идет обучение в школе.


Для ребятишек, в основном из плохо оснащенных малокомплектных школ, мы, скорее всего, организуем дистанционно бесплатные онлайн-курсы подготовки к экзамену и освоению основной программы».

Опубликовано: 11.01.19 (09:45)
Статьи рубрики Образование
Учителю французского Дарье Линючевой детские игры в учителя помогли выбрать профессию.    

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • Выставка
  • Открылась выставка
  • Открытие фотовыставки
  • Город на Неве

Вернуться