Газета «Республика Башкортостан»

Шутки от Турецкого

Публика нуждается не только в шоу, но и в уважении

Автор: Алла ДОКУЧАЕВА
версия для печати

Недавно в Уфе прошел концерт знаменитого хора Турецкого. Организаторы не скупились на восторженные реплики: «Музыкальный феномен XXI века». «Настоящий праздник музыки, заряд эмоций и отличного настроения». «Михаил Турецкий и его коллектив персонально подходят к каждому выступлению». Сидевшая рядом со мной симпатичная дама, преподаватель иностранных языков со стажем, тихонько произнесла в адрес артистов: «По-моему, они нас тихо презирают». Пожалуй. Только не тихо, а громко…

 

Конферанс, сопровождающий номера программы, временами, похоже, был рассчитан на очень отдаленную от города деревню середины прошлого века, где нет ни радио, ни телевизора. Так, известную арию из оперы «Паяцы» предваряло «либретто» на русском языке, и это не напоминало ни шутку, ни просто некую ознакомительную справку для тех, кто не в теме. Впрочем, и шутки остроумием не отличались: в основном артисты рассыпались в комплиментах уфимской публике, противопоставляя ей «некультурных» зрителей Оренбурга и Казани. Не исключаю, что на концертах в упомянутых городах все менялось местами, и «на вокальных задворках» оказывалась Уфа.


Основа такого «соревнования» заключалась в активности зала, бывшего «на подпевках». Но, если в цикле, посвященном 100-летию комсомола, вовлечение публики в действо произошло уместно, с тактом и юмором, то, к примеру, «Бесаме мучо» из зрителей буквально вымучивали, заставляя повторять и повторять куплеты под разное музыкальное сопровождение, а то и а капелла.


Считается, что истинная высота достигается в любом деле, если соблюдать меру. Совсем недавно хор Турецкого позиционировал себя как новаторский коллектив, исполнявший популярные прекрасные мелодии. Он и сейчас не портит программу однодневками и демонстрирует неординарные голоса, то солирующие, то сливающиеся в единое гармоничное звучание. Но сопровождающая их выступление атмосфера начинает напоминать развлекаловку в каком-нибудь профилактории, организованную массовиками-затейниками для «разогрева» публики: аплодисменты — только бурные, лес взмытых вверх рук — обязателен («Нам нужны ваши поднятые руки!»). Пригодились и топающие ноги: на сцену Дворца молодежи поднялось несколько десятков зрителей, приглашенных на общий танец с «обнимашками».


Становится неловко за такой дешевый способ достижения успеха. Столичным гастролерам, наверное, стоит все-таки учитывать, что они выступают перед жителями миллионного города. Города, где в театре оперы и балета регулярно проходят международные Шаляпинские и Нуреевские праздники, где один из лучших басов мира Ильдар Абдразаков проводит Международный фестиваль, а его знаменитый брат Аскар возглавляет международный конкурс молодых вокалистов и сам участвует в премьерных оперных постановках. Где балеты ставятся Юрием Григоровичем и Владимиром Васильевым, а в Государственном концертном зале маэстро Спиваков представляет талантливых юных скрипачей. Да мало ли что еще интересного происходит в Уфе. Свежи в памяти меломанов концерты Хворостовского, Кобзона, Толкуновой, Брегвадзе, Вайкуле, Мацуева, которые отмечены не только качественным репертуаром, но и уважением к публике. Однако опускаться до уровня масскультуры, видимо, легче и денежнее, нежели каждым звуком, словом, движением на сцене подниматься до высот подлинного искусства.

Опубликовано: 11.12.18 (08:56) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
  Актриса, режиссер, драматург, поэтесса — это все она, Рима Ключарева.  

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • Выставка
  • Открылась выставка
  • Открытие фотовыставки
  • Город на Неве

Вернуться