Издательство «Республика Башкортостан»

Солнечный хулиган Алексей Гуськов

Мы просто хотим любить и быть любимыми, уверен артист

Вечная жизнь для меня измеряется памятью обо мне, считает Алексей Гуськов.
Вечная жизнь для меня измеряется памятью обо мне, считает Алексей Гуськов.
Автор: Елена ШАРОВА
Фото: Альберт ЗАГИРОВ
версия для печати
Вечная жизнь для меня измеряется памятью обо мне, считает Алексей Гуськов.

Когда-то популярный актер, а сейчас просто исполнитель роли римского легионера в курортном аттракционе, Александр Христофоров живет одним днем. Единственный сын отказывается встречаться, бывшая жена считает опасным для общества, медицинский диагноз не оставляет надежд. Но однажды Судьба делает ему подарок — шанс измениться.

 

18 октября на экраны страны выйдет российский комедийный фильм режиссера Евгения Шелякина «Вечная жизнь Александра Христофорова». Но жителям Уфы была предоставлена возможность увидеть его раньше: благодаря визиту в столицу одного из главных действующих лиц картины — исполнителя главной роли, продюсера, участника создания сценария, народного артиста России Алексея ГУСЬКОВА.

 

Меня не интересует Гамлет

— Что послужило поводом создания картины?

 

— Идея «обрела плоть» после того, как в интернете я прочитал результаты одного опроса. Респондентам задали два вопроса: «Что бы вы делали, если бы жили вечно?» и «Что бы вы делали, если бы вам осталось жить две недели?». Выяснилось, что 94 процента ответов на оба вопроса совпали. Мы пребываем в полном заблуждении относительно своей жизни. Наши желания абсолютно просты, и это не машина или куча денег. И космос нас не интересует. Мы просто хотим любить и быть любимыми. У мужчин все ответы были связаны с женщинами. Женщины были более романтичны, но ответы их были связаны с мужчинами.


Отсюда стал рождаться сценарий, а затем фильм, который мы сняли так, чтобы после просмотра у зрителей осталось самое главное — настроение. Я не люблю рассказывать, о чем фильм, это вообще засада. Великий режиссер Френсис Коппола заставлял своих учеников формулировать одним словом то , что он хочет снять. Мы нашли для своего фильма слово «исправление». Исправление взгляда на жизнь.


Вообще, мне легче ответить на вопрос, зачем это кино сделано. Это просто: оно сделано, чтобы зритель вышел из кинозала с хорошим настроением, с желанием жить, пониманием того, что жизнь быстротечна и ничего, кроме людей вокруг, у нас, в общем-то, нет. Мы-то считаем, что людей много — по нескольку тысяч, если судить по соцсетям. И это вранье. По еще одному опросу выяснили, что у человека в лучшем случае 200 устойчивых связей за всю жизнь. И они — то главное, что у нас есть.


Мы хотели рассказать об этом «исправлении» иронично. Диалоги такие: «Ты — алкоголик, дебошир и социопат!» — «С таким диагнозом надо в Думу избираться». А когда авторы еще и над собой подсмеиваются, получается атмосферное неплохое кино. Мою бывшую жену, например, играет в фильме моя настоящая жена Лидия Вележева, с которой мы прожили больше 30 лет. И, заметьте, не я это предложил.

 

— Ваши персонажи — это настоящие мужчины, сильные, волевые, с твердым характером. Даже отрицательные герои. «Бывший актер» — это сразу как-то ассоциируется с неудавшейся судьбой. Как вы входили в образ?


— Это тоже некая ирония. В театре Вахтангова я играю Онегина, а в фильме появляется кадр с афишей спектакля «Страсти по Татьяне». «В главной роли — Александр Христофоров».


Есть разное понимание профессии актера. Я им никогда не собирался быть. Учился в техническом вузе, а, став артистом, никогда не мечтал ни о какой главной судьбоносной роли — ни о Гамлете, ни о Лире, ни о дяде Ване.


Роли меня никогда не интересовали, меня интересовала тема. Если ее нет, я дико мучаюсь, я должен обмануть сам себя. Эта лента — картина-размышление. Поэтому мне было очень легко. Это картина-сказка. Действие происходит в парке развлечений, именно так я представляю себе жизнь своего героя-актера и жизнь вообще. Согласно французскому поэту XVI века Ронсару: «Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле. Всесильная судьба распределяет роли, и небеса следят за нашею игрой».


Я больше не буду стрелять

— А что бы вы делали, если бы жили вечно?

 

— Это даже представить страшно. Тогда должны жить вечно все вокруг. Я не хочу увидеть старость своих детей. Самое главное, что составляет нашу жизнь, — это память. Когда человек уходит, от него остается только память. И тогда он жив. Вечная жизнь для меня измеряется памятью обо мне.

— Схожи ли вы по характеру с главным героем ленты?


— Я почему езжу с этим фильмом по стране: зрители как-то более емко формулируют свои впечатления. Один из самых замечательных постов по поводу ленты был такой: «Сегодня была на премьере. И, наконец-то, этот актер, который появился с достаточно резкими ролями, антиролями, абсолютно для меня реабилитирован, потому что он в фильме такой солнечный раздолбай со всеми присущими человеку грехами».

 

Да, я — такой. И душа моя давно лежит не в области тех предложений, которые мне делали, когда я только появился в кино.


Я снимался в очень известном французском фильме «Концерт», номинированном на множество престижных премий, одну из них получил я. Это история про российского дирижера, который не занимался профессией тридцать лет. Он работает мусорщиком в Большом театре. И тут приходит факс с предложением оркестру театра сыграть в Париже. Он собирает свою старую команду и, подменяя Большой театр, едет туда. Там дикое количество приключений на манер Хичкока: а получится ли? У меня там большая комическая роль. И вот Дима Назаров, мой партнер, практически к концу съемок привез режиссеру эпизод из «Таежного романа», где я съел волка. Режиссер, посмотрев, на меня оборачивается: «Это ты?» — «Я» — «Вот я, если бы это кино посмотрел, в жизни бы тебе не дал эту роль» — «Ты мной недоволен?» — «Нет, я просто не поверил бы, что ты сможешь это сделать».


Вот вам и ответ: все мои последние работы, в которых я выступаю еще и в роли продюсера, а значит, могу повлиять на съемочный процесс, будут связаны с комедией, в том числе и иронической. Я больше не буду стрелять, убегать, есть животных. Не хочу. Хочу только про любовь.


На следующий год, например, выходит картина про детского писателя, который 30 лет назад был очень известен по книге о слоне Мишке, удравшем из зоопарка в лес. Звери слона никогда не видели, а он видел всех в своем цирке, в том числе и медведя, которого в лесу не было. И когда его спросили: «Ты кто?», он и ответил: «Я — медведь». И вот писателю заказывают продолжение, а он не то что детей, он весь мир не любит. Парадоксально-комический сюжет, в котором есть тема поиска счастья.


Но меня тошнит от слов «доброе кино». Я не понимаю, что это такое. «Один дома» — это доброе кино? Это не категория для фильма. А вот настроение — это я понимаю. Вспомните «Не горюй» — там один из героев даже гроб себе заказал, умер даже, но у нас все равно чувство огромной любви к жизни после этого фильма. Я хочу, чтобы после моих фильмов у всех было классное настроение. Прикольное, если хотите.


— Нередко картина запоминается музыкальным рядом. Кто авторы музыки в вашей картине?


— Музыку писал очень талантливый композитор Миша Морсков. Он еще и режиссер, и сценарист. Кстати, очень много работал за границей, каждый год ездил в разные страны и был там режиссером массовых мероприятий. Организовывал концерты, ставил огромные шествия на 500 — 600 человек — в Авиньоне, где работал с Мирей Матье. В Испании — с королевой Испании. Музыки там много вообще. Я, например, перепел Сукачева «Моя бабушка курит трубку», есть романсы, клипы.


Лошадь левой ногой

— В чем заключалось ваше участие в ленте как одного из сценаристов? Это, кстати, ваша 15-я картина, где вы выступаете в роли продюсера. То есть продюсерство становится вашей второй профессией?

 

— У меня никогда не было испуга перед этой профессией, но есть восторг перед любым чужим талантом, которым я не обладаю. Я был продюсером одного из первых российских анимационных сериалов «Незнайка на Луне». Что такое анимация: есть белый лист бумаги. Профессионал берет карандаш, и все на листе оживает: это для меня тайна за семью печатями.


Сейчас можно уже все тайны рассказать: у нас тогда практически ничего не получалось, и мы поехали в студию Диснея в Орландо, чтобы они чуть-чуть пробежались по персонажам. Весь менеджмент там — американцы, а художники — это три китайца, два русских, один датчанин, малазийцы. Лучшие. Вот там я этот восторг и испытал. Представляете: я видел человека — он называется «лошадник», художник мультфильма «Мулан», где полно лошадей, — который брал левой ногой карандаш и рисовал лошадь. Два раза в неделю они обязаны ходить на натуру. Им, в общем-то, это не надо. Но если не пойдут — их уволят.
Что касается сценария — пришла идея, как я говорил, после опроса. А дальше — самое сложное: сделать каркас будущей картины. И еще — очень трудно пройти с минимальными потерями от задуманного до совершённого. Тогда и видно — талантливое это произведение или нет. У всех есть истории, сюжеты. А вот как их упаковать в визуальный ряд? Глаз ведь воспринимает 70 процентов информации, ухо — 25. Мое участие заключалось в том, что я следил за сюжетом и в определенный момент улавливал: «Нет, ребята, теряем».


— Не потому ли так мало удачных экранизаций — из-за этих визуальных потерь?


— У каждого из нас от прочитанного свои впечатления. Какой он — Пьер Безухов: ну, очки, полноватый, а какой? Как Бондарчук или как англичанин? Экранизация — это самая неблагодарная и сложная вещь. У меня есть мечта снять экранизацию, но это совершенно отдельно стоящее произведение — «Подросток» Достоевского.


— А что вы можете сказать о нынешних подростках?


— Вот мы преподаем в вузе этюды. Наступила пора, когда ни один этюд не обходится без гаджета. «Але. Ааааааа!» — « А что ты изображаешь, деточка?» — «Ужасная новость!»


Молодежь — она разная. И всегда была разная, как и мы в свое время. Меняются только внешние приметы.

Опубликовано: 16.10.18 (12:32) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
  В прошлом году Леонора Куватова получила престижную премию «Легенда».  

Написать комментарий


AHOHC

«Великие имена России»
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Леонора Куватова отметила свой юбилей гала-концертом «Жизнь — Балет — Любовь!». На вечер в Башкирский театр оперы и балета с участием звезд сцены собрались поклонники легендарной балерины и педагога.
  • Королева уфимской красоты Татьяна Политова.
  • На сцене Городского Дворца культуры прошёл гала-концерт V открытого городского фестиваля «Русская песня»
  • Второй Уфимский международный салон образования «Образование будущего» получился очень представительным.

Вернуться