Газета «Республика Башкортостан»

Кто ругает учителей за двойку?

Участники конкурса «Педагог года» размышляли о качестве образования

Нарядные, с прямыми спинами, учителя сидели за столами и отвечали на вопросы.
Нарядные, с прямыми спинами, учителя сидели за столами и отвечали на вопросы.
Автор: Екатерина ЯКОВЛЕВА
Фото: электронные СМИ
версия для печати
Нарядные, с прямыми спинами, учителя сидели за столами и отвечали на вопросы.

Появятся ли когда-нибудь в городах нашей республики педагогические курсы для молодых родителей? Почему не стоит идеализировать дистанционное обучение? В чьих силах повысить статус учителя? Эти и другие вопросы обсуждали в формате круглого стола участники городского конкурса «Педагог года» в Стерлитамаке. Вот что они предлагают.

Придумать модель выпускника

Воспитатели, учителя и педагоги дополнительного образования, нарядные, с прямыми спинами, сидят за столами, тянут руки и по очереди отвечают на вопросы. Ученики не видят этой идиллической картинки, а вот пользу, несомненно, получают каждый день: здорово, когда школьным наукам малышей и подростков обучают неравнодушные, оригинально мыслящие люди. В том, что такие есть, могли убедиться гости круглого стола и жюри конкурса «Педагог года»: дискуссия была одним из состязаний, а умение грамотно ее вести добавляло баллы в копилку будущих победителей.


Президент России Владимир Путин поставил задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Что думают о такой высокой планке молодые учителя? Что делать с множеством насущных проблем? И как педагогическое сообщество города уже сейчас помогает образованию быть качественнее и доступнее? Дискуссия получилась довольно острой. Так, было замечено, что даже выпускники вузов зачастую не могут применить полученные знания. Педагоги видят ситуацию так: необходимо обеспечить достойные условия для обучения во всех городах и городках страны, укрепить институт семьи и поддержать традиции, развить мотивацию у детей. Предложение создать модель выпускника детского сада, школы и вуза прозвучало несколько механистично, но, по мнению оратора, это позволит ставить реальные цели и достигать их.

Совершить прорыв для двухлеток

Кстати, об институте семьи: президентский указ обращает внимание на необходимость раннего развития детей (до трех лет). Как совершить образовательный прорыв с самыми маленькими? Мнения разделились: одни воспитатели рассказывали об опыте ясельных групп в своих детских садах, другие сетовали на недостаточную материально-техническую оснащенность, из-за чего детские сады не могут принять, например, грудничков. Некоторые педагоги резонно возражали на это:


— Дети должны быть не только развитыми, но и здоровыми, поэтому слишком рано отдавать ребенка в коллектив нецелесообразно. Семейные детские сады в этом отношении могут стать идеальным вариантом.


— Должна четко осуществляться связь семьи и детского сада: нужны консультационные центры для родителей, где педагоги будут учить взрослых общаться с детьми.


— Неужели родители сами этому не могут научиться? — недоумеваю я шепотом.


— Не могут, — констатирует учитель, сидящий рядом со мной среди зрителей. — Порой мама не понимает, что если в доме живет ребенок, нельзя ни пить, ни курить. Некоторым семьям не хватает понимания элементарных вещей, а вы говорите о воспитании.


Кстати, в Стерлитамаке есть детские сады, которые просвещают родителей — проводят консультации. А во многих детских садах есть открытые дни: родители могут прийти и посмотреть, чем занят их ребенок.


Не отдавать дань моде


— Таскать ребенка из одного частного кружка в другой — дань моде или показатель недоверия к государственной системе образования? — жестко, но справедливо был сформулирован вопрос, на который даже профессионалы не дадут однозначного ответа.


— На мой взгляд, родители доверяют развитие своих детей чужим людям из многочисленных частных школ и студий потому, что сами боятся совершить ошибку, занимаясь с ребенком, — поделилась мнением молодая учительница.


Ее коллеги пришли к выводу: городу необходимы курсы для родителей, чтобы раннее развитие детей полноценно осуществлялось там, где оно должно происходить, — в семье.


В стране должно создаваться единое образовательное пространство. Не противоречит ли этой цели система регионального образования? На этот провокационный вопрос учителя родных языков отвечали корректно и грамотно:


— Урок родного языка — уникальная возможность через повседневность показывать историю и растить гражданина, который чувствует себя причастным своей стране.


— Многие дети хотят учить языки, на которых говорили их деды.


— Стремясь к единству, нужно помнить, что своеобразие народов — важная часть этого единства.


А вот чрезмерного очарования дистанционным обучением педагоги не испытывают:


— Дистанционное обучение очень выручает ребят с ограниченными возможностями здоровья, жителей северных регионов страны в сильные морозы, а также маленьких танцоров и спортсменов — тех, кто часто уезжает на конкурсы и соревнования и вынужден пропускать школьные занятия. В остальных случаях живое общение с учителем и одноклассниками не нужно чем-то заменять.

Не превращаться в «урокодателя»

«Раньше за двойку родители ругали ученика, теперь ругают учителя». Эта интернет-шутка ярко иллюстрирует, насколько низок статус учителя в сегодняшнем обществе. Как его поднять?


— Нужны законы, защищающие права учителей.


— Учитель сам должен уметь достойно позиционировать себя в родительском сообществе и среди учеников.


— Есть учителя, а есть, к сожалению, «урокодатели». От учителя дети уходят домой воодушевленные, на его уроки они спешат снова. Педагог сам поднимает свой статус — добросовестной работой и самосовершенствованием.


Размышления о том, как каждый педагог может повысить качество образования, тоже получились дискуссионными.


— Я должен научить ребенка быть конкурентоспособной личностью, обеспечить социализацию и получение знаний, в том числе таких актуальных, как, например, финансовая грамотность, — утверж­дает учитель истории и обществознания.


— Любое образование нужно начинать с нравственности — формировать прежде всего ценность честности и порядочности, иначе вырастут не люди, а общество потребителей, — возражают ему.


Стерлитамакские учителя не берутся предугадывать, войдет ли Россия в десятку самых образованных государств в ближайшие шесть лет. Они просто изо дня в день приближают это. Мы с ними?

Опубликовано: 10.01.19 (09:33) г. Стерлитамак
Статьи рубрики Образование
   

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  •  «Салават Юлаев» - «Ак Барс» 3:2
  • Выставка фотографий Аполлония Зираха «Чернобелая жизнь серебряного города».-
  • В Уфе прошли выборы председателя Уфимского федерального исследовательского центра РАН
  • Состязания соберут более 150 спортсменов со всех районов республики. Юноши от 10 до 16 лет, а также мужчины от 18 лет смогут побороться за звание лучшего в стенах спорткомплекса «Динамо».

Вернуться