Газета «Республика Башкортостан»

Верните в школу мужчин!

Гендерный перекос в образовании оборачивается серьёзными проблемами для общества

Главная роль в школе принадлежит пока что женщинам.
Главная роль в школе принадлежит пока что женщинам.
Автор: Раиль АСАДУЛЛИН, председатель комитета Госсобрания — Курултая РБ
Фото: Альберт ЗАГИРОВ
версия для печати
Главная роль в школе принадлежит пока что женщинам.

Школа может и должна формировать из мальчиков мужчин, но у нее для этого недостаточно ресурсов. Конечно, есть оригинальный педагогический опыт по работе с отцами, но назвать это системой пока нельзя.

Главное — ЕГЭ. А воспитание?

В системе образования всегда много проблем. Но основная — это малоэффективная система воспитания, которая обу­словлена многими обстоятельствами, и прежде всего ориентацией образовательных организацией на результаты ЕГЭ, показатели учебной деятельности. Недостаточное финансирование системы дополнительного образования, слабая материальная база внешкольной и внеклассной работы, резкое сокращение штата школьных психологов, социальных педагогов, педагогов-воспитателей не позволяют школе выполнять функции, связанные с воспитанием. Передовые позиции надолго завоевал дидактический процесс, для которого важнее показатели успеваемости, чем личностное развитие ученика. Между тем воспитание — это отдача особых сил, сил духовных. Человек создается любовью и уважением, глубокой верой в его достоинство, красоту и индивидуальность. И эта работа не терпит суеты и не укладывается в рамки 45-минутного урока. Главное в воспитании — формирование отношений, которые растущий человек должен прожить, пережить, прочувствовать. У современной школы для этого мало ресурсов и совсем нет времени. Отсюда разочарования: школа, которая «натаскивает» на ЕГЭ, несмотря на упорство педагогов и подвижничество родителей, не сможет решить всех проблем подготовки детей к жизни.

Миссия: отец

Из всех видов педагогической деятельности воспитание — самое сложное социальное явление. Главное в нем — создание для детей условий, вынуждающих их проявлять те качества, которые старшими (педагогами) определены как цели. Нет ничего более бесполезного, чем классные часы, на которых детям рассказывают о том, какими они должны стать. Нет, слова нужны, но в отрыве от других форм работы они не способны принципиально изменить поведение ребенка и уж тем более сформировать у него какое-либо положительное качество. Волю и ответственность невозможно сформировать на словах, ребенок должен быть поставлен в ситуации, когда он вынужден взять ответственность на себя.


Будущему мужчине жизнь готовит разные роли и схемы поведения. И оказать помощь в овладении ими может в первую очередь педагог-мужчина. Но в школах республики их не более 18 процентов. Поэтому образовательные организации вынуждены обращаться к отцам обу­чающихся. Надо признать, во многих школах Уфы, других городов и сел отцы откликаются на просьбы педагогических коллективов. Немало примеров, когда инициатива сотрудничества принадлежит самим отцам. Во многих школах созданы комитеты отцов. Только в столице они объединяют более 400 человек разных профессий. Многие отцы входят в состав родительских комитетов, организуют спортивные мероприятия, патрулируют улицы, посещают неблагополучные семьи. Главными в их работе стали передача детям своего опыта, организация полезного досуга. Так родители демонстрируют образцы мужских поступков, становясь примером для подражания. Особую роль здесь играют беседы отца и сына по широкому кругу проблем — как общечеловеческих, философских, так и затрагивающих сферу собственно мужских интересов, включая принятие решений в сложных жизненных ситуациях, в отношении к противоположному полу. А то, что подростки и юноши, как и прежде, мечтают быть сильными и волевыми, демонстрирует увеличившееся количество призывников в республике, желающих служить в воздушно-десантных войсках.


Примером успешного нравственно-патриотического воспитания детей может служить Краснокамский район. Совместная деятельность родителей и местной власти там направлена на развитие у детей таких качеств, как самоопределение, самовоспитание; на пропаганду здорового образа жизни; сохранение культурных и национальных традиций на основе патриотизма. И происходит это методом погружения в реальные социально значимые дела.


Огромную работу по поддержке мотивированной молодежи проводят в Бакалинском районе, где каждый ребенок, независимо от возраста, успешно проявивший себя в какой-либо деятельности, получает материальную и моральную поддержку, таким детям оказывается методическая помощь, создаются условия для развития их способностей.


В то же время работа с отцами — это сложная задача, особенно с теми из них, кто мало уделяет времени своим детям или вовсе забыл о своих отцовских обязанностях. В этом плане интересен опыт Демского района столицы, где ежегодно проводятся родительские конференции, семинары для отцов, на которых выступают ведущие ученые республики, проводят мастер-классы для детей психологи, а сами отцы делятся опытом общения в семье, организации досуга, семейного отдыха.


В этой связи считаю необходимым в образовательном пространстве республики продвигать акции, которые бы тиражировали позитивный образ отца как пример для подражания. Следует и самих отцов направить на построение глубоких духовных отношений с детьми. К примеру, одним из таких социально значимых событий могло бы стать проведение в рамках родительских дней акции «Письмо к сыну/дочери», которая заключается в написании отцами писем, адресованных своим детям. Уверен, для многих отцов это станет серьезным испытанием, которое позволит им осуществить рефлексию своих нравственных позиций, а в результате многие из них начнут лучше понимать школу, архисложность педагогического труда, скорректируют свою точку зрения на воспитание детей.

В одном флаконе

Однако бывает, что и родители ошибаются. К тому же они не могут ежедневно бывать в школе, а жизненные ситуации, для разрешения которых нужна мужская рука, возникают постоянно. Школа в отсутствие педагогов-мужчин тиражирует женские способы отношений с мальчиками. И в конечном счете такие традиции закрепляют в сознании обучающихся и распространяются на настоящую, взрослую социальную жизнь. Для ребят чрезвычайно важны отношения, которые предопределены им природой. Для будущих мужчин и женщин воспитание избирательно.


Мужчина изначально наделен отличительными свойствами. Даже имея одни и те же органы, женщины и мужчины функционально сильно отличаются друг от друга: у них разная интенсивность обмена веществ, частота дыхания и сердечных сокращений, состав крови, разные физические параметры. По этой причине природа предопределила различия между ними в особенностях восприятия, темперамента, логики, интуиции, наблюдательности, организации мышления, энергетики. Известный психоаналитик К. Г. Юнг «обидел» мужчин, отмечая в них только три сущности: ощущения, чувствования и мышление. Тогда как слабая женщина, в отличие от представителей сильного пола, природой дополнительно наделена сильно развитой интуицией. Женщина всегда была и будет живописным противоречием здравому смыслу.


Немаловажная деталь: мужчина схватывает и оценивает ситуацию в целом, женщина же часто блуждает в мелочах. Мужчины — люди действия. К тому же они авторитарны, тогда как женщины дорожат отношениями.


Словом, в общении мужчины и женщины всегда нужен «переводчик». А в отсутствие мужчин-педагогов в школе учителю-женщине невозможно довести объективно осознанную информацию о чувствах и мыслях реального мальчика или юноши. Мужчины в школе оказались изгнанными из своих собственных тел, даже из собственных чувств и мыслей. При совместном обу­чении и воспитании мальчиков и девочек теряются потенциальные возможности и тех, и других. Мальчики при этом страдают в большей степени. Больше отличников и медалистов обычно среди девочек, а учеников примерного поведения среди мальчиков можно пересчитать по пальцам. Мальчики в современных школах имеют менее благоприятные условия для развития своих достоинств, и, как следствие, мужчины имеют более низкий уровень общего развития. Современная образовательно-воспитательная система — это своего рода конвейер, с которого «сходит» среднестатистический школьник. В результате мы получаем женоподобных мужчин и мужеподобных женщин, некий средний пол, жизненный путь которого ведет в никуда.


Отсюда, рассчитывать на то, что школа без дифференцированного подхода к содержанию и методам воспитания решит задачу формирования настоящего мужчины, не приходится. В одном флаконе удачно соседствуют только шампунь и бальзам. Очень важно в школах создать образовательную систему, в которой интегрированы условия, учитывающие половые различия детей и требования современного социума к формированию мужчин и женщин. Без привлечения отцов к участию в становлении их сыновей школа не сможет решить эту задачу. В образовательные организации в самых разных вариантах нужно вернуть мужчину.


И последнее. Республике необходим научно-методический центр поддержки и развития семьи. Общеобразовательные организации очень нуждаются в новых формах взаимодействия с детьми, которые отвечали бы интересам детей и запросам практики. Такой институт создан при БГПУ им. М. Акмуллы, но он не может постоянно существовать на общественных началах, неся большую нагрузку.

Опубликовано: 04.01.19 (10:14) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Образование
Уроки Ильназа Мухутдинова проходят нестандартно.   Увлечь ребенка каким-либо предметом надо уже в раннем возрасте.  

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Уфе открылась выставка татарского национального костюма
  • В Уфе проходит форум строительства и ЖКХ
  • Радий Хабиров провёл совещание по обеспечению безопасности на Международных детских играх и в майские праздники

Вернуться