Издательство «Республика Башкортостан»

Театральный художник — это сообщник режиссёра

Обыкновенное чудо творит на сцене Рифкат Арсланов

По мнению Арсланова, сценографу приходится много копаться в литературе, следуя идее автора.
По мнению Арсланова, сценографу приходится много копаться в литературе, следуя идее автора.
Автор: Елена ВАСИЛЬЕВА
Фото: Альберт ЗАГИРОВ
версия для печати
По мнению Арсланова, сценографу приходится много копаться в литературе, следуя идее автора.

Один из известных артистов, рассказывая о своем детстве, вспоминал: «Когда люди приходят в театр, большинство из них видит помещение, где актеры говорят чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. И мне захотелось туда». Но миры не возникают сами по себе — это результат слаженного труда тех, кого порой мы не видим. Осветители и костюмеры, композиторы и монтажеры, декораторы и суфлеры... Но сколь ни хороша была бы игра актера, под маской Гамлета или Джульетты нет-нет да и проглянет знакомое лицо Реальности. Лучшие спектакли прославленных театров были связаны с именами знаменитых сценографов — живописцев Виктора Васнецова, Александра Головина, Леона Бакста.

Умение сочетать талант творения сказочного мира и дар художника повседневности в полной мере присуще и одному из самых известных наших сценографов — Рифкату Арсланову.

Путешественник во времени

Открывается занавес, еще не успели зазвучать первые такты мелодии, а уже кто-то рядом восхищается: «Ух ты, красота!». Сценография далеко шагнула от простой техники, состоящей в разрисовывании холста задника. Сейчас это целая наука организации сцены и театрального пространства, наука сложнейшая, так как необходимо, с одной стороны, учесть условность театральной реальности, с другой — дать возможность зрителю понять подоплеку появления на сцене реквизита и декораций.


Думается, Рифкат Мухамедович в этой науке давно уже достиг звания магистра. Театральный художник, по его мнению, и вольный живописец — это две большие разницы. «Художник в своем творчестве независим ни от кого и ни от чего, — считает он. — А вот сценографу приходится много копаться в литературе, изучая подробности эпохи, вникая в детали и следуя за идеей автора. Это заставляет чувствовать себя сообщником режиссера. Кроме того, театральный художник, можно сказать, путешественник в условном, театральном времени: первый акт, второй».


Знаменитый режиссер Анатолий Эфрос говорил, что декорации так же необходимы спектаклю, как хорошее исполнение главных ролей или сама пьеса.


Рифкат Мухамедович нашел для себя ту идеальную формулу, когда работа сценографа, словно кусочек мозаики, легко встраивается в канву успешного спектакля. Его работы всегда отличаются прекрасным знанием материала, пониманием режиссерских задач и уважительным отношением к актерам, которым должно быть комфортно в созданном им мире. «Главное в балете, например, все-таки искусство танца, а значит, именно на танцовщиков должно быть обращено внимание зрителей», — считает он.


Не стала исключением и работа над оперой «Салават Юлаев», историей, которая с каждым новым прочтением приобретает все более глубокий смысл, позволяя слушателю разглядеть, расслышать новые оттенки давно известного произведения. Пятая версия легендарного сочинения вернулась на сцену оперного театра стараниями петербургского режиссера Иркина Габитова, а фамилия художника — Арсланов — осталась прежней с той самой первой постановки 1955 года. Только звали его уже не Мухамед, а Рифкат.


По словам искусствоведа Евгении Романовой, «декорации, созданные художником Рифкатом Арслановым, выдержаны в этнических тонах. Каждый набор сгруппирован вокруг какой-нибудь крупной, яркой детали: устрашающая медвежья голова — над юртой Салавата, внушительный трон «мужицкого царя» Пугачева, прекрасный и одновременно зловещий портрет Екатерины II — в губернаторском кабинете. Кораллово-красный, сапфирово-синий, изумрудно-зеленый, оранжевый, алый, пурпурный — сцена переливается разными оттенками, словно россыпь уральских самоцветов, вновь напоминая нам, что мы находимся не в обычном мире, а в пространстве легенды. В сценографии оперы чувствуется желание постановочной команды исследовать и максимально использовать технические возможности театра. Вот здесь, пожалуй, проявился уже не традиционный, а новаторский подход».


Собственно, счастливым для Рифката Мухамедовича был 2016 год: «Балет «Журавлиная песнь» — это второй национальный спектакль для меня в этом сезоне, в феврале состоялась премьера оперы «Салават Юлаев». События знаковые, мой отец Мухмед Арсланов, был художником при второй постановке «Журавлиной песни», работал с легендарным балетмейстером Ниной Анисимовой. Я помню, как мы ездили по местам, где гнездились журавли, отец был проникнут атмосферой природы, и, видимо, это как-то передалось мне. Декорации получились живописными».

Запах вдохновения

«Театр — это замечательно, но надо что-то еще», — считает главный художник Башоперы. О том, что он нашел для себя «что-то еще», красноречиво свидетельствуют успешные выставки его живописных работ.


А на них оживает, проступает сквозь сумрак пролетевших лет, обретает ясные очертания и яркие краски та Уфа, которую мы теряем или уже потеряли. Уфа, в которую словно вдохнуло жизнь тепло любящего сердца автора.


«Я счастлив тем, что застал старую Уфу, которой нынче становится все меньше. У меня она осталась не только на картинах, но и в воспоминаниях детства: я жил в комнатушке с печкой, бабушка просыпалась пораньше, чтобы ее растопить — к утру комната вымерзала, за водой ходили на колонку. Я тоже помогал — с бидончиком. Это все во мне живо, мне это интересно, отсюда и темы: а не изобразить ли мне себя того, из детства, колющего дрова? У вдохновения должен быть запах. Для меня это запах тех дров, память детства, — считает Рифкат Мухамедович. — Я как-то даже до Нижегородки хотел добраться: мне казалось, что раз такое название — значит, она под землей находится».


Возможно, основная профессия наложила отпечаток некоторой декоративности на его полотна.


Картины Арсланова наполнены сияющим светом, будто только что загорелась радужным огнем заря новорожденного мира. Жарко светят купола церкви, озаряя погружающееся в синюю тьму осеннего вечера небо, деревья теряют листву, словно дама — красоту. Дервиш с глазами мудреца давно прочертил по звездам судьбы живущих. И тонконогий жеребенок почти не оставляет следов на рыхлом снегу.


Деревянные дома и узкие переулки, маленькие дворики с покосившимися заборами, местами и вовсе отсутствующими — оттого дворик, кажется, гостеприимно открыт любому заплутавшему путнику. Заброшенность и ветхость старых избушек окрашена в радостные тона: мы видим их словно сквозь цветную пелену наших самых добрых воспоминаний. И да, у картин Арсланова есть запах — теплый запах дров, сложенных в поленницу, предчувствующих близкие холода. Запах нагретого солнцем крыльца, на котором коротают время играющие с добрым лохматым дворовым псом босоногие мальчишки в отцовских майках.


А что дальше? Дальше опять обыкновенное чудо: старинные легенды засияют радостными красками, обретут жизнь. И во многом благодаря мастерству сценографа мы опять поверим неуловимому лукавству рукотворного волшебства, а благодаря живописцу вновь почувствуем себя детьми, будто впереди долгие счастливые годы, и познанию мира не будет конца.


Рифкат Арсланов выдвинут региональным отделением Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» РБ на соискание премии имени Салавата Юлаева за сценографию к балету «Журавлиная песнь», опере «Салават Юлаев» и цикл картин «Отражение».

Опубликовано: 11.09.18 (09:16) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
Журналист не может быть просто наблюдателем, считает Р. Низамова   Художница Резеда Тагирова создала целый город в миниатюре.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

Началась основная подписка на I полугодие 2019 года по каталогу периодических печатных изданий
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету
В Башкирии проходят «Дни реальных дел»
Иван 2018-08-31 16:21:59
А пенсии народу попрошу вернуть!... далее
Врачи из Уфы вошли в международный реестр роботических хирургов
Иван 2018-08-31 16:21:04
Ну да хорошо, конечно, и о косяках сразу все узнают.
...
далее
Константин Толкачёв: Обращение Президента РФ снимет напряжение с пенсионной реформы
Радик Мухарямов 2018-08-31 13:47:20
Как далеки они от народа. Принимать желаемое за действительность, что может быть ...... далее
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться