Газета «Республика Башкортостан»

Исторические хроники. Декабрь 1992 года

После безальтернативных выборов нового председателя Совета министров в декабре началось формирование нового правительства республики. Радикальных изменений не предвиделось. Однако на IV сессии Верховного совета депутаты уже были не так единодушны, как прежде.

версия для печати

Там же, на сессии, М. Рахимов сообщил депутатам о том, что бывший председатель Совмина М. Миргазямов согласился работать директором Уфимского завода резинотехнических изделий.
При 34 министерских вакансиях на рассмотрение депутатов были предложены всего 24 кандидатуры. В новом списке не значились фамилии бывшего зампредседателя Совмина М. Аюпова, управляющего делами Совмина Н. Филиппова, министра сельского хозяйства и продовольствия И. Габитова, министра здравоохранения А. Турьянова, министра народного образования Р. Гарданова.


Из предложенных 24 кандидатур прошли 20 человек, а четверо не набрали соответствующего числа голосов. Среди них: З. Галин, рекомендованный на пост первого зампредседателя правительства, который некоторое время уже занимал эту должность, но затем был назначен главой Абзелиловского района. Не был избран также бывший первый зампредседателя Совмина А. Харлов, предложенный на пост заместителя. По рейтингу он оказался самым последним в списке.


Также не прошла кандидатура бывшего первого секретаря горкома партии Р. Гареева на пост министра промышленности, который в свое время организовал «дворцовый переворот», выразив недоверие бывшему первому секретарю обкома КПСС Р. Хабибуллину, фактически отправив его в отставку.


Предложение некоторых депутатов о том, чтобы продолжить формирование нового состава правительства на этой же сессии или в ближайшие дни до нового года, на голосование не было поставлено. Председательствующий М. Рахимов аргументировал это тем, что у президиума Верховного совета есть конституционное право назначать отдельных членов правительства в перерыве между сессиями.


Параллельно с этим М. Рахимов выделил четыре направления, по которым должна строиться работа нового состава правительства. В частности, формирование отношений правительства РБ с правительством РФ и иными его управленческими структурами должно было происходить не по принципу «власти — подчинения», а на договорной основе между правительствами двух суверенных государств, одно из которых добровольно входит в состав другого. Второе направление — создание более четких правовых и организационных условий обеспечения связей Совета министров со всеми организациями, предприятиями и учреждениями, расположенными в республике. Здесь, видимо, подразумевалась приоритетность республиканских законов перед российскими. Третье направление — структура Совмина должна охватить все сферы хозяйственной, социально-культурной, административно-политической жизни республики. И наконец, четвертое направление подразумевало законодательное закрепление новых функций, полномочий Совета министров, министерств, ведомств республики.


Таким образом, в четкой форме были изложены концепция, программные цели и методы перевода республики на рельсы самостоятельного развития. Главным инструментом в этом процессе должен был стать Совет министров, внутри которого требовалось провести структурную перестройку в связи с переводом многих предприятий под юрисдикцию РБ и установление горизонтальных связей между ними. Было предложено переименовать управление связи в министерство связи республики, а республиканское статуправление — в Госкомстат. Военному комиссариату рекомендовали установить более тесные связи с Советом министров. Руководителей этих организаций надлежало включить в состав Совета министров РБ.


Кроме утверждения состава Совмина на пятнадцатой сессии Верховного совета обсуждались прогнозы основных показателей экономики РБ в 1993 году и меры по ее стабилизации. Также рассматривались вопросы государственной бюджетной системы РБ на 1993 год, проекты законов «О банках и банковской деятельности в РБ» (во втором чтении) и «О банке Башкортостана» (во втором чтении).


В конце 1992 года произошло дальнейшее сближение национальных движений Татарстана и Башкортостана. Делегации от народного движения «За независимость Башкортостана», Башкирского народного центра «Урал», Башкирского народного конгресса побывали с визитом в Татарстане. На встрече была достигнута договоренность по вопросам целесообразности создания конфедерации республик и областей Поволжско-Уральского региона, необходимости перевода письменности татар и башкир на латинскую графику, создании правовой основы, гарантирующей равноправное функционирование и свободное развитие языков и культур народов обеих республик, а также роли религии в духовном сближении и взаимопонимании, сохранении обычаев, традиций и нравственных устоев башкирского и татарского народов.


На этом фоне в городах и районах полным ходом шла подготовка к новым выборам в Верховный совет. В Зианчуринском районе трудовой коллектив народного предприятия «Заветы Ильича» выдвинул кандидатом в народные депутаты председателя БНЦ «Урал» М. Кульшарипова. А от Бижбулякского района выдвинули бывшего председателя Совмина М. Миргазямова. Наблюдатели и аналитики отмечали тогда, что в случае их избрания появление в Верховном совете двух довольно крупных деятелей должно было определенным образом повлиять на деятельность республиканского парламента.


По материалам Международного института гуманитарно-политических исследований.

Опубликовано: 18.05.12 (23:05) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Политика
   

Написать комментарий


AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан


Вернуться