Газета «Республика Башкортостан»

Инкубатор для инженеров

Видна ли профессия будущего со школьной парты?

Задача школы глобальная: воспитать хорошего человека, будущего инженера.
Задача школы глобальная: воспитать хорошего человека, будущего инженера.
Автор: Алексей РОДНИКОВ
Фото: Фаиль АБСАТАРОВ
версия для печати
Задача школы глобальная: воспитать хорошего человека, будущего инженера.

Технологии, о которых еще недавно повествовали лишь фантастические романы, стали будничной повседневностью. Технологический прорыв не мог обойти стороной образование: школы повально стали мечтать о 3D-принтерах, интерактивных досках, планшетах, мультимедиа… В целом ряде школ рассудили, что в век стремительного совершенствования техники и технологий все эти модные навороты — отличная возможность готовить самых востребованных специалистов будущего уже со школьной скамьи, сделав упор на углубленное изучение физики, математики, химии.

Появились и такие школы, питомцы которых уже за партой мечтают покорять космос. При этом одна из главных задач, которую решают педагоги, — как помочь ребенку освоить вал разнообразной информации, запомнить материал любого уровня сложности, чтобы завтрашние инженеры были людьми творческими, логически мыслили, неудержимо стремились к новым познаниям, питали страсть к изобретательству. Именно таких специалистов намерены готовить в школе № 31 города Стерлитамака.

Старты в космос — по понедельникам

Интерес к учебе гасят монотонные объяснения, рутина. Как пробудить в ребенке вкус к точным наукам, раскрыть глаза, изумить, превратить обучение в увлекательное занятие? Рассказывает директор школы Светлана БИТУНОВА.


Искорки больших планов зажглись не вчера. Сошлась череда значимых факторов. Главная черта коллективного портрета школы — творческий подход педагогов, учителя настроены работать неформально. Хорошо себя зарекомендовали физико-математические классы. Они стали тем фундаментом, на котором построена новая программа, позволяющая давать знания и компетенции, необходимые будущим инженерам. У нас в гостях побывал Герой России летчик-космонавт Александр Николаевич Баландин. Затем город доверил нам открытие и закрытие олимпиады на Кубок имени Ю. А. Гагарина. Выстроилась закономерная цепочка событий, итогом которых стал инновационный проект с уклоном в аэрокосмическую тематику.


Когда Министерство образования России объявило конкурс инноваций в школьном естественнонаучном и инженерно-математическом образовании, собрали необходимый пакет документов, хотя и понимали, насколько сложная задача выиграть грант. Так и оказалось: со всей страны отобрали только 65 учебных заведений. В этих документах мы уже прописали свои шаги на два года вперед: чему будем учить, какие проведем семинары, вебинары, какие разработаем программы по учебным курсам. Например, физика у нас преподается не с седьмого класса, а с пятого. Этого требует пропедевтика углубленного физико-математического образования потенциальных инженеров.


Проблем с внеурочной деятельностью тоже не было. Можно сказать, нам повезло: в городе есть замечательный центр детско-юношеского технического творчества. С директором центра Артуром Максютовым заключили договор о сетевом взаимодействии и выстроили систему работы. Пятые классы по понедельникам погружаются в увлекательный мир авиамоделирования, робототехники.


Нынче провели первый набор в пятый инженерный класс (ему присвоили специальную литеру — «И»), в каждой параллели есть такие инженерные классы. Разработали локальный нормативный акт — положение об индивидуальном отборе. Дети проходили психолого-педагогическое тестирование, писали контрольную по математике, представляли портфолио. Концепция нашего проекта — «От аэрокосмического класса — к аэрокосмической школе». Считаем, в старших классах поздно начинать профориентационную работу. И тут возникает закономерный вопрос: когда? У нас еще с начальных классов практикуется внеурочный курс «Моя Вселенная». Так формируется своеобразная эстафета поколений.


Учителя-предметники построили свои рабочие программы таким образом, что на уроках звучат темы космоса, авиации. Меня спрашивают: «С биологией или химией понятно, а как, например, быть учителю русского языка?». Учитель русского языка и литературы Гузалия Зуева ответила на него, проведя для городских коллег открытый урок по русскому языку в 5 И «Космическое путешествие в синтаксис».


На стыке наук рождаются завораживающие результаты. Мне запомнилась Новосибирская гимназия, они тоже получили грант Министерства образования. Там сформированы инженерные классы с уклоном в биомиметику. В гимназии есть 3D-принтеры, ученики создают модели, тестируют их.

О чём речь

Биомиметика — создание устройств, приборов, механизмов или технологий, идея и основные элементы которых заимствуются из живой природы. Одним из первых примеров создания биомиметического материала является широко распространенная «липучка», прототипом которой стали плоды репейника, цеплявшиеся за одежду.


На выигранный грант планируем приобрести робототехнику, 3D-лабораторию и компьютеры с программным обеспечением. Есть у нас такой предмет, как компьютерная графика, или инженерная физика. Ребята создают на компьютерах 3D-модели, но вот вопрос: как это на практике будет выглядеть? Хорошо, если расчеты окажутся верными, а вдруг ошибка? Распечатка с принтера даст четкий ответ.


В школьном зимнем саду мы развернули свою обсерваторию. Телескоп уже приобрели. Занятия проводим в вечернее время, когда Вселенная как на ладони. На изучение астрономии выделено больше часов, чем предусмотрено стандартной программой.


Физика, математика, информатика — профильные предметы. Вопрос лишь в том, как подобрать такой инструмент, который позволил бы усовершенствовать возможности мышления и памяти, а самое главное, превратил обучение в увлекательное занятие. Думаю, нашим предметникам это удалось, поскольку школьники делают шаги уже в научно-техническую сферу. Ребята с удовольствием занимаются на курсах «Основы аэродинамики», «Космические технологии», «Основы информационной культуры школьника — будущего инженера», готовят проектные работы по темам «Моя Вселенная», «Авиационное дело», «Герои космоса».


В плане работы нашей аэрокосмической школы особое место занимают проведение Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплаванию имени А. Ф. Можайского и участие в ней. Пятеро учеников стали призерами регионального этапа олимпиады, были награждены бесплатными путевками в Международную аэрокосмическую школу имени У. Н. Султанова, президентом которой является Вячеслав Аброщенко. А ученица 11 Б класса Аделина Кильметова стала победителем заключительного этапа олимпиады на международном молодежном симпозиуме.


Наконец, немаловажная составляющая нашего проекта — воспитательная работа. Разве можно представить покорителя космоса, не являющегося патриотом своей Родины? Поддерживаем связь с летчиками, которые живут в нашем городе. Они приходят к нам на все общешкольные мероприятия, классные часы. Они харизматичны, обладают огромным кругозором. Такие собеседники интересны подростковой аудитории. И еще: они мужчины, а в педагогических коллективах их не хватает. Это очень важно еще и потому, что много неполных семей.

Между серьёзным и захватывающим

Как подготовить подростков к осознанному выбору профессии, которые востребованы современным высокотехнологичным производством? Рассказывает директор центра детско-юношеского технического творчества Артур Максютов.

— Вы входите в сборную команду республики по воздушному бою, кандидат в мастера спорта. И вдруг далекое от спорта сотрудничество с 31-й школой...

— Когда Светлана Борисовна пригласила меня в качестве члена жюри отборочного тура Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания имени А. Ф. Можайского, выяснил, что старшеклассники теоретически хорошо подкованы, но слабо владеют практическими навыками. И я подумал: хорошо, если бы с этими ребятами дали поработать. Набрали группу, написали образовательную программу. Тематика занятий связана с авиамодельным спортом, большой авиацией. Например, тема очередных занятий — аэродинамика. Мне, бывшему студенту авиационного университета, выпускнику технологической специальности БашГУ, она близка. С удовольствием разберемся в вопросах подъемной силы, устойчивости полета и т.п.

— Кто приходит на ваши занятия?

— Те, кому интересно. Я на первом же занятии сказал: оценок вам здесь никто ставить не будет. Я буду делиться своим опытом, знаниями. Этот формат ребятам нравится.

— А в числе слушателей только мальчики?

— Записались три девочки, две ходят регулярно. Парней больше.

— Это связано с изучением техники?

— Не факт. В характере нынешних девочек заметен этакий стержень, они упорные, мальчишек-сверстников могут за пояс заткнуть. Две мои воспитанницы из центра детского творчества стали финалистками Всероссийского первенства по авиаспорту. Одна из них учится в авиационном вузе.

— Гендерный принцип, получается, никакой роли не играет?

— Нет. Простой пример: на дорогах сплошь и рядом автоледи. И ведь большинство уверенно управляют машиной. В то же время немало юношей, которые таращат глаза и не могут понять, что за железные штуковины понапиханы под капотом внезапно заглохшего автомобиля.

— Каким видится будущее ваших подопечных? Это студенты авиационных вузов?

— Думаю, задача более глобальная, сколь бы пафосно это ни звучало: воспитать хорошего человека, будущего инженера, увлечь, заразить его техникой. Они не обязательно станут летчиками или космонавтами, у нас много смежных инженерных профессий в области авиастроения и космонавтики.

Опубликовано: 22.11.18 (09:10) г. Стерлитамак
Статьи рубрики Образование
   

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  •  «Салават Юлаев» - «Ак Барс» 3:2
  • Выставка фотографий Аполлония Зираха «Чернобелая жизнь серебряного города».-
  • В Уфе прошли выборы председателя Уфимского федерального исследовательского центра РАН
  • Состязания соберут более 150 спортсменов со всех районов республики. Юноши от 10 до 16 лет, а также мужчины от 18 лет смогут побороться за звание лучшего в стенах спорткомплекса «Динамо».

Вернуться