Издательство «Республика Башкортостан»

Живущий небом

Красивая работа — желание летать

До встречи в небе!
До встречи в небе!
Автор: Алина ДИЛЬМУХАМЕТОВА, Алексей РОДНИКОВ
Фото: Фаиль АБСАТАРОВ
версия для печати
До встречи в небе!

Чем обычный летчик отличается от летчика-испытателя? Режимом полета: нештатная ситуация для испытателя — это норма. У него задача — «нащупать» предел возможностей летательного аппарата. Например, загнать в штопор и вывести из него. Или разогнаться до предельно допустимой скорости. Попробуйте где-нибудь на полигоне вдавить педаль газа своей машины так, чтобы стрелка спидометра хотя бы приблизилась к самой крайней цифре. Лучше, конечно, этого не делать — опасно. Теперь представьте, что летчик-испытатель только тем и занят, что «засекает» предельные параметры вертолета или самолета. Например, как наш земляк Венер Мухаметгареев. Нынче исполнилось ровно 10 лет, как ему присвоили звание Героя России. При вручении  Золотой звезды было лаконично сказано, что он и его напарник Олег Мутовин «в самых критических ситуациях действовали хладнокровно, виртуозно выполняя самые сложные задачи на очень непростой технике». Можно только представить, что скрывается за этими оптекаемыми формулировками.

Своеобразный юбилей Герой России встречал в родной республике среди слушателей международной аэрокосмической школы. О своем подвиге не распространялся, но очень много говорил об авиации в принципе, с надеждой всматриваясь в юные лица своих потенциальных коллег. А они, широко распахнув глазав, глядели на легенду авиации. И это не красивая фраза.


Новый вертолет, даже пройдя моделирование и всевозможные проверки в аэродинамических трубах, все равно остается не до конца изученной машиной. Это всегда связано с риском. А Венер Мансурович рассказывал о нештатных ситуациях с улыбкой, относя их чуть ли не к курьезам. Ребята задали множество интересных вопросов. В итоге получилось коллективное интервью.

— Вы с детства хотели стать летчиком? Много было романтиков в ваше время?

— В мое — да. Но был период, когда ощущался своеобразный «провал». В 90-е годы молодых людей потянуло в экономисты, юристы. Сейчас постепенно интерес к космонавтике и авиации возрождается. Когда я рос, вся молодежь мечтала покорять космос, небо. А я ведь еще и родился в 1961-м, в год полета Юрия Гагарина. Судьба!

— В одном из интервью вы говорили о смертельно опасной операции «Эскаполь». Вы настраивали себя на подвиг?

— Если ты готовишься к полету как к подвигу, жди провала. Настрой должен быть на обычную, нормальную работу, и к ней нужно относиться абсолютно спокойно. У нас есть такое понятие, как «пеший полет». Летчики встают и начинают «летать пешком». Все заранее обговаривается: на каком этапе полета что делать. Это очень помогает. Поэтому ты никогда не думаешь, что может что-то произойти, в первую очередь летчик должен думать о том, как выполнить поставленную задачу.

Операция «Эскаполь» (из воспоминаний Венера Мухаметгареева)

«Мы тогда летали в горы… Начинали с больших высот: считалось, что это безопаснее. Но именно в это время душманам попало много «стингеров», и командир, я думаю, принял единственно правильное решение: летать на предельно малых высотах… А местность пересеченная, машина тяжелая, с ракетами, да еще и жара… Ми-8 быстро набирали высоту, а Ми-24, на которых я летал, вели себя иначе… Летим. Через некоторое время вижу — впереди горная стена: чувствую, что развернуться уже не успеваю и высоту набрать тоже, похоже, не удастся… Вот и думаешь… В такие моменты, я считаю, просто везло. Спасибо технике — не подвела! Спасибо ее создателям! Тот перевал мы все же одолели…»

— Ваш первый полет прошел в 1980 году. Вы его помните?

— Прекрасно помню. Мы сели в кабину с инструктором, он управлял, а я мягко держался за штурвал, чтобы понимать, какие движения нужно делать. Летим, и тут он меня спрашивает: «А где аэродром?». Конечно, я растерялся, не сразу сориентировался. Во время полета объекты на земле воспринимаются совсем иначе. Кстати, до этого я ни разу не летал на самолете — даже в качестве пассажира!

— После испытательного полета вы приземляетесь. И чем занимаетесь?

— После каждого испытательного полета летчик пишет отчет. В конце программы испытаний на основании этих отчетов и данных объективного контроля — измерительного оборудования на полигоне и в самой машине — уже пишется руководство по эксплуатации того или иного летательного аппарата.

— Нужно ли будущему летчику заниматься спортом?

— Обязательно! Курсантом я был членом сборной Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков по авиационному многоборью.

— Что бы вы пожелали молодому поколению, мечтающему пойти по вашим стопам?

— Пожелал бы в первую очередь смелости. Смелости не в поступках, а смелости в мыслях. Иногда мне самому не хватало некой дерзости, поэтому, оценивая себя в прошлом, я бы всем пожелал обладать именно этой чертой характера. И еще — стойкости, чтобы преодолевать неизбежные преграды и проблемы. Ни при каких обстоятельствах нельзя опускать руки — иначе цели не добьешься.

 

ДОСЬЕ


Венер Мансурович Мухаметгареев — летчик-испытатель летно-испытательного центра федерального государственного унитарного предприятия «Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова» (ЛИИ), майор запаса. Герой России. В 1979 году окончил уфимскую среднюю школу № 109. В 1983 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, служил в строевых частях Военно-Воздушных Сил СССР. В 1986 — 1987 годах в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан участвовал в боевых действиях. Был командиром вертолета Ми-24, на котором с экипажем совершил 143 боевых вылета, за что был награжден орденом Красной Звезды. С 1988 года — в запасе. С 1989 года на летно-испытательной работе. Выполнял полеты в зонах стихийных бедствий во Франции, Швейцарии, Югославии, Мексике, Новорй Зеландии, Китае, Италии, Испании.


ИЗ ПОСЛУЖНОГО СПИСКА


Летчик-испытатель Венер Мухаметгареев на высоком профессиональном уровне провел сертификационные испытания вертолета Z-11; испытания силовой установки вертолета Ка-50; существенный объем испытательных работ на вертолетах Ми-34 и Ка-32 по тематике ЛИИ имени М. М. Громова. В 1997 году В. М. Мухаметгарееву присвоена квалификация «летчик-испытатель 1-го класса». За годы летно-испытательной работы принимал участие в испытаниях вертолетов гражданского и военного назначения, таких как Ми-8МТВ, Ми-19, Ми-24, Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-34, Ми-171, Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50 «Черная акула», Ка-126, Ка-226, АНСАТ, Z-11.

Опубликовано: 08.11.18 (09:26) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
  Старший билетный кассир Наталья Сергеева удостоилась права открыть станцию после реконструкции.  

Написать комментарий


AHOHC

«Великие имена России»
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • На три дня Уфа стала центром по решению проблем создания комфортной городской среды для сотен студентов трехсот ведущих вузов России. Участники форума – это добровольцы и молодые специалисты в области IT, программирования, инженерии, архитектуры, гра
  • В Русском драматическом театре в Уфе прошла творческая лаборатория современной драматургии и режиссуры. 8 режиссеров из разных городов России на протяжении нескольких дней работали над своими эскизами постановок.

– Подробнее на RB7.ru: https://rb7
  • Сотни предложений от туроператоров были представлены на форуме.

Вернуться