Газета «Республика Башкортостан»

Первый раз в первый класс… А может, не стоит?

Реформаторов современной системы образования много, а толку мало

Пусть такие снимки украшают каждый семейный альбом.
Пусть такие снимки украшают каждый семейный альбом.
Автор: Жанна МИРОНОВА
Фото: Альберт ЗАГИРОВ
версия для печати
Пусть такие снимки украшают каждый семейный альбом.

Народная мудрость гласит: учить, лечить и строить в России умеют все. И верно, нынче только ленивый не ругает современную школу и не имеет собственного мнения о том, как ее радикально улучшить. Поэтому в информационном пространстве неутомимо появляются разнообразные инициативы должностных лиц и просто неравнодушных граждан, начиная с «а давайте перенесем начало учебного года и отменим школьную форму» и заканчивая «зачем детям вообще нужна эта школа, такой формат получения знаний давно устарел». Конечно, в каждой инициативе можно найти разумное зерно. Очевидно лишь одно: большинство из них направлено на отмену давно существующих правил и традиций. А ломать — не строить.

Дед Мороз важнее учителя?

В любом старом семейном альбоме отыщутся фотографии юных учеников, серьезных и торжественных — белые банты или рубашка, новенькая, с иголочки, форма, огромный, не по росту, букет. Эти снимки неизменно вызывают у взрослых улыбку ностальгии: первое сентября! Эх, школьные годы чудесные…


Возможно, вскоре подобные фото станут редкостью. В последние годы в стране все больше набирает размах акция «Дети вместо цветов», в прошлом году к ней присоединились и некоторые школы нашей республики. Суть акции в следующем: по общей договоренности родители не дарят учителям букеты к Дню знаний, а сэкономленные на их покупке деньги перечисляют в благотворительные фонды для помощи больным детям.


«Учителю совсем ни к чему десятый или двадцатый по счету «веник», уж лучше вместо этого я потрачу деньги на доброе дело», — примерно так рассуждают участники и сочувствующие. Вроде бы разумно, логично и благородно, но, если верить многочисленным опросам, идею поддерживает меньше половины сограждан.


— У меня трое школьников, но на их букеты к 1 сентября не трачу ни копейки — астры и хризантемы выращиваю в саду сама, — говорит мама Альфия. — Так же поступают многие знакомые родители. И на чем я, спрашивается, должна экономить, если наша школа захочет присоединиться к акции? Просто дополнительные поборы получатся!


Но большинству противников акции жаль не денег, а попранных традиций. Букеты в руках детей — не формальность, уверяют они, а важный символ осеннего праздника, знак внимания и уважения к педагогам. Того самого уважения, с которым сейчас дела и так обстоят неважно.


— Я помню, как еще в 60-х годах в этот день шла в школу с букетом, — уверяет Анна Михайловна, бабушка первоклассника. — Как же у нас сегодня любят разрушать традиции! А почему нельзя и добро сделать, и цветы любимому учителю подарить?


Тут есть о чем задуматься. В нашей жизни хватает и других традиционных праздничных трат, которые смело можно назвать нерациональными. Почему же никому пока не пришло в голову торжественно вручать дамам на 8 Марта справки о пожертвованиях на благотворительность вместо букетов? А уж сколько денег каждый год тратится на новогодние елки, блестящую мишуру и наемных Дедов Морозов, подумать страшно. Но начали экономить почему-то с учителей, а не с ряженых зимних волшебников. Выходит, что 1 сентября — самый незначительный для нас праздник, атрибутами которого не жаль пожертвовать в первую очередь?

Кому «домашка» жить не даёт

Любители брать пример с других стран в последние годы продвигают идею избавить наших школьников, хотя бы из младших классов, от «домашки». В самом деле, во многих странах Европы практика задавать на дом постепенно уходит в прошлое, а в Испании год назад родители школьников даже забастовку по всей стране устроили, требуя отмены ежедневных заданий. Подобные призывы регулярно раздаются и в наших СМИ, совсем недавно этот вопрос поднимался в Госдуме. Главный аргумент против заданий на дом — наши школьники чересчур загружены учебой, буквально продохнуть некогда, благодаря чему страдают и здоровье, и интерес к учебе, и качество усвоения знаний. И вроде опять не поспоришь.


Детей, разумеется, такое нововведение абсолютно не расстроит, можно даже не спрашивать. Мнения родителей же разделились. Некоторые из них отмену домашнего задания воспринимают как важный шаг к победе в современном противостоянии учителей и родителей.


— Если учитель плохо объяснил материал, то доделывать его работу приходится родителям, потому что с домашним заданием ребенок без их помощи не справится, — ворчит мама третьеклассника Амира. — Если же «домашку» отменить, педагоги перестанут рассчитывать на родителей и будут тщательнее следить за тем, чтобы дети получали все необходимые знания в школе.


— А не надо нянчиться со школьником, пусть делает уроки сам, — парирует другой родитель. — Разве можно чему-то научиться без самостоятельных занятий, без повторения пройденного, просто переписывая за учителем с доски?


На отношение к урокам влияет и нынешняя мода загружать детей всем подряд, чтобы не болтались без дела и в социальные сети не лазили. Почти каждый современный ребенок посещает 2 — 3 кружка или секции. «А мог бы еще больше успеть, если бы не эти дурацкие домашние задания», — жалуются порой родители. То, что ребенка можно загрузить и учебой, им, похоже, в голову не приходит. Слишком уж это несовременно.


Кстати, есть в Уфе частная школа, где никаких домашних заданий не задают, все выполняется во время уроков. Правда, освобождаются там дети только в 7 часов вечера. Ничего удивительного: иначе физически невозможно усвоить всю программу.

В школе хорошо, а дома лучше?

— С этого года переводим сына на семейное обучение, — с пафосом заявила знакомая. — Он у нас яркая, нестандартная личность, а школьная система всех загоняет в рамки, обесценивает индивидуальность, ограничивает свободу творчества.


В переводе на русский это означает: не нашли общего языка с учителем. Или даже не искали. Когда-то обучение на дому означало лишь одно — ребенок не может ежедневно посещать школу по состоянию здоровья. Сегодня набирает популярность еще одна причина: когда, по мнению родителей, их ребенок слишком хорош для современной системы образования, всех этих глупых уроков, ужасных учителей и плохо влияющих одноклассников.


В России на семейном обучении находится около 100 тысяч детей. В нашей республике эта цифра гораздо скромнее, но тоже растет с каждым годом: в 2014 году домашних учеников насчитывалось 62, а сегодня их, по неофициальным данным, уже около 200. Правда, и «текучка» среди них большая: далеко не все родители справляются и через год-другой возвращают детей в школу. А заодно выясняется, что свобода выбора и отсутствие всяческих рамок при семейном обучении — всего лишь иллюзия: при любой программе и способе обучения ребенок, чтобы получить аттестат, должен пройти определенный набор учебных предметов в определенном объеме и сдать экзамены по госстандарту.


Но самый модный тренд на сегодняшний день — пытаться отправить на свалку истории всю систему среднего образования целиком. По мнению таких новаторов, школьная программа полна ненужных бессмысленных предметов, а классно-урочная система обучения безнадежно устарела.


Например, вот уже несколько лет в интернете ведутся дискуссии о том, нужно ли в школе учить писать ручкой на бумаге. «Стоит ли тратить на это время, если все современные записи все равно делаются с помощью компьютеров и гаджетов? Лучше бы учили быстро набирать текст на клавиатуре», — рассуждают молодые продвинутые родители. Другие родители и дети мечтают о праве выбирать из школьной программы лишь некоторые интересные им предметы.


— Мой ребенок чистый гуманитарий, зачем ему закон Ома или валентность молекул? — вопрошает мама семиклассника. — Только голову забивать лишней информацией, которая никогда в жизни не пригодится.


Но вот что интересно. Если детям повезло попасть к учителям, умеющим найти подход и заинтересовать всех своим предметом, то их родители обычно никакими радикальными новаторскими идеями в области образования не страдают. Так, может быть, вовсе не в системе дело?

ЧТО ЕЩЁ ПРЕДЛАГАЛОСЬ ПОМЕНЯТЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ


— Год назад лидер ЛДПР Владимир Жириновский предлагал перенести начало учебного года на 1 октября. По мнению политика, продление каникул может положительно сказаться
на туристической индустрии страны, ведь сентябрь считается бархатным сезоном на российских морских курортах.


Как нововведение скажется на учебе детей, не уточнялось.


— А буквально на днях депутат Заксобрания Ленинградской области предложил ввести по всей стране единую школьную форму, которая напоминала бы школьную форму 40 — 60-х годов и военную форму 30 — 40-х годов. Причем не только для учеников, но и для учителей. По его мнению, красноармейские мотивы способствовали бы повышению патриотизма.

Опубликовано: 06.09.18 (09:13) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Образование
   

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  •  «Салават Юлаев» - «Ак Барс» 3:2
  • Выставка фотографий Аполлония Зираха «Чернобелая жизнь серебряного города».-
  • В Уфе прошли выборы председателя Уфимского федерального исследовательского центра РАН
  • Состязания соберут более 150 спортсменов со всех районов республики. Юноши от 10 до 16 лет, а также мужчины от 18 лет смогут побороться за звание лучшего в стенах спорткомплекса «Динамо».

Вернуться