Издательство «Республика Башкортостан»

Страны и континенты объединила музыка

Евразийская концепция II Международного фестиваля современной музыки, состоявшегося в Уфе, продемонстрировала безграничные возможности музыкального искусства.

Автор: Инна ПОЛОВЯНЮК
версия для печати

Мировое значение этого события невозможно переоценить. Фестиваль объединил многоголосие стилей композиторов Юго-Восточного и Среднеазиатского регионов с европейской манерой сочинения российских и западноевропейских авторов, выявив тем самым единство и самобытность представленных культур.


На симфоническом концерте прозвучали покорившие разнообразием красок сочинения азиатских авторов. Сравнение с роскошным восточным ковром, пронизанным солнечным светом и переливающимся всеми «цветами» звуковой палитры, вызвали увертюры «Турецкий праздник» Сардара Фараджова (Азербайджан) — с «янычарским» оттенком оркестровки и «Праздничная» — Муратбека Бегалиева (Кыргызстан).


Поэтической утонченностью, эмоциональной глубиной отличались сцены из балета «Любовь и смерть» композитора Чоу Ву Давид Ли из Южной Кореи, вызвавшие ассоциацию с изящной техникой живописи художников Востока.


Драматической вершиной вечера стал воплотивший острую боль утраты, трагический плач «Жертвы Ходжалы» Балнур Кадырбек, основанный на истории Казахстана. Глубиной философско-драматического пафоса, обостренностью поэтики современного языка, виртуозным владением арсеналом технических средств покорил Скрипичный концерт Лейлы Исмагиловой (Башкортостан) в интерпретации лауреата международных конкурсов Руслана Ишмаева.


Эмоциональная лирика преобладала в Первой симфонии турецкого автора Тургая Эрденера. Насыщенные эпико-драматической динамикой и предчувствием надвигающихся глобальных конфликтов и битв движения отличали «Симфонические танцы» татарского композитора Рашида Калимуллина. Эпико-симфонической поэме «Ветер Евразии» Рафаэля Касимова были присущи ощутимая театральность и размышления о исторической судьбе народа, навеянные легендарным прошлым.


Блестящим отражением современного иронического взгляда на действительность стала симфоническая поэма «Золотой трон Гефеста» Валерия Скобёлкина (Башкортостан).
Стоит отметить плодотворную работу Национального симфонического оркестра РБ и продуманную интерпретацию прозвучавших сочинений дирижера Камиля Абдуллина.
Яркое впечатление оставил концерт хоровой музыки, исполненный хоровой капеллой имени Т. Сайфуллина и хором студентов УГИИ под управлением художественного руководителя и главного дирижера Алсу Хасбиуллиной. Программа вечера отличалась жанровым разнообразием. Западноевропейский и американский блок избранных сочинений отражал стремление современных авторов к обновлению музыкального языка католических песнопений (мессы, молитвы, хорала), но обновлению, опирающемуся на истоки массовых музыкальных жанров песни и танца, среди которых «Фестивальная месса» Джона Левитта (США), «Танго-месса» Мартина Палмери (Аргентина), хоры Фабио Альберти (Италия) и Иржи Лаберда (Чехия).
Медитативно-созерцательный характер музыки Шинджу Хонга (Южная Корея) покорил гармоничностью мироощущения и красотой звучания хора a cappella.


Патриотический пафос пронизывал хоровое полотно «Кыргызстан» Муратбека Бергалиева, гимном весеннему обновлению природы стала миниатюра «Spring of Hometown» Шинджу Хонга.
Как известно, национальным выражением чувства скорби является песня-плач в творчестве русских композиторов, прозвучавшая в хорах Юрия Евграфова «Ты забыла деревню» из цикла «Последний крик ястреба» на стихи И. Бродского и Настасьи Хрущевой «Счастье» на слова А. Фишева. А хоровая миниатюра Балнур Кадырбек «Кокпар» из «Этнологических зарисовок», «Колхозная застольная» Рафаэля Касимова и «Плясовая» из цикла «Фронтовые песни» Даниила Хасаншина отразили радостный взгляд на мир.


Поэтика природы, столь типичная для мироощущения башкир, нашла воплощение в хоровых миниатюрах Нура Даутова («Урал тауышы»), Салавата Сальманова (части из цикла «Песни Зауралья»), Розы Сахаутдиновой («Третий день идет снег»), Ильдара Хисамутдинова («Дождь»).


Следует отдельно отметить огромную работу, проделанную хоровыми коллективами под управлением Алсу Хасбиуллиной. Все иностранные произведения и миниатюры башкирских авторов прозвучали на языках оригинала, отличались продуманностью, опорой на академическую профессиональную традицию.


Завершил фестиваль современной музыки камерно-инструментальный концерт, программа которого была составлена из сочинений молодых композиторов России и зарубежных стран, профессионально исполненных молодыми уфимскими музыкантами ансамбля современной музыки «Самрау». Он создан лауреатом международных и всероссийских конкурсов, композитором и пианисткой Шаурой Сагитовой.


Стремление осмыслить сущность человеческого бытия отличали опусы Со Юнг Джонг («Flowr of Abyss», Южная Корея), Эльмиры Низамовой («Солнце. Луна. Истина», Татарстан), Магули Мезиновой («Efemernosti» Башкортостан), Натальи Прокопенко («Просветление», Москва), отразившие их увлечение буддизмом. Библейская тематика «Плача Иеремии» нашла выражение в экспериментальном сочинении Антона Светличного (Ростов-на-Дону). Оптимистическим тоном пронизаны «Размышление о мечте» кабардинца Мурата Кабардокова (Нальчик — Санкт-Петербург), секстет «Простак-мудрец» Ирины Решетниковой (Уфа), иронический взгляд на мир определил настроение Скрипичной сонаты Фаниля Ибрагимова. Традиционная концепция европейского искусства «через драматические коллизии и жизненные невзгоды — к преодолению» нашла продолжение в произведениях Лидии Ризвановой, Альфии Хабировой (Башкортостан). Тема искусства привлекла внимание Виринеи Белоусовой, найдя воплощение в вокальном цикле на слова В. Набокова. Актуальный ныне пафос антифашистской позиции был заявлен в квартете Алины Ахметовой «Женщина из Освенцима №74233» (Уфа).


Обращает на себя внимание тот факт, что этнические истоки музыкального языка наиболее ярко заявили о себе в сочинениях маститых композиторов старшего поколения. Произведения молодых авторов отличало стремление с религиозно-философской точки зрения осмыслить современность в контексте космополитизма, синтеза современных и академических приемов композиторской техники.


Состоявшаяся в рамках фестиваля научная конференция «Национом представителей Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Башкортостана на современном этапе.
Все концерты фестиваля были записаны на видео и будут подарены представителям иностранных государств для демонстрации на телевидении их стран.


К слову, программа форума включала сочинения представителей дальнего и ближнего зарубежья: Турции, Южной Кореи, Аргентины, Италии, США, Чехии, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, а также представителей Башкортостана, Татарстана, Мари Эл, разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нальчика. Участники фестиваля исполнили симфонические, хоровые и камерно-инструментальные опусы.

Опубликовано: 05.12.18 (14:19) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
  Экспонатами организованной в рамках симпозиума выставки стали раритеты сразу трех музеев республики.  

Написать комментарий


AHOHC

Среди подписчиков газеты будет разыгран велосипед
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Стороны обсудили вопросы укрепления взаимодействия, реализации совместных проектов, поддержки малого и среднего бизнеса в республике.
  • Наряду с конкурсантами из республики в них принимают участие студенты из Москвы, Липецка, Казани и Оренбурга, сообщает пресс-служба министерства образования РБ.
Соревнования будут проходить в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Нефтекамске, Сиб

Вернуться