Издательство «Республика Башкортостан»

«БеспринцЫпный» Цыпкин

В России всё строится на личных отношениях, отмечает он

версия для печати

Времена «Театра у микрофона», кажется, канули в Лету, а профессия мастера художественного слова наверняка числится в самых невостребованных. Если только это не Михаил Жванецкий или Геннадий Хазанов. Тем не менее оказалось, что любителей не только посмеяться, но и погрустить, призадуматься над сказанным вовремя словом у нас немало. По крайней мере, подход к ним нашел успешный петербургский пиарщик Александр ЦЫПКИН, переквалифицировавшийся в одного из самых читаемых российских писателей. Экспериментальный формат коротких диалогов, названный автором «БеспринцЫпные чтения», собирает полные залы, гастрольный график расписан на много дней вперед, а такие артисты, как Данила Козловский, Максим Виторган, Сергей Гармаш, Анна Михалкова, Ингеборга Дапкунайте, охотно подключаются к проекту.

Как презентовать себя

— Как успешный пиарщик, отказавшись от профессии врача — ведь у вас целая династия медиков, — стал писателем? И даже заслужил добрые слова известного искусствоведа Ольги Свибловой, которая отметила, что рассказы Александра Цыпкина — это истории про слова, про их звучание, про влюбленность автора в язык, который и есть главный герой его произведений.


— Стать медиком мне в семье не предлагали, но намекали. А «волшебный пендель» в сторону сочинительства был сугубо пиарного свойства. Причины: жадность, тщеславие и необходимость. Необходимость была в приоритете. Я переехал из Петербурга в Москву. Для пиарщика главное — это контакты. По сути, это человек, который знает, кому позвонить, в том числе и ночью, и решить проблему.


В Москве я таких людей не знал. Чтобы быстро установить контакты, которыми я располагал в Петербурге, могла потребоваться уйма времени. В России ведь все строится на личных отношениях. Поэтому нужно, чтобы люди как можно больше о тебе узнали. Это невозможно сделать при одной встрече, особенно деловой. Но есть соцсети, которые позволяют создать свою копию, доступную 24 часа в сутки. Мне показалось, что самой лучшей презентацией себя в соцсетях будут три-четыре коротких рассказа из своей жизни. Моя первая книга из них и сложилась. А потом ко мне пришли из издательства и спросили: «А еще есть?».


— А жадность?


— Когда я понял, что рассказы нравятся, то пожалел, что посты в соцсетях живут один день. Ты написал, все посмеялись или поплакали, и текст ушел. Поэтому, когда ко мне пришли из издательства, я ответил: «Сейчас все будет!».


— Кстати, почему вы не любите, когда вас называют писателем?


— Я действительно не считаю себя писателем, я скорее хороший автор рассказов для чтения со сцены. Это специфический вид литературы. Если я напишу роман, он вряд ли будет пользоваться такой популярностью. Я умею ухватить ситуацию, не описывая, во что одеты герои, что у них было до и после. Это всем понятная ситуация, а выход из нее неожидан. Да и люди задумываются: «А как бы поступили в таком случае мы?».


— Как журналисту мне интересна именно журналистика в вашей жизни: у вас более двухсот интервью. Среди ваших собеседников — Михаил Горбачев, Борис Гребенщиков, Орнелла Мути, Михаил Жванецкий. Что нужно для того, чтобы в этом обоюдном процессе все сложилось, ведь многим этот жанр представляется легким?


— Написать интервью гораздо сложнее, чем написать рассказ. Ты получаешь объем текста в 20 листов, это час беседы. И из него делаешь мини-пьесу, выжимая все лучшее, убирая лишние слова, создавая переходы, драматургию, раскрывая те вещи, которые тебе нужно раскрыть. Я научился писать диалоги для своих рассказов исключительно благодаря тому, что научился делать интервью. Причем интервью со звездой — это интересно, конечно, но куда сложнее сделать его с простым человеком. У меня есть проект из 50 — 60 интервью с самыми обычными людьми, попавшими в необычную ситуацию. Например, с иностранцами, живущими в России, или русскими за рубежом.


— Говорят, что писатель всю жизнь ведет одну тему. В вашем случае это так?


— В какой-то момент писал о взаимоотношениях мужчины и женщины, о ценности правды и ценности лжи — я не сторонник того, что нужно всегда говорить правду, она многих обижает. Вообще, столкнулся с тем, что люди абсолютно по-разному интерпретируют мои произведения. Помню, был банальный рассказ о том, как столкнулись болельщики «Спартака» и «Зенита», и это было смешно. Но потом услышал мнение, что это эзотерический рассказ о взаимоотношениях Москвы и Петербурга.


Кто написал про «Бриллиантовую руку»?


— По вашему сценарию Резо Гигинеишвили снял одну из новелл фильма «Про любовь. Только для взрослых» продюсера и режиссера Анны Меликян, а фильм «Прощай, любимый!» занял первое место в неофициальном финансовом зачете фестиваля-аукциона Action. Вам понравился опыт работы сценаристом?


— Им быть гораздо сложнее: это человек, который получает мало денег и еще меньше славы. Вряд ли назовете имя хотя бы одного сценариста — хоть нашего, хоть зарубежного. Кто написал сценарий «Бриллиантовой руки?» А ведь фильм растащили на цитаты (кстати, Яков Костюковский и Морис Слободской. — авт.). У писателя к тому же в разы больше свободы. Сценарист же связан определенными рамками ремесла, в хорошем смысле слова, его законами.


Писателем, кстати, может стать и человек, не обученный этому мастерству, был бы дар, а сценарий приходится прогибать под съемочную команду. Все твои тексты переделываются, и на выходе ты начинаешь рвать на себе волосы. Почему многие режиссеры сами пишут сценарий для своих фильмов? Им так проще себя реализовать.


— Сборник лирическо-хулиганских рассказов «Женщины непреклонного возраста», собранных из постов на Facebook, стал самой продаваемой сатирической книгой в России в 2015 году. Как вам кажется, между «продажностью» и талантливым произведением есть знак равенства?


— Я один из самых «продажных» современных писателей в России. В случае моей не артхаусной, а массовой популярности единственным индикатором таланта как раз является то, продается книга или нет. Как только она станет плохо продаваться, значит, я стал плохо писать.


Могут быть талантливые книги и фильмы, которые не востребованы: например, гениальный, на мой взгляд, фильм Резо Гигинеишвили «Заложники» собрал небольшую кассу. Может, вышел не вовремя. Но, считаю, если произведение искусства продается хорошо, оно очевидно талантливо.


— А «Код да Винчи», например? Откровенно слабая книга.


— Вам было скучно, а миллионам — нет. И в этом она гениальна. Есть масса авторов, а выстреливает «Код да Винчи». Книга продается миллионными тиражами — она гениальна. А вот дальше уже — для кого? Мне совсем не нравится Лепс, но его нельзя не назвать талантливым человеком — его любят толпы.


— А вопрос воспитания вкуса?


— Это все очень субъективно. Кто определяет качество созданного тобой продукта, который затронул души миллионов людей? Многие подсмеиваются над Евгением Петросяном, считая его юмор низкосортным, а самого недалеким. А у него только антиквариата на 30 миллионов долларов — говорят, вкус у Петросяна фантастический, и он прекрасно в этом вопросе разбирается. При этом он не украл эти деньги, он не сидит на нефтяной трубе. Эти деньги отдали люди за то, чтобы его послушать. И речь сейчас о том, что он кого-то сделал чуть более счастливым.

Рок-звезда от литературы

— Как возник проект «БеспринцЫпные чтения»? Мне кажется, сейчас публику сложно заманить на то, что человек просто выходит на сцену и что-то читает?


— Это опять же жадность моя. Я посмотрел на тиражи своих книг и понял, что 20 — 30 тысяч сегодня хороший тираж, но на этом ничего не заработаешь. Я выложил в сеть, как Данила Козловский читает мой рассказ, и ролик набрал пять миллионов просмотров. Что надо написать, чтобы набрать такой тираж?


Вот что сподвигнуло меня в сферу, можно сказать, шоу-бизнеса. «Чтения» — это и правда своего рода шоу. Сначала я сам прочел свой рассказ в Москве у Ольги Свибловой. Мои друзья по этому поводу высказались: «Классные рассказы, но как ужасно ты их читаешь». Я напрягся. Но желание сделать это шоу не прошло, и я стал приглашать актеров. Все откликались: от известнейшего в Петербурге Петра Симака до Данилы Козловского. Сначала выступили в каком-то баре, потом в театре. Обычно писатель как воспринимается — сидящий где-то на даче творец, а тут выходит такой бодрый товарищ… Мы сделали из писателя рок-звезду, если хотите. Открытость в сетях, образ жизни… И это сработало.


Повезло и со звездами. Повезло, что дружу с Даней, с агентом Хабенского. Повезло, что познакомился с Анной Меликян, а через нее — с Дапкунайте, Викой Исаковой, Максимом Матвеевым, Аней Михалковой.


— У вас нет страха сцены? Попадался капризный зал, внимание которого надо было завоевывать?


— Конечно, попадался — тогда просто по ходу меняешь рассказ: придумываешь дополнительный диалог, импровизируешь. Проще, когда люди покупают билеты, зная, на кого идут. Сложно, когда выступаешь, например, с Хабенским и все идут на него. Тут выходишь ты и начинаешь изображать из себя чтеца-актера. Зал нужно пробивать.


— Ваши «Диалоги с котиком» (Instagram-аккаунт Цыпкина и его жены Оксаны Лаврентьевой. Обращение «котик» — стеб над снобизмом и нарочитой жесткостью Цыпкина, написавшего рассказ, в котором высмеиваются те, кто использует всяких «заек» и «котиков» — авт.) имеют феноменальный успех, формат их очень необычен. Как вообще «Котики» появились на свет?


— Это тоже достаточно прагматичное решение. Мы с Оксаной два публичных человека и понимали, что к нашей личной жизни будет проявляться повышенное внимание, нас заставят давать интервью, будут пытаться сфотографировать, размещать в прессе какие-то обрывки информации. И решили сами все дать всем.


Это проект сатирический, в чем-то реальный, в чем-то накрученный. Мы избавили себя от необходимости бегать от папарацци. Кому-то нужно было нас затроллить, раскритиковать — а мы сделали это сами. И от нас отстали.


— Но ведь кто-то может все и всерьез воспринять?


— Может. Но большей части нашей публики это реально понравилось, пишут: «А это и про нас». Мы получили огромную, очень лояльную аудиторию в сто тысяч человек.

Опубликовано: 30.11.18 (09:13) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
  Экспонатами организованной в рамках симпозиума выставки стали раритеты сразу трех музеев республики.  

Написать комментарий


AHOHC

Среди подписчиков газеты будет разыгран велосипед
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Стороны обсудили вопросы укрепления взаимодействия, реализации совместных проектов, поддержки малого и среднего бизнеса в республике.
  • Наряду с конкурсантами из республики в них принимают участие студенты из Москвы, Липецка, Казани и Оренбурга, сообщает пресс-служба министерства образования РБ.
Соревнования будут проходить в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Нефтекамске, Сиб

Вернуться