Издательство «Республика Башкортостан»
  • 18.10.18  «Комендантский час» для детей перешел на зимнее время
  • 18.10.18  Башкортостан взял гран-при «Золотой осени»
  • 18.10.18  Радий Хабиров встретился с главой «Роснефти» Игорем Сечиным

Жизнь и удивительные приключения доктора Фауста,

или Путешествие с Мефистофелем по сумасшедшему миру

Главный зритель и режиссер спектакля, идущего на сцене, — Мефистофель (Аскар Абдразаков).
Главный зритель и режиссер спектакля, идущего на сцене, — Мефистофель (Аскар Абдразаков).
Автор: Елена ШАРОВА
Фото:  Альберт ЗАГИРОВ
версия для печати
Главный зритель и режиссер спектакля, идущего на сцене, — Мефистофель (Аскар Абдразаков).

Театральная жизнь сочинения Шарля Гуно «Фауст» (премьера по традиции открыла фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе»), собственно, как и судьба многих ныне признанных шедевров, не всегда была успешной и безоблачной. Национальный дом оперы отказался ставить ее под предлогом, что опера недостаточно зрелищна, а парижский Théatre-Lyrique отложил премьеру на год из-за того, что в это время шла драма Деннери «Фауст». Постановщик Леон Карвальо, жена которого исполняла партию Маргариты,
и вовсе настоял на ряде изменений с некоторыми сокращениями.
Тем не менее в Башкирии «Фауста» нежно полюбили с 1939 года, и с тех пор постановка, ненадолго покидая сцену, возвращалась к зрителям уже шесть раз. Нынешнюю, седьмую, ждали, пожалуй, с наибольшим нетерпением. Во-первых, уфимцы, соскучившиеся за лето по мерцающим в осенних сумерках огням театров, предвкушали премьерный сюрприз Шаляпинского фестиваля. Во-вторых, избалованный зритель потянулся на имя режиссера- постановщика Георгия Исаакяна, для которого «Фауст» оказался небольшим юбилеем — это его пятая постановка на уфимской сцене.


Зло без копыт и рожек

Ну а если Георгий Исаакян, то это значит, что театралов ждет нечто неординарное, необычное, быть может, шокирующее, и в любом случае вызывающее споры, что, думается, хорошо для любого творческого проекта, заставляющего работать душу и разум, возвращаться к нему снова и снова, переосмысливая и принимая или напрочь отвергая замысел автора.

 

Исаакян ожиданий не обманул. Как попервоначалу не обманулись и некоторые театралы, едко сетующие на скудость декораций предыдущей постановки — «Геракла».


«Вытащить не получится. Время смерти 8.32», — констатирует врач-реаниматолог. Словно сама Смерть гостеприимно «распахивает» занавес, и зритель, холодея, попадает в голое сумрачное пространство, ограниченное черными стенами, в котором то мечется, то затихает в последнем приступе безнадежности не сумевший сладить с костлявой и собственным бессилием врач — доктор Фауст (Ильгам Валиев/Артем Голубев/Владимир Орфеев). Мы словно падаем в темную бездну безысходности, наполняющую разум отчаявшегося Фауста.
К слову, либреттисты оперы не стали особо заморачиваться философскими исканиями Гете, сваяв сюжет, заимствованный из первой части трагедии. Основой для нее послужила распространенная в Германии средневековая легенда. И, в отличие от литературного произведения, в опере, по мнению экспертов, преобладает лирико-бытовая, а не философская трактовка. Ну так и Гуно был, в конце концов, романтиком, и любовные страсти интересовали его больше, чем поиски истины.


Думается, постановка оперного театра в какой-то мере восполнила это упущение. Еще не продав душу, Фауст уже грешен — предаваясь безнадежному унынию — как известно, одному из смертных грехов, отчаявшись найти ответы на терзающие его вопросы, уже пойдя против бога, ибо выход из тупика своих сомнений видит один: смерть — и покой. И вот тогда, словно темный ангел спасения, не замеченный ранее, из угла комнаты торжествующе вырастает Мефистофель (Аскар Абдразаков/Айгиз Гизатуллин/Артур Каипкулов) — собственно, ничем не примечательный поначалу — в таком же врачебном одеянии, что и Фауст. И это страшно: зло-то, оказывается, может подкрасться вот так незаметно, в обличии лучшего друга, доброго знакомого, старого коллеги. И без всяких там запахов серы, клубов огня, копыт и рожек.

Бал сатаны

И рушатся стены, а жизнь-то, оказывается, хороша, полна музыки, радости, и девушки прекрасны, вино приятно пьянит. Собственно, с этого момента спектакль начинает напоминать пьесу внутри пьесы: на авансцене бодро вырастает ряд стульев, на которые усаживаются передохнуть разгорячившиеся от танцев девушки в пышных юбках. Или солдаты, лихо собирающиеся на очередную войну, шкодливые студенты. А присутствующий и тут минимализм декораций искупается яркостью и выпуклой зрелищностью эклектичных персонажей, смешением эпох и стран.


На этих же стульях вальяжно разваливается главный зритель, он же режиссер поставленной им пьесы — Мефистофель, забавляющийся кукловод, иногда с интересом, иногда с брезгливым отвращением, иногда со скукой наблюдающий за спектаклем, который разыгрывают его марионетки. А иногда, не выдержав, он срывается с места, чтобы оживить притихшие было низменные страсти бьющим в глаза вульгарным блеском золота. Бог — он там, на небе, а здесь хозяин он, насквозь проницающий мелкие мечты обывателей, презирающий их бессмысленное копошение, всемогущий, потому что всезнающий. И, боже мой, как хороша эта буйная сцена безумной вакханалии сатаны в алом пальто, под сверкающим, сыплющимся с неба золотым дождем правящего свой сумасшедший бал.
И Фаусту перепадает от его милостей — его-то сердце не смутить золотом. Вот оно, исцеление от душевных метаний — нежная тень, вызванная лукавым искусителем, Маргарита (Эльвира Фатыхова/Галина Чеплакова/Олеся Хуснутдинова). К слову, этому образу, преображающемуся с каждой сценой, авторами уделено особое внимание. Появляясь, словно очередная игрушка в руках Мефистофеля, слегка неловкая, в белом кукольном, почти Мальвинином парике и черном платье, — в этом сочетании белого и черного она уже словно несет на себе отпечаток обреченности: светлый ангел, отмеченный печатью погибели.


Нежная девочка в кружевном платьице и трогательных белых носочках, листающая какую-то там книжку с картинками, верно, сказочную, верно, мечтающая, как и все юные девы в таком-то возрасте, о принце на белом коне. Чувственная женственность, смутное желание блистать, просыпающиеся при виде пестрых шмоток, подкинутых забавляющимся Мефистофелем и превращающих сцену в модный бутик, — Маргарита взрослеет на глазах. Утонченная дама с высокой прической — прелестная оболочка некогда радостной души, ныне опустошенной предательством любимого, насмешками некогда близких людей и презрением единственного родного человека — брата Валентина (Ян Лейше/Салават Киекбаев/Владимир Копытов). Впрочем, у него своя драма, подпитываемая глумлением сатаны над бесчестьем сестры.


Мир сотворён любовью

Но так же опустошена и душа ее возлюбленного — создатели спектакля не потрудились превратить его по милости Мефистофеля в цветущего юношу: визуально. Разве что сатана забавляется, обряжая Фауста в свои одежки — и наблюдает как бы за собой со стороны, меняясь со своей марионеткой местами. Тем интереснее смотреть за трансформацией образа доктора: робкий, неуверенный переход от черного отчаяния к радостям жизни, в которой в конце концов он так и не нашел ни смысла, ни ответов на вопросы. Хотя, в сущности, по крайней мере у Гуно, все лежит на поверхности: мир, сотворенный богом, был создан любовью. Но так и не сумевший отпустить свое сердце навстречу нежности и теплу, дарованному ему Маргаритой, Фауст остается одиноким и обессиленным изматывающей тоской, свившей уютное гнездышко в его душе, ласково сжимающей горло в смертном удушье.


И все логично заканчивается в тех же черных стенах, где и началось. Чужой всем и самому себе мечется в отчаянии Фауст с потерянным и сиротливым сердцем. И оседает одиноко и безмолвно бесформенной кучей в углу Мефистофель, упустивший из рук драгоценную игрушку — душу страдавшей и расплатившейся за свои грехи Маргариты. Смертью все началось — смертью-искуплением Маргариты и закончилось. Но не смерть ли начало новой жизни, как утверждают теологи, на что робко надеемся все мы. И это тот самый лучик надежды, освещающий путь уставшим и отчаявшимся, лучик, на мерцание которого неуверенно тянутся наши души. И пока он горит — все еще будет хорошо.

 

К слову

Театр обзавелся новой традицией (хочется надеяться, что так и будет впредь) — предварять премьеру циклом лекций.


Так, перед «Фаустом» прошли встречи с режиссером Георгием Исаакяном, протоиереем Романом (Хабибуллиным), доктором философских наук, кандидатом искусствоведения Галиной Вербицкой.


Дирижер-постановщик спектакля — Артем Макаров, художник по свету — Ирина Вторникова (Ростов), хормейстер — Александр Алексеев.


Легенда о докторе Фаустусе — сюжет, привлекающий как драматургов, так
и композиторов. Марло и Гете написали великие трагедии. А еще примерно тридцать менее крупных драматургов создали по ней пьесы.


История доктора Фауста была одной


из излюбленных тем в творчестве композиторов-романтиков. Магия гетевской трагедии буквально окутала умы творцов того времени — Шуберта, Верди, Россини. Бетховен был увлечен этой идеей. Вагнер сочинил увертюру «Фауст». Лист — кантату. А Берлиоз, Бойто и Гуно создали каждый свою замечательную оперу на этот сюжет.

 

Доктор Иоганн Фауст — лицо историческое. Не установлено, являлся ли он ученым, врачом, естествоиспытателем или был просто ловким шарлатаном, но он стал героем народной легенды, ему приписывали многие чудеса. В 1587 году в Германии вышла книга, автор которой объяснял, что все удачи Фауста вызваны его сделкой с нечистой силой.


Опера на сюжет гетевского «Фауста» была задумана Гуно в 1839 году, однако к осуществлению своего замысла он приступил лишь семнадцать лет спустя.
Первоначально она была написана с разговорными диалогами.


В 1869 году Гуно заменил диалоги мелодическим речитативом и дописал балетную сцену «Вальпургиева ночь».


Балетную музыку из «Вальпургиевой ночи» часто опускают в оперных спектаклях, однако иногда она появляется на сцене как самостоятельная балетная программа. Именно под музыку Гуно поставил свой балет «Вальпургиева ночь» известный хореограф Джордж Баланчин.


О «Фаусте» Гуно упоминается в готическом романе Гастона Леру «Призрак оперы».

Опубликовано: 07.10.18 (17:05) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
  На сцене театра кипят футбольные и любовные страсти.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

  • В кулуарах IV Форума малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС.
  • Пройдемся по улочкам Уфы
  • Радий Хабиров на очистных соуружениях «Башнефти»
AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

Началась основная подписка на I полугодие 2019 года по каталогу периодических печатных изданий
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету
В Стерлитамаке парень пошёл на свидание и лишился телефона
Andrey Kulikov 2018-10-18 21:24:59
А за окном то дождь, то снег
Сергей 2018-10-18 10:30:04
В Башкирии проходят «Дни реальных дел»
Иван 2018-08-31 16:21:59
Врачи из Уфы вошли в международный реестр роботических хирургов
Иван 2018-08-31 16:21:04
Константин Толкачёв: Обращение Президента РФ снимет напряжение с пенсионной реформы
Радик Мухарямов 2018-08-31 13:47:20
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08

Вернуться