Издательство «Республика Башкортостан»

Где растёт орех Кракатук?

Об этом знают актёры Молодёжного театра и зрители, побывавшие на очередной премьере

Немного терпения: кукла оживет, и начнутся настоящие чудеса.
Немного терпения: кукла оживет, и начнутся настоящие чудеса.
версия для печати
Немного терпения: кукла оживет, и начнутся настоящие чудеса.

Новый год — это терпкий запах елок, тропическое благоухание жарких, как солнце, мандаринов, пушистый снег, прикрывший город легким покрывалом, на котором переливаются разноцветные искры иллюминации... А еще это никак не проходящее с годами ожидание чуда, которое непременно случится вместе с медленным, торжественным боем курантов. Вот это самое новогоднее чудо когда-то много лет назад пришло к девочке Мари как раз перед самым волшебным праздником в году.

Впрочем, российские театралы привыкли видеть, как историю юной фантазерки и сказочного Принца-Щелкунчика танцуют под блистательную музыку Петра Чайковского, но Молодежный театр республики пошел другим путем. Учитывая, что балет на либретто Юрия Григоровича и Мариуса Петипа, в общем-то, заканчивается довольно грустно — особенно для детей, верящих, что сказка поджидает их за каждым углом: «Прошла новогодняя ночь, а с нею уходят и чудесные грезы… Мари, пережившая сказочную мечту, сидит около своей елки, на ее коленях кукла Щелкунчик».


Нет уж, решил режиссер Зиннур Сулейманов вместе с автором сценария Ниной Соболевой. Откроем детям глаза на то, как все было на самом деле. Расскажем о том, как приятный во всех отношениях юноша Кристоф превратился в безобразного, но отважного Щелкунчика, выручая из беды заколдованную злобной властительницей мышей королевой Мышильдой прекрасную, но бессердечную принцессу Пирлипат. И о том, что только любовь и доброе сердце, которые как раз имелись у простой девочки Мари, могут творить настоящие чудеса.


А когда за дело берутся профессионалы, то легче легкого сделать длинное путешествие за волшебным орехом Кракатук, единственно способным расколдовать принцессу, — коротким, а сцену — безразмерной. Тем более когда театральное действо сопровождает удивительная музыка Урала Идельбаева. Музыки, кстати, в спектакле много — так что с небольшой натяжкой можно-таки отнести «Щелкунчик» Молодежки практически к детскому мюзиклу.


А когда к компании авторов постановки присоединились художник Рустам Баймухаметов и хореограф Сулпан Аскарова, как было не поверить в то, что стоит подняться легкому газовому покрывалу за кроваткой Мари, как за ним обнаружится роскошный королевский дворец. С бесконечными анфиладами комнат, непременной свитой фрейлин и суровой охраной со штыками наперевес: все, как в сказке. В сказке, где есть место капризному папе-королю, заботливой маме-королеве и несравненной красавице Пирлипат. Где на Рождество устраивают балы с многоэтажными тортами, чопорными старинными танцами и где как раз и обитает в мрачной полутьме подвалов злобная королева Мышильда (Зарема Сейтмеметова, Юлия Ныркова) со своим обжорой-сынком (Загир Яруллин). Именно она — виновница всех несчастий Пирлипат, а потом и ее избавителя — симпатичного юноши Кристофа.


Кстати, вся мышиная рать — особая радость маленьких театралов. Затянутая в черное королева с тоненькими загребущими лапками и страшненькой мордочкой — именно то, что нужно нынешнему избалованному заокеанскими монстрами юному зрителю. Как-то неуютно смотреть, когда она сует свой длинный нос в королевские дела да еще приводит с собой целую стаю таких же пронырливых подданных, к тому же шныряющих по залу. К вящему удовольствию детей, еще, возможно, не знающих, что такое интерактив, но всегда готовых как можно ближе познакомиться с персонажами сказок, особенно нехорошими, и радостно поверещать при этом.


Новогодние праздники — кому-то каникулы, а кому — жаркое, несмотря на холода, время года. Но раз назвался артистом — ступай на сцену. К тому же когда еще выпадет возможность стать доброй мамой и чувствительной Королевой (народная артистка РБ Ольга Мусина), заботливым папой и капризным Королем (заслуженный артист РБ Салават Нурисламов, Кирилл Ажмяков), милосердной Мари и бессердечной Пирлипат (Элина Гусева, Юлия Абрарова), симпатичным Кристофом и несчастным игрушечным Щелкунчиком (Дмитрий Гусев).


А еще Дроссельмейером (Андрей Ганичев) — то ли тайным волшебником, то ли добрым крестным, умеющим творить чудеса. С него-то, точнее, с его рождественского подарка — искусно сработанной куклы Щелкунчика, собственно, и началась эта старая-старая история, которая живет себе и живет много-много лет, и каждый рассказывает ее по-своему.


Увидела ли Мари сладкий сон, подаривший ей сказку, или сказка стала сбывшейся мечтой — какая разница. Ведь главное — все закончилось хорошо, как и полагается в детском спектакле. Хорошо бы, и в жизни тоже…

 

Это интересно


Сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», опубликованная в сборнике «Детские сказки» в 1816 году, была написана под влиянием общения автора с детьми своего товарища Юлиана Гитцига, их имена — Фриц и Мари — получили главные герои «Щелкунчика».


Забавно, что она понравилась не только детям и коллегам писателя, но и прусскому военачальнику Августу Гнейзенау, которого впечатлили батальные сцены с участием мышиного войска и армии кукол.


Не исключено, что крестному — чудаку и искуснику — Гофман передал некоторые собственные черты.


Первый перевод на русский язык в 1835 году сделал писатель Владимир Бурнашев, разместивший произведение в составленной им «Детской книжке», где гофмановская сказка шла под заголовком «Кукла господин Щелкушка». Она выходила под названиями «Щелкун и Мышиный король», «Грызун орехов», «Щелкун», «Человечек-щелкушка». Окончательный вариант закрепился только в 1890-х годах, когда Петр Чайковский представил зрителям свой балет. Между прочим, либреттист Мариус Петипа использовал более позднее переложение сказки, сделанное самим Александром Дюма-отцом.


С 1966-го начался отсчет своеобразной традиции: каждый год 31 декабря на сцене Большого театра идет «Щелкунчик».


По мотивам сказки был создан ряд мультфильмов. Кроме того, произведение Гофмана легло
в основу американского фильма-балета и художественного фильма Андрея Кончаловского.

 

Прямая речь

 

Зиннур Сулейманов,

режиссер:


— Я ставил довольно много детских спектаклей, по-разному их решая. Сюжет «Щелкунчика» мы, конечно, упростили — произведение не совсем все же детское, — потому что хотели, чтобы прежде всего сказка понравилась маленьким зрителям. Но и зрителям постарше тоже — поэтому у нас есть некоторый намек на любовную историю. Конечно, балет более известен, чем сама сказка Гофмана, в которой нет главного зимнего волшебника Деда Мороза, но присутствие праздника, сказки ощущается очень сильно, а потому наш спектакль, думаю, можно показывать в любое время года.


Почему выбрали именно «Щелкунчика»? Считаю, что детей нужно воспитывать на проверенных классических произведениях, в которых красота не главное в человеке, а главное — доброе сердце. Зло оказывается побежденным, и всегда есть место состраданию, смелости, подвигу.

Опубликовано: 12.01.18 (10:11) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
За размножившимися точками общепита, «украшающими» площадь, Гостиный двор и вовсе потерялся.   На фестиваль многие приезжают, чтобы просто отдохнуть душой.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий
-->

AHOHC

Подписка - 2018

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Рустэм Хамитов вручил государственные награды работникам строительного комплекса Башкортостана
Наблюдение за реками в режиме онлайн Наблюдение за реками в режиме онлайн
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
В Буздяке будет построена новая школа
Ярослав 2018-08-04 09:45:14
А почему в деревнях закрывают школы?... далее
Рустэм Хамитов: Производительность труда в сельском хозяйстве нужно повышать
Радик Мухарямов 2018-08-03 12:30:22
Всё правильно с экономической точки зрения. Да вот только куда девать высвобождающихся людей?... далее
В Салавате прошла пятая республиканская спартакиада среди пенсионеров
Валерий 2018-08-02 13:51:57
Странно, что статью о Спартакиаде написал человек, которого в Салавате не было. Дали нам только... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться