• 17.02.18  Сегодня - День спонтанного проявления доброты
  • 17.02.18  Сегодня - День российских студенческих отрядов
  • 17.02.18  Сегодня - День Службы горючего Вооруженных Сил России
  • 17.02.18  Выплаты клиентам «Уралкапиталбанка» начнутся не позднее 1 марта
  • 17.02.18  Подписано соглашение о сотрудничестве между Башкортостаном и Владимирской областью
  • 17.02.18  В Уфе открыли самый большой в мире дом-перевертыш
  • 17.02.18  Уфимец выиграл в лотерею более 26 млн рублей‍
  • 17.02.18  «Роснефть» просит суд частично снять арест с активов АФК «Система»‍

Встретились «однажды вечером» Глафира и Иван...

Чувства — вне времени и пространства, считают актёры

версия для печати
149 | 151

В последнее время, когда один за другим уходят великие актеры советского кинематографа, зрители, особенно старшее поколение, ностальгически вздыхают: «Таких уж не будет». Причины сокрушаться есть, если учесть количество безликих сериалов и малое число достойных отечественных фильмов, с трудом добирающихся до киноманов.


Однако достойные продолжатели актерского ремесла есть. Правда, зритель может оценить лишь часть дарования, которым обладают молодые артисты, — возможно, «благодаря» тем же сериалам.


Жителям нашей республики повезло: антрепризный спектакль «Однажды вечером», поставленный по известной пьесе Александра Гельмана «Скамейка», посмотрели в пяти городах республики и в полной мере смогли убедиться, что «лиру-то есть кому передать». Постановка с участием Глафиры Тархановой (сериалы «Громовы», «Кружева», «Проверка на любовь», «Измены», «Гибель империи») и Ивана Жидкова (фильмы «Черная молния», «Грозовые ворота», «В созвездии Быка», сериалы «Убойная сила», «Солдаты») прошла с аншлагом, артисты были обласканы бурными аплодисментами, а автограф-сессии длились практически столько же, сколько сам спектакль.

 

Роковая женщина Глафира Тарханова


Обоих актеров роднит не только «Скамейка», но и отдельные эпизоды биографии, начало которой не предвещало появления новых звезд отечественного кинематографа. Наследница творческой династии актеров кукольного театра города Электросталь, увлекающаяся фигурным катанием, синхронным плаванием, бальными танцами, пением, игрой на скрипке и фортепьяно, примерная ученица физико-математического класса, она мечтала о белом халате врача.


Но, собираясь поступить в медуниверситет, удачно заглянула в школу Галины Вишневской, которая располагалась, как рассказывает Глафира, «под боком».


«Меня взяли туда в порядке эксперимента, — считает она. — Поступала я с народной песней: пела таким дурным голосом-криком, как иногда бабульки в деревнях. Я исполняла ее везде.


Директор посмотрела на меня странно и сказала: «Давайте примем в порядке опыта». Я, видимо, ее оглушила. У меня нет выдающихся певческих данных. Хотя бабушка моя пела в народном оперном театре. С самой Галиной Вишневской мы даже пересекались: она прослушивала гастрольную группу, которая очень много ездила, в Ватикан, например, правда, я в нее не входила. Отучилась два года. И логичным, конечно, было то, что я поступала уже не в медуниверситет, а в театральный, кстати, с той же самой песней».


В 2005 году Глафира окончила курс Константина Райкина и поступила на службу в его же театр «Сатирикон», на сцене которого дебютировала, будучи еще первокурсницей. А уже через год сыграла Полину в постановке «Доходное место». Критики высоко оценили работу, сравнив Тарханову с молодой Бабановой. Роль Полиньки принесла Глафире премию «Дебюты Москвы». Признание и уже всенародная зрительская любовь пришли к актрисе с сериалом «Громовы». Ныне за ее плечами столь огромная фильмография, что участие в антрепризе, предполагающей жизнь кочевую, кажется невероятным.


«В театре «Сатирикон» работы у меня немного, — рассказывает она. — Наверное, из-за декретов: я ухожу, рожаю, возвращаюсь, опять ухожу... А в антрепризе мне просто повезло с продюсерами: кто еще возьмет кормящую маму с бабушкой: трехмесячный сынишка сейчас со мной, в Уфе.


Раньше я больше по поводу своего неучастия в семейных делах переживала: старший сын, например, припомнил, что меня не было на его дне рождения. Но стараюсь, как могу, больше времени уделять именно семье.


Вообще же в школах я училась до 9 вечера, а Константин Аркадьевич не лиричный такой мягкосердечный товарищ, так что я крепкая: на мне пахать и пахать. Да и кинематографический опыт имеется: 12-часовая смена плюс дорога. Сплю, где придется: в кадре, в машине».


Малыш, взятый мамой на гастроли, — это четвертый ребенок Тархановой, стройной, похожей скорее на студентку, чем на многодетную маму. Дома ждут маму-актрису Гордей, Корней и Ермолай. «Мое имя Глафира, и, наверное, странно как-то по-другому было называть своих детей, — считает она. — Да и в моей семье сестра — Илария, брат — Мирон. Муж (известный артист Малого театра Алексей Фаддеев) сначала возражал, а потом откопал какую-то книгу про славян. И нашел еще более древние, совсем уж диковинные имена».


Вот благодаря внешности актриса часто и получает роли лирических героинь. Как правило, это девушки провинциальные, честные и исключительно положительные. Тем не менее зритель был слегка ошарашен и приятно потрясен многогранностью таланта актрисы, увидев нежную Глафиру в роли истеричной Даши в сериале Вадима Перельмана «Измены». «Режиссер, конечно, рискнул, предложив мне этот образ, — отмечает Тарханова. — Но он не знал актеров, шел к выбору только через пробы. Если бы это был московский режиссер, меня на кастинг даже не позвали бы. Конечно, хочется качественного кино, разнообразных ролей — тогда не только зрителю, но и нам интереснее и комфортнее жить. Нас-то учили продумывать роли, готовиться месяцами. А утверждают за пару дней, особо не заморачиваясь».


Кстати, о внешности: забавно, но два года назад хрупкая, женственная Тарханова с четырьмя — минуточку — детьми от одного любимого мужа получила премию «Femme Fatale — Роковая женщина года». Как она ощущает себя в этом статусе?


«Странный статус, — считает актриса. — Потому что, с одной стороны, всем женщинам почему-то хочется быть роковыми, а с другой, это несчастные люди, которые не могут найти себе любимого человека, бросают одного за другим и остаются одинокими. Если у женщины все в порядке в семье, зачем ей другой мужчина?»


«А вообще, рок — это судьба, роковая женщина — судьбоносная женщина, ну как наша Глафира для своего любимого мужа», — добавляет Иван.


Вольный человек Иван Жидков


Как и Глафира, Иван москвичом стал благодаря той же Школе-студии МХАТ, которую окончила и Тарханова. И так же, как она, мальчик из Екатеринбурга актером быть не собирался. Учился в простой школе, ни о театре, ни о кино не мечтал. В девятилетнем возрасте с семьей переехал в Калининград. В драматических кружках и театральных студиях замечен не был. В планах Жидкова после окончания школы было поступление в Уральский политехнический институт.


Но в планы сурово вмешались случай и... папа. Симпатичного подростка пригласили сняться в небольшом рекламном ролике, а когда пришло время определяться, отец Ивана вспомнил об этом и — редкий случай! — порекомендовал сыну попробовать свои силы в театре. «Да мне вообще кажется, что в театральный институт все попадают случайно, — смеется Иван. — А папа у меня человек неординарный. И сделал все правильно. Это было попадание в десятку».


Папину прозорливость доказал тот факт, что легендарный Олег Табаков вскоре взял его в свою знаменитую «Табакерку» и считал одним из самых талантливых начинающих актеров, часто сравнивая его с Сергеем Безруковым.


А в 2007 году Иван Жидков взял да и покинул театр, хотя к тому времени его дарование оценили не только в «Табакерке», в которой Иван блестяще сыграл роль Николки Турбина в «Белой гвардии» и стал лауреатом театрального фестиваля «Московские дебюты», но и в МХТ.


«Я это совершил в юном возрасте — в 23 года, — рассказывает Иван. — Решительно и однозначно. Абсолютно честно перед самим собой. Сомневался, конечно, какое-то время, правильно ли поступаю. Нет, правильно.


Хотя с точки зрения здравого смысла странно. У меня тогда назрел какой-то колоссальный внутренний протест против репертуарных театров, мне было там некомфортно. Максимум, на что бы я согласился сейчас, — это прийти на один спектакль приглашенным актером. Когда ушел, у меня будто камень с плеч свалился, притом что я преклоняюсь перед Олегом Табаковым.


Есть такой нюанс: раньше режиссеры открывали актеров, а сейчас нас просто берут и запускают по одним и тем же граблям. Очень много одинаковых ролей, как ни пытайся найти в каждой что-то свое.


Время режиссеров ушло. Сейчас время продюсеров и каналов. Канал — это место состредоточения рекламы. Чтобы смотрели рекламу, нужно включить канал, а для этого делать соответствующую продукцию, которая востребована зрителем. По большому счету это единственный критерий. Ни у кого нет желания идти на творческие эксперименты, которые могут закончиться провалом.


Есть только маленькая группка режиссеров и продюсеров, которые могут себе это позволить. Например, Эрнст. Какой смысл брать Тарханову на комедийную, например, роль, если не знаешь, чем это кончится, лучше взять ее на лирическую.


Вот «Хождение по мукам»: грандиозно задуманный проект — с мегазвездами даже в эпизодах. Он прошел по экранам очень средне, не оправдав средств, какие были в него вложены. После этого поставили какие-то стрелялки, которые были восприняты на ура, потому что этого зритель канала и ждал».


Иван — артист, востребованный не менее, чем Глафира Тарханова, и участие сразу в нескольких проектах в год для него дело обычное. В большинстве это образы мелодраматические, и актер признается, что его персонаж в «Скамейке» — это как раз та роль мерзавца, на которую мыслящие стереотипами постановщики вряд ли взяли бы симпатичного, улыбчивого Жидкова.


Двое на «Скамейке»


Пьеса, по которой поставлен спектакль «Однажды вечером», была написана в 1983 году, как раз когда на свет появился Иван. Написана классиком советской литературы Александром Гельманом. Насколько комфортным было «путешествие назад, в СССР» для двух молодых актеров?


«Для меня это был, конечно, эксперимент: находясь вдвоем с Глафирой на сцене, мы должны удерживать зал, — рассказывает Иван. — Мы ничем не защищены — нет спецэффектов, зато есть стильные декорации. И зрители идут — идут на актеров, идут за эмоциями. В идеале ищут в персонажах самих себя, отражение своей жизни. Чтобы подарить им эти эмоции, я реально худею на два килограмма.


Несмотря на то, что пьеса идет в разных интерпретациях, я именно такой ее видел — как очень зрелищную, захватывающую игру. Мой персонаж напоминает Хлестакова, собственно, я и мечтаю сыграть эту роль в «Ревизоре». Может быть, и поставлю его сам».


К слову, в прежних постановках «Скамейки» играли, как правило, люди более старшего возраста, побитые жизнью, герои нынешней — два молодых, красивых человека...


«А вы знаете, что нас смотрел сам Гельман? Пришел, посмотрел, поговорил, сказал «молодцы, в добрый путь», — уточняет Иван.


«Проблемы сейчас значительно «помолодели». А современные женщины достаточно молодого возраста так же отчаянно и безумно ищут счастья и смысл жизни, независимо от внешности, от семейного положения, — утверждает Глафира. — Отношения, чувства — вне времени и пространства. В марте мы собираемся играть пьесу в Лондоне. А сначала сыграли ее в небольшом подмосковном городе. Запомнила бабушку, которая подошла к нам и сказала: «Я первый раз была в театре. Как это здорово!».


У вас, например, приходят семьями — кому-то даже муж билет подарил на Новый год. Это вам не шуба — это подарок другого, более высокого уровня: как книга. Это подарок-праздник: женщина готовится, наряжается, как царица. От этого мне казалось, что Белебей, например, — город цариц. В Москве же зритель уже такой объевшийся, что относится к театру, как к походу в кино.


Огорчает, правда, некоторый утвердившийся стереотип антрепризы как пустого развлекательного, иногда халтурного зрелища.


Видимо, от такого отношения к антрепризе у зрителей иногда отсутствует культура общения с артистами — на нас набрасываются прямо на сцене, прорываются к гримеркам. А зритель в гримерке — это как чужой человек в спальне. Так пропадает все волшебство театра. Будьте терпеливы: я переоденусь и выйду к вам не как героиня, а как актриса».

Опубликовано: 15.01.18 (19:40) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
Эпицентром страстей, кипящих в спектакле, безусловно, является Сальери (АртурКаипкулов, справа): сомневающийся, страдающий, отчаявшийся.    
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий
Елена2018-01-20 19:25:07
Большое спасибо за добрые слова - что еще нужно журналисту!
Светлана2018-01-19 13:01:40
Отличная, интересная, профессиональная статья, Елена!

AHOHC

Не убрали снег во дворе? Звоните
22.11.16
Вспомнить всех поименно

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Внимание! Горячая линия!
В Уфе накажут родителей учеников, оскорбивших одноклассницу
Водолей 2018-02-16 21:52:23
В Уфе задержаны похитители дорогих иномарок из Оренбурга
Дмитрий 2018-02-16 13:27:18
Уфимец Семён Елистратов принёс сборной России первую медаль на Олимпиаде
Georg 2018-02-12 16:44:00
В Уфе Рустэм Хамитов поздравил с юбилеем родную школу
Местный 2018-02-11 00:57:17
В Уфе отец порезал пьяного сына
Илита 2018-02-09 15:00:15
По прозвищу Птенчик (Cоциум) 08.02.18 (11:34)
Уфимец 2018-02-09 13:06:12
Экс-председатель уфимского ЖСК «Дуслык-Строй» пойдёт под суд
Полина 2018-02-08 14:31:12
Не падать раньше выстрела (Cоциум) 01.02.18 (19:13)
Лариса Владимировна 2018-02-07 13:56:47
Глава сельсовета в Мелеузовском районе выделил землю в водоохранной зоне
Людмила 2018-02-07 00:03:13
Встретились «однажды вечером» Глафира и Иван... (Культура) 15.01.18 (19:40)
Елена 2018-01-20 19:25:07
Врачи рискуют остаться без медсестёр (Экономика) 27.03.13 (10:39)
Буравдева 2018-01-20 00:54:10
Встретились «однажды вечером» Глафира и Иван... (Культура) 15.01.18 (19:40)
Светлана 2018-01-19 13:01:40

  • В Уфе протестировали  современное оборудование,которое будет использоваться на выборах
  •   В фойе Национального молодёжного театра РБ имени  М. Карима открылась фотовыставка Светланы Комковой «Путями памяти и славы!»
  • В Башкирском театре оперы и балета открылась фотовыставка Александра Данилова