Издательство «Республика Башкортостан»

Глава «Мечела»: «Компания направит на экологическую реновацию БМК 1 млрд рублей»

«Мечел» в 2014–2016 гг. стоял на грани банкротства. Все это происходило на фоне драматического обрушения цен на уголь и падения капитализации самого «Мечела», в котором работало более 71 000 человек в нескольких моногородах. В августе 2014 г. проблема с долгами достигла апогея. Многие делали ставки: выживет компания или нет. Она выжила и недавно отметила свое 15-летие.

Генеральный директор «Мечела» Коржов О.В.
Генеральный директор «Мечела» Коржов О.В.
Автор: Подготовлено по материалам газеты «Ведомости»
версия для печати
Генеральный директор «Мечела» Коржов О.В.

В Башкирии «Мечел» представлен крупнейшим металлургическим предприятием республики – Белорецким металлургическим комбинатом. Недавно мы рассказывали об экологической модернизации на БМК. Сегодня генеральный директор Группы «Мечел» Олег Коржов рассказывает о том, с чем компания подошла к своему юбилею и каковы ее перспективы развития.

 

– К круглой дате вам удалось реструктурировать последний крупный долг – синдицированный кредит на $1 млрд перед пулом иностранных банков. Это сложно было? Переговоры шли, похоже, даже дольше, чем с госбанками.

 

– Мы изначально говорили, что реструктурируем синдикат только после того, как договоримся с российскими банками. Переговоры о реструктуризации были очень сложными, потому что с одним-то банком договориться непросто, а когда в пуле большое число банков, у каждого свои цели, задачи, свое понимание выхода из этой ситуации. Переговоры шли почти год. Но нам удалось, как и с госбанками, объяснить свою позицию, свою логику. И мы в конце декабря подписали соглашение с синдикатом, где оговорили основные условия реструктуризации. Сейчас завершаем согласование кредитной документации. Планируем, что в апреле-мае закончим. Когда подписывали соглашение, мы пообещали полностью выполнять наши финансовые обязательства по обслуживанию долга, чего не делали в полном объеме до того, как согласовали условия реструктуризации, и с тех пор исправно платим. Я думаю, что вопросов со стороны синдиката к нам больше нет.

 

– У «Мечела» есть еще один кредит, на $500 млн. Когда он будет реструктурирован?

 

– После согласования реструктуризации синдиката мы приступили к обсуждению условий ECA-кредита (финансирование под гарантии экспортных кредитных агентств). Мы уже вступили в активную фазу переговоров о реструктуризации этого кредита. Планируем, что до конца года закончим этот процесс. Может быть, получится быстрее.

– Таким образом, в конце года, если вы закончите реструктуризацию, у компании будет два года, когда она будет платить только проценты, но еще не тело долга. При текущих ценах на уголь и сталь хватит «Мечелу» этих двух лет, чтобы подготовиться к исполнению обязательств?

 

– Сложно забегать вперед, но у нас есть точки роста, на которые мы рассчитываем, их ресурс еще не до конца использован – это универсальный рельсобалочный стан на Челябинском металлургическом комбинате и Эльга [Эльгинское месторождение с запасами 2,2 млрд т коксующегося угля в Якутии]. Мы очень надеемся на эти проекты, надеемся, что конъюнктура продолжит улучшаться. Но, безусловно, чтобы начать погашать тело кредита в 2020 г., тут нужны кардинальные изменения. Мы говорили, что отношение чистого долга к EBITDA примерно на уровне 5–6 – это для нас более или менее комфортная ситуация, наша задача – к 2020 г. приблизиться примерно к 4, и это даст нам возможность реструктурировать кредиты. Я допускаю, что к 2020 г., если не будет благоприятной конъюнктуры рынка, мы будем вынуждены вернуться к вопросу о реструктурировании долга еще раз. Мы можем рассмотреть возможность выпуска евробондов, облигаций, использовать другие финансовые инструменты. Посмотрим, как будет складываться ситуация, хотя, конечно, у нас огромное желание закончить эту эпопею, погасить все долги перед банками и начать жить по-другому.

 

 «Эльга – проект будущего, минимум на 100 лет»

Дорога к Эльге

– Сейчас ваш главный проект – Эльга. Что он вам приносит?

 

– В 2017 г. мы добыли на Эльге 4,3 млн т угля, проект нам принес около 4,5 млрд руб. операционной прибыли. Но мы понимаем, что Эльга — это проект развивающийся, и чтобы завтра производство и прибыль росли, всю прибыль, которую мы зарабатываем сейчас, нужно вкладывать в развитие. Первый этап разработки предусматривает расширение карьера для увеличения добычи до примерно 14 - 15 млн т угля. Мы сможем выйти на этот уровень, когда построим обогатительную фабрику на 9 млн т.

 

– Вы уже начали экспортировать эльгинские угли? Ведь до сих пор они поставлялись только покупателям в России, а зарубежные клиенты их лишь тестировали.

 

– Экспортируем. Конечно, на сегодняшний день основная доля у нас уходит на внутренний рынок, мы начали отгрузку [на экспорт] в первую очередь энергетического угля. Поставляем его по контракту китайской компании Jidong Cement. Но и коксующийся концентрат тоже начали отгружать – более 400 000 т уже ушло на экспорт. 4,3 млн т – общая добыча угля на месторождении в 2017 г., из них 3 млн т – готовая продукция, в том числе 1,6 млн – коксующийся концентрат, из которого 1,1 млн ушло на внутренний рынок.

 Разрез «Эльгинский»

– Вы понимаете, на какие деньги будете достраивать проект? Ведь на Эльге с ее запасами можно добывать до 30 млн т угля в год, но для этого нужно завершить строительство обогатительной фабрики.

 

– Безусловно, собственных источников нам не хватит – с такой долговой нагрузкой достраивать Эльгу сложно. Мы с нашим партнером по проекту, Газпромбанком, рассматривали возможность привлечения денег и вовлечения еще одного участника. Это может быть любой игрок, российский или зарубежный инвестор, главное – он должен быть заинтересован в развитии проекта. Поэтому в первую очередь мы говорим о металлургах, это могут быть японские или китайские компании, скорее даже китайские.

– Разговоры «вот продадим долю в «Мечел-Майнинге» или «Эльгаугле» и за счет этих денег профинансируем достройку Эльги» идут последние лет восемь точно. Что мешало до этого и что сейчас позволяет думать, что продать долю получится?

 

– До этого мешала цена, за которую были готовы купить. При низкой цене на уголь все говорили, что этот актив дорого не стоит. Но мы вложили немалые деньги и понимали, что это проект будущего – минимум на 100 лет, это не проект сегодняшней конъюнктуры. Поэтому, пока цены не выросли, подходящих по стоимости предложений нам не делали. Мы с Газпромбанком вели очень активные переговоры с рядом интересантов, но хороших предложений не было. А сейчас, когда сырьевые рынки относительно стабильны и наступает время сырьевого бизнеса, все в выжидательной позиции: смотрят, как эту ситуацию повернуть с максимальной пользой для себя.

 

Сейчас для нас принципиальный вопрос – останется железная дорога в Эльгинском проекте или уйдет за его периметр. Пока не будет ясности по этому пункту, мы не можем продолжать переговоры. Сейчас мы стоим на развилке: что у нас будет с железной дорогой, получится или нет передать ее в концессию. Тогда уйдут и затраты на ее достройку и обслуживание. Для нас, конечно, оптимальный вариант, чтобы эксплуатацией занималась РЖД, – они профессионалы, это их бизнес.

 «Потребность в наших углях есть»

– Сейчас есть спрос на энергетический и коксующийся уголь – вы его успешно экспортируете. Но план Китая Blue Sky предполагает радикальное снижение вредных выбросов, упор делается на газовую и возобновляемую энергетику. То же самое со сталью, которую теснят и алюминий, и композиты. Как эти тенденции отразятся на «Мечеле»?

– Безусловно, в Китае есть программа по закрытию вредных производств, они исполняют определенные обязательства перед западными коллегами, но мы всегда говорим, что доля нашего участия в экономике Китая не настолько глобальна и значительна, чтобы закрытие части заводов и шахт существенно повлияло на наше производство. Россия в 2017 г. вдвое увеличила экспорт коксующегося угля в Китай по сравнению с 2016 г. ВВП Китая растет – в 2017 г. на 6,9%; закрывая собственные неэффективные, экологически вредные производства, Китай вынужден покупать больше угля со стороны. Потребность в наших углях есть, поэтому китайские коллеги заинтересованы в том, чтобы входить, в частности, в Эльгинский проект. Они понимают перспективы роста, они понимают, что весь объем, который мы добудем на Эльге, будет востребован.

 

– Видите ли вы для себя существенные риски в связи с тем, что США предпринимают шаги в сторону протекционизма, ограничивают ввоз металла в страну?

 

– Наш основной рынок сбыта металлопродукции – внутренний. На мой взгляд, прямой риск для нас минимален, так как зона интереса компании в части реализации металла – она за периметром Соединенных Штатов. А если делать еще более общие выводы, то российские металлурги производят всего около 4% стали в мировом масштабе. Если держать в уме эту цифру, то становится очевидно, что протекционистские меры американских властей направлены прежде всего против китайского и европейского экспорта. В то же время ввод сквозной пошлины на любой металл в дополнение к уже существующим содержит косвенный для нас риск, связанный с потенциальным усилением конкурентной ситуации на мировом рынке металлопродукции и полуфабрикатов, что, в свою очередь, уже может повлиять и на наш внутренний рынок.

 

– Для рельсобалочного стана, который в пик кризиса строили на Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК), какие перспективы видите? Будете поставлять рельсы для ВСМ Москва – Пекин?

 Универсальный рельсобалочны й стан на ЧМК-1

– С удовольствием! Сегодня наш стан самый современный не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Претензий к качеству рельсов, которые мы делаем, нет. Поэтому сам бог велел при реализации этих проектов покупать рельсы у нас. Вопрос будет в условиях строительства этой железной дороги, потому что деньги, скорее всего, будут китайские и вполне возможно, что китайцы поставят свои условия по инфраструктурной части. Деталей я не знаю, но допускаю, что придется побороться.

Универсальный рельсобалочный стан на Челябинском МК

– Кроме развития Эльгинского месторождения и увеличения загрузки рельсобалочного стана на ЧМК какие видите точки роста?

 

– Будем концентрироваться на тех нишах, где нам понятна структура производства, рынок сбыта, конъюнктура. Да и рельсобалочному стану есть куда увеличивать производство. Сегодня он загружен на 65–70%. Почти каждый месяц осваиваем новый профиль, новый сортамент. Это дает нам возможность расширять границы. Мы получили европейские сертификаты, которые дают нам возможность экспортировать нашу продукцию. Балку мы уже грузим, рельсы на экспорт начнем продавать в этом году.

 

Эльга – там еще столько работы! Запланированные нами на этот год 5,2 млн т угля – чайная ложка в масштабах этого проекта.

 

Думаем также над обновлением производства нержавеющей стали на ЧМК. Сейчас нержавейка в основном импортируется. Так что потенциально это очень хорошая точка роста. Мы смотрим лучшие технологии и лучший опыт, которые есть в мире. Ведем активные переговоры с несколькими производителями оборудования. Если наши кредиторы не будут против, то мы бы хотели реализовать этот проект. Плюс мы не оставляем надежды увеличить добычу на «Южном Кузбассе». У нас есть лицензии, которые на сегодняшний день не в активной фазе разработки.

 

– А планы по модернизации Белорецкого меткомбината есть?

 

– С момента вхождения БМК в «Мечел» на предприятии было реализовано более 20 инвестиционных проектов по модернизации производства. Общий объем инвестиций составил более 3 млрд рублей. Мы упрочили позиции комбината на рынке, и с 2010 года БМК лидирует по производству и реализации среди метизных предприятий страны.

Сегодня в разработке БМК есть несколько перспективных проектов. Комбинат при поддержке Фонда развития промышленности России и Правительста Республики Башкортостан внедряет проект по производству многопрядных канатов, в том числе с полимерным покрытием.

 Многопрядные канаты

Это импортозамещающая продукция с высокими эксплутационными характеристиками для машиностроителей, горняков, мосто- и судостроителей, нефтяников. Запустить новое оборудование мы планируем в декабре текущего года.

– В этом году вы ездили на БМК запускать экологическое оборудование в одном из цехов. Комбинат объявил о начале перехода на бескислотную технологию. Что дальше?

 Новые линии механического удаления окалины

– Действительно, в марте на БМК завершили проект по переводу цеха высокопрочной проволоки на бескислотную технологию работы. Модернизация позволила отказаться от применения кислоты при производстве проволоки, в 8 раз снизить промышленные стоки и обеспечить высокую степень их очистки. Реализация проекта началась в 2015 году в рамках соглашения с Росприроднадзором Башкортостана. Вложения в проект составили порядка 200 млн рублей. Переход предприятия на новую технологию полностью исключает негативное экологическое воздействие на главную водную артерию Башкортостана – реку Белую.

 Отбор проб очищенной воды для анализа на станции очистки сточных вод

Экологическая реновация сталепроволочно-канатного производства БМК рассчитана на 5 лет – до 2023 года. В ходе реализации программы ряд цехов будут переведены на бескислотную технологию, а в ряде других серная кислота будет заменена на соляную, с регенерацией последней и возвратом регенерированной кислоты на повторное использование в производстве. Инвестиции в проект составят порядка 1 млрд рублей. Программа также предусматривает реконструкцию и обновление очистных сооружений сталепроволочно-канатной части для увеличения их мощности по очистке сточных вод и достижения нормативной концентрации.

 

– Что в рамках этой программы будет сделано в этом году?

 

– В 2018 году в цехе холодного проката ленты также будет закрыто травильное отделение, а взамен химического удаления окалины с катанки будет применяться механическое. Для этого на ряде волочильных станов установят оборудование по механическому удалению окалины и подготовки поверхности к волочению. На все это планируется затратить порядка 80 млн руб.

В «Мечеле» не соскучишься

– За эти годы переговоров и реструктуризации команда «Мечела» сильно поменялась, многие уходили. Как Вы оцениваете сегодняшнюю команду?

– С точки зрения кадровых изменений за эти годы мы пережили разное. И те люди, которые остались в компании, – это та платформа, тот фундамент, на который мы можем сегодня опираться и двигаться дальше. Это не только люди, которые работают в офисе в Москве, но и в регионах. Мы очень много разговаривали в этот промежуток времени с нашими коллегами на предприятиях, объясняли им ситуацию. И то, как мы прошли сложный период последних трех лет, зависело не только от людей, которые участвовали в переговорах с банками и делали техническую работу, но и от тех, кто работал на местах, кто в сложные периоды, когда почти отсутствовало финансирование, смог удержать коллективы, производство, не завалиться.

– Стойкость стала буквально коллективным качеством «Мечела»...

– Точно. Это хорошая школа. Все наши руководители отмечают, что в «Мечеле» не соскучишься. Стрессовые состояния и риск-менеджмент, когда все в напряжении и каждый день как подвиг, – это, конечно, людей закаляет и дает огромный опыт и юристам, и финансистам, и производственникам... как выжить без денег. Народ у нас весь стойкий.

Опубликовано: 24.05.18 (11:26) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Экономика
Комбайнеры «Рощинского» торопятся убрать хлеба, пока погода дает шанс.    
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий
-->

AHOHC

Подписка - 2018

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Рустэм Хамитов вручил государственные награды работникам строительного комплекса Башкортостана
Наблюдение за реками в режиме онлайн Наблюдение за реками в режиме онлайн
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
В Буздяке будет построена новая школа
Ярослав 2018-08-04 09:45:14
А почему в деревнях закрывают школы?... далее
Рустэм Хамитов: Производительность труда в сельском хозяйстве нужно повышать
Радик Мухарямов 2018-08-03 12:30:22
Всё правильно с экономической точки зрения. Да вот только куда девать высвобождающихся людей?... далее
В Салавате прошла пятая республиканская спартакиада среди пенсионеров
Валерий 2018-08-02 13:51:57
Странно, что статью о Спартакиаде написал человек, которого в Салавате не было. Дали нам только... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться