Издательство «Республика Башкортостан»

«Пир» во времена Моцарта

Вечер одноактных опер в Башкирском театре оперы и балета состоялся в день гибели Пушкина

версия для печати
Эпицентром страстей, кипящих в спектакле, безусловно, является Сальери (АртурКаипкулов, справа): сомневающийся, страдающий, отчаявшийся.

Быть может, в том и заключается гениальность Пушкина-поэта: мы безоглядно верим в ослепившую Сальери зависть, толкнувшую его на убийство Моцарта, и с чувством сопричастности наблюдаем за группой кутил, отчаянно буйным пиршеством старающихся прогнать страшный призрак чумы, гулявшей по обезумевшему Лондону почти четыре столетия назад.

Соединив вторую и четвертую пьесы «Маленьких трагедий», режиссер Рустэм Галеев, без сомнения, пошел на эксперимент, что, впрочем, неудивительно. Дорога для него вполне знакомая, проторенная: его дипломной работой стала премьера одноактных опер «Телефон, или Любовь втроем» Джан Карло Менотти и «Скрипка Ротшильда» Вениамина Флейшмана.

Выбор на краю бездны

Режиссер поместил действие «Пира во время чумы» композитора Цезаря Кюи в канву оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», учитывая общую тему обоих произведений, а это ни много ни мало нравственный выбор человека перед лицом смерти. Либретто — хотя это определение не совсем подходит к гениальному тексту Пушкина — не насыщено событиями, но переполнено психологическими тонкостями, богатством эмоций, мельчайших их оттенков, с каждой нотой, словно со вздохом, проникающих в душу зрителя. И это как раз предполагает камерную, интимную атмосферу малого зала: актеры практически выходят на зрителя, безнадежно задавая ему гнетущие душу вопросы.


Кстати, Римский-Корсаков писал, что хотел бы уберечь свое детище от больших залов, а в одном из писем прямо сожалел, что вообще когда-то оркестровал оперу, обрекая ее на постановки в полноценных оперных театрах, в то время как место ей — в небольших залах и в сопровождении фортепиано. Традиционный оперный театр поступал просто: «Моцарта и Сальери» давали в один вечер еще с каким-нибудь произведением. В нашем случае этим произведением стал «Пир во время чумы», за что отдельное спасибо режиссеру: опера Кюи незаслуженно практически забыта. По словам Галеева, «Пир во время чумы» сейчас нигде не исполняется. К 200-летию Пушкина она была поставлена в одном из ведущих театров, но с тех пор не идет ни на одной сцене.


Насколько уместно было в качестве прелюдии к смертельному для Моцарта обеду ставить в середину действа «Пир» — вопрос вкусовщины, конечно. Возможно, ход вполне оправдан: сама Смерть заполняет сцену между душевными метаниями Сальери, переходящими от восхищения гением Моцарта в негодование по поводу того, что «священный дар … озаряет голову безумца», и в осознание своей цели — остановить его. Смерть жадно пожирает человеческие жизни, заставляя людей неистовствовать в отчаянном веселье и ужасе перед смрадной, темной бездной небытия.


Надо отдать должное и художнику-постановщику Эдуарду Гизатуллину (Москва). Нынешний спектакль — это именно тот случай, когда эксперименты, осовремененность и необычность сценографического решения спектакля не вызывают недоумения и раздражения по поводу того, что художник желал, скорее, самовыразиться, нежели как можно более точно соответствовать замыслу режиссера.


Это тот случай, когда не ищешь глазами бархатные кресла с резными завитушками, изысканные канделябры с трепетным пламенем свечи, пыльные гобелены с непременными сценами охоты. Здесь все работает на суть спектакля, не отвлекая внимания зрителей, держа в напряжении до последней минуты, а условность декораций проста и понятна.


Минимализм в цвете и формах — черное и белое — неизбежно напоминает клавиши рояля, а незатейливые конструкции — вращающиеся лопасти мельницы по бокам сцены — внушают тоску перед колесом времени. Оно неумолимо перетирает человеческую жизнь в муку, которую развеет ветер под мерный стук метронома, скупо отсчитывающего каждую минуту скоротечной жизни.


Время в этом случае — величина постоянная и не играет никакой роли. Две из четырех маленьких трагедий уместились в несколько страничек печатного текста — ответы на вопросы, заданные лукавым царскосельским гением, неразрешимы и поныне. Как, например, знаменитое и безответное: «А гений и злодейство — две вещи несовместные. Не правда ль?».


Что такое искусство — плод вдохновения или точный расчет скупого на эмоции творца, «музыку разъявшего, как труп»? Благо или страшный грех свершил Сальери, избавив мир от «херувима», что «несколько занес нам песен райских, чтоб, возмутив бескрылое желанье в нас, чадах праха, после улететь»?


А люди не в силах ни бороться с чумой, ни спастись. Они и не борются, и не спасаются. Они обречены и знают, что погибнут. И суть не в том, где и как оказались они на краю пропасти, но только в том, как они поведут себя, что противопоставят страху смерти. Всплывут ли самые низменные, жестокие инстинкты, не сдерживаемые в последний час, охватит ли их паника, смиренно ли склонят они голову или встретят конец мужественно и просто. А пир — кощунственное действо или сознание величия человеческого духа и его бессмертия?


Ответы внутри каждого из нас, и только нам самим дано право выбирать. Потому среди актеров мелькают японская дама и гречанка времен Ахиллеса, об эпохе Сальери напомнит разве что пудреный парик, предводитель пира Вальсингам скорее похож на байкера (художник по костюмам — заслуженный работник культуры РБ Наталья Степанова) — время бесстрастно, а люди не меняются. В этом оправданность отсутствия привязки к конкретной эпохе и стране.

Мрачная душа Сальери

Актуальности спектакля, кстати, способствует приятная тенденция, радующая уфимских зрителей особенно в последнее время. Это не только замечательный вокал наших исполнителей, но и безупречная драматическая игра. Как маленький ребенок, смертельно и несправедливо обиженный взрослыми, сворачивается, сжимается в тоске в комок Вальсингам (Ян Лейше), которому священник напоминает о смерти любимой матери. Беспечно легкомыслен «солнечный мальчик» Моцарт (Сергей Сидоров), вполне, впрочем, осознающий свой дар, но ничуть не вознесшийся в гордыне, а принимающий его как «безделицу».


Однако эпицентром страстей становится, безусловно, Сальери в исполнении Артура Каипкулова. Вся гамма самых разных чувств не только мучительно ясно и пронзительно слышна в его ариях — она отчетливо видна в его игре. От взволнованного воспоминания о нежной любви к «неге творческой мечты» до поистине смертельной зависти и горького негодования на несправедливость всевышнего, даровавшего божественный талант — просто так — легкомысленному гуляке Моцарту. От искреннего упоения этим божественным талантом до ложного осознания своей избранности, чтобы остановить «безумца», и, наконец, до чудовищного озарения, змеей заползшего в душу: «Но неужель он прав, и я не гений?».


С его исповеди начинается история убийства, и исповедь эта страшна, потому что обращена не к богу, а к самому себе. Собственно, ни для кого не секрет, что главный герой оперы Римского-Корсакова — Сальери. Как замечает музыкальный критик Абрам Гозенпуд, «его трагедия раскрыта с большой внутренней силой», именно «в этой мрачной и жестокой душе есть могучая страсть».


Страсть, настолько вымотавшая душу Сальери, что — впечатляющая точка спектакля — он ползет к стоящему высоко над ним Моцарту, освещенному уже нездешним светом, ползет, не в силах дотянуться даже до вожделенных клавиш инструмента. Свет в его душе убит и музыка умолкла. И надо всем, что было и будет, наполняя зрительный зал божественными звуками, плывет бессмертная Lacrimosa («текущие слезы») моцартовского «Реквиема», обещая прощение сомневающимся, успокаивая отчаявшихся, даря надежду на покой всем уставшим и потерявшим себя.

Это интересно

  • Опера «Моцарт и Сальери» сразу же снискала успех у зрителей, а партия Сальери вошла в постоянный репертуар Федора Шаляпина, более того, до отъезда из России он был единственным ее исполнителем.

  • Кроме Римского-Корсакова и Цезаря Кюи к «Маленьким трагедиям» Пушкина в своем творчестве обращались А. Даргомыжский («Каменный гость»), С. Рахманинов («Скупой рыцарь»).

  • «Лучшей биографией Моцарта» назвал композитор Анатолий Лядов пушкинскую трагедию.

  • Что касается Сальери, по мнению музыковедов и историков, он был талантливым композитором, преклонялся перед инструментальной музыкой Моцарта, давал уроки сыну Моцарта Францу. Правда, тот не унаследовал и малой доли таланта гениального отца. Сальери был прекрасным педагогом. Известна записка, оставленная в двери его дома, когда хозяин отсутствовал: «Приходил ученик Бетховен»! А еще его называли учителем Шуберт, Мейербер и Лист. Сальери возглавлял фонд помощи вдовам и детям-сиротам умерших музыкантов. Кстати, Сальери не только занимался с Шубертом бесплатно (семья не могла оплатить уроки), но еще и учредил для него стипендию.

  • Существует около ста версий причин ранней гибели Моцарта, среди которых различные заболевания. Чаще всего называют ревматическую лихорадку и почечную недостаточность.

  • «Пир во время чумы» — это перевод фрагмента из пьесы шотландского поэта Джона Вильсона «Чумной город», посвященной лондонской чуме 1665 года. «Пир» является единственным в своем роде образцом переводческого искусства поэта.

  • На сюжет «Пира» были написаны также оперы Сергея Прокофьева, Бориса Асафьева, Александра Гольденвейзера, Владимира Кобекина и Сергея Швеца.


Прямая речь

Рустэм ГАЛЕЕВ, режиссер:


— Наш спектакль о выборе, но ответов здесь нет, ответы вне компетенции искусства. Для нас главное — дать повод задуматься. Я пытаюсь связать два оперных произведения, которые предлагают два жизненных исхода: либо человек, забывая обо всем, пытается урвать последние минуты счастья, либо уходит так, как покидает нас Моцарт — образно говоря, пишет бессмертный «Реквием» и остается в веках.

Анна ЛОГИНОВА, зритель:


— Спектакль, безусловно, интересный: впечатляют сценография, игра, именно игра, а не только пение артистов, хор, спускающийся в зрительный зал. Но вот помещение «Пира» в действие «Моцарта и Сальери» показалось мне натянутым. Прежде всего из-за музыки. Кюи и Римский-Корсаков — получилась какая-то музыкальная мешанина.

Артур КАИПКУЛОВ, исполнитель роли Сальери:


— Для себя я определил суть своего героя так: в каждом человеке сосуществует доброе и злое начало, ведущие борьбу за его душу. Ведь Сальери сомневается на протяжении всего действа, но словно злой рок висит над ним, и он выбирает смерть.

А вот насчет «гения и злодейства», пожалуй, не соглашусь с Моцартом: есть гениальные злодеи и гении с задатками злодея. Все это, в конечном итоге, опять же результат выбора: сумеет ли человек сдержать свое темное начало.
Опубликовано: 15.02.18 (19:59) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
   
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

Началась основная подписка на I полугодие 2019 года по каталогу периодических печатных изданий
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету
В Башкирии проходят «Дни реальных дел»
Иван 2018-08-31 16:21:59
А пенсии народу попрошу вернуть!... далее
Врачи из Уфы вошли в международный реестр роботических хирургов
Иван 2018-08-31 16:21:04
Ну да хорошо, конечно, и о косяках сразу все узнают.
...
далее
Константин Толкачёв: Обращение Президента РФ снимет напряжение с пенсионной реформы
Радик Мухарямов 2018-08-31 13:47:20
Как далеки они от народа. Принимать желаемое за действительность, что может быть ...... далее
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться