Издательство «Республика Башкортостан»

Нашли стрелочника!

За десятилетия суть профессии особо не изменилась

Перевести состав с одного пути на другой? Запросто!
Перевести состав с одного пути на другой? Запросто!
Автор: Аниса ЯНБАЕВА
Фото: Елена ПАПАНИНА
версия для печати
Перевести состав с одного пути на другой? Запросто!

Сегодня железную дорогу не сравнить с той, что была лет пятьдесят назад. Настоящие паровозы сейчас можно увидеть разве что в фильмах или музеях. В небытие канули и некоторые профессии, связанные с железной дорогой, на смену им пришла втоматизированная система управления. К одной из исчезающих относится и специальность стрелочника. Вообще-то сейчас это оператор поста централизации, но суть не особо изменилась — обязанности заключаются в переводе стрелок на нужный путь, чтобы развести составы.

Чтобы узнать эту профессию изнутри, я в очередной раз примеряю новую форму. Место работы — железнодорожный цех Учалинского горно-обогатительного комбината, а сопровождает меня начальник службы эксплуатации подразделения УГОК Наталья Данилова.


Маршрут начинается с поста дежурного по станции Комбинатская. Место это особое. Именно здесь находится пульт управления всеми тепловозами. Дежурный, она же главный организатор всего движения Людмила Салаватова, не сводит с него глаз.


— Видите эти красные кнопки, значит, идет состав, нажала на пульт — открыла второй путь. Так задается маршрут, — объясняет на ходу Людмила Леонидовна.


Она человек опытный, 36 лет работает на железной дороге. В свое время окончила железнодорожный техникум, где и обучают этому непростому и очень ответственному делу. Пять приемоотправочных путей, огромное количество других общей протяженностью более 80 километров.


Составы отправляются на станции Учалы и Межозерная. Выясняется, что только на одном посту стрелки переводятся вручную, а на остальных все автоматизировано, но везде остались стрелочники. Всего их двадцать человек. А еще есть разъезд между станциями Комбинатская и Межозерная, где тоже есть стрелочники. Мы же сегодня на первом посту, хочется посмотреть на ручную работу. Сначала нам дают специальную экипировку: ярко-оранжевый жилет со светоотражающими полосками и рукавицы. Стрелочникам выдаются еще и специальные маслобензостойкие ботинки на твердой подошве.


Кстати, стрелочник перед сменой обязательно проходит медосмотр. Мне, кроме этого, надо пройти инструктаж по технике безопасности.


Требований много, вот, к примеру, приступать вручную к очистке централизованных стрелок разрешается только после уведомления дежурного. Я еще должна уметь оказывать первую медицинскую помощь, если понадобится. А что вы хотите, профессия требует предельной ответственности, исполнительности, внимательности и высокой физической выносливости. После инструктажа выдвигаемся наконец-то на свой пост. Идем 800 метров пешочком. Впору было затянуть подходящую по случаю песенку:


Опять от меня сбежала
Последняя электричка,
И я по шпалам,
опять по шпалам…


Однако ни по шпалам, ни по рельсам идти нельзя. Только по краю насыпи, по щебенке.


Нас встречает Фануза Халфетдинова, она будет моей напарницей. Фануза работает стрелочницей третий год. Кстати, здесь в основном трудятся представительницы прекрасного пола, мужчин мало.


— Заступая на смену в 8 утра, я принимаю дежурство у своего сменщика и начинаю визуальный осмотр — все ли цело, все ли на месте. Все стрелки дежурная по станции переводит сама, а одну — я, вручную, но только по ее звонку, — рассказывает Фануза.


Итак, на перевод с восьмого пути на девятый разрешение получено. Фануза подает мне ключи, на вид — от простого замка. Оказывается, в целях безопасности стрелочный перевод закрывается на замок, чтобы кто-нибудь по глупости или по злому умыслу не перевел самовольно стрелку. Именно стрелочник является хранителем ключей. Сам перевод осуществляется с помощью специальной рукоятки.


— Спускайте ее очень осторожно, аккуратно, — учит меня Фануза. — Тут требуется немалая физическая сила.


Ликую, у меня все-таки получилось перевести маршрут с 8-го на 9-й путь. Но столько при этом нужно всего знать! Устройство стрелочных переводов, правила и запирания стрелок, назначение стрелочных замков, тормозных башмаков… В должностные обязанности также входит содержание в исправном состоянии и чистоте инвентаря и сигнальных принадлежностей, а еще закрепление ослабленных болтов и шурупов, смазка частей стрелочных механизмов. Есть, оказывается, и такая штука, как курбельная рукоятка — инструмент приведения в движение электропривода в ручном режиме. То есть, если автоматика подведет, на помощь придет стрелочник со своей курбельной рукояткой. Нечасто, но такое тоже бывает.


Попутно знакомимся с бытом стрелочника. В будке уютно. Здесь топчан, правда, лежать на нем не получится. Порою даже перекусывать приходится на ходу.


Прошу разрешения «помахать» флажками. Желтый дает понять машинисту тепловоза, что на пути все в порядке, красный — что нужно остановиться, имеются неполадки. Ночью команды машинистам стрелочники подают при помощи фонарей, а если на дороге плохая видимость, используют звуковые сигналы.


Чуть ли не каждый шаг Фанузе приходится фиксировать в журналах. К примеру, есть журнал для… башмаков. Это приспособление для торможения и закрепления рельсового подвижного состава.


В час два-три раза приходится Фанузе переводить вручную стрелки. Да уж, учитывая, что это требует физических усилий, всегда будешь в форме! Я не ошиблась, Фануза — бегунья. Например, недавно она участвовала в международном уфимском марафоне, пробежав 21 километр.


И все-таки до конца смены я не выдержала. Нам ведь обратно еще 800 метров протопать надо. И хотя устала, возвращалась с бодрым настроением, ведь все прошло хорошо, нет, отлично!

Справка

В железнодорожном цехе АО «Учалинский ГОК» трудятся 265 человек. Технический парк представлен 14 тепловозами. Показатели цеха впечатляют. Общий грузооборот в месяц в среднем составляет 15 млн тонн. Всего перевозится 500 — 520 тысяч тонн руды разных сортов на обогатительную фабрику, концентратов — 30 — 35 тысяч тонн. К слову, укладка рельсовых путей от станции Учалы к комбинату началась еще в 1958 году. В марте следующего взялись за строительство станции Комбинатская, создали железнодорожный цех, где работало 37 человек. На начальном этапе железнодорожники столкнулись со всеми трудностями работы в полевых условиях. В их распоряжении тогда имелась единственная будка размером 3х5 метров, а на подаче и уборке вагонов работал всего один паровоз.

Опубликовано: 09.11.18 (08:10) г. Учалы
Статьи рубрики Cоциум
  Старший билетный кассир Наталья Сергеева удостоилась права открыть станцию после реконструкции.  

Написать комментарий


AHOHC

«Великие имена России»
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Леонора Куватова отметила свой юбилей гала-концертом «Жизнь — Балет — Любовь!». На вечер в Башкирский театр оперы и балета с участием звезд сцены собрались поклонники легендарной балерины и педагога.
  • Королева уфимской красоты Татьяна Политова.
  • На сцене Городского Дворца культуры прошёл гала-концерт V открытого городского фестиваля «Русская песня»
  • Второй Уфимский международный салон образования «Образование будущего» получился очень представительным.

Вернуться