Издательство «Республика Башкортостан»

Зулейха в присутствии любви и смерти

Постановка по книге Гузель Яхиной идёт на сцене Башдрамы с неизменным аншлагом

Римма Кагарманова — безошибочное попадание в образ Зулейхи.
Римма Кагарманова — безошибочное попадание в образ Зулейхи.
версия для печати
Римма Кагарманова — безошибочное попадание в образ Зулейхи.

Айрат Абушахманов, под занавес уходящего года поставивший самый, пожалуй, ожидаемый спектакль, заслуживает безусловного уважения. Хотя бы потому, что дебютный роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» уже два года как прогремел на всю страну и далее, заслужив премию «Большая книга» — 2015» и внушив книгочеям надежду на возрождение качественной беллетристики. Постановка по нашумевшему произведению — дело рисковое: всегда найдутся пристрастные почитатели, которые уже «нарисовали» действо в уме и кропотливо будут оценивать соответствие персонажей своим представлениям.


Однако Айрат и Башдрамтеатр рискнули. И не прогадали. «Мы не ставили задачу иллюстрировать книгу. Мы прекрасно понимали, что зритель придет в театр со своим видением романа, поэтому пошли другим путем», — рассказывает Айрат. Этот путь привел к тому, что сердца актеров греет приятное слово «аншлаг», а зрители выходят после спектакля, старательно пряча распухшие носы и заплаканные глаза.

На краю света


Прежде всего потому, что тема репрессий, послужившая основой сюжета, затронула почти каждую семью: в зале властвует полная сопричастность происходящему на сцене, точнее, в театре, ибо границы между сценой и залом стерты мостками, ведущими к передним рядам. Между креслами уныло взрастают голые деревья (большая часть действия происходит на лесоповале), на спинки наброшены телогрейки с номерами, тускло мерцают лампочки из-под абажуров-тарелок, а артисты ведут диалоги, проходя между рядами. Лай собак, бравурные марши тридцатых годов, бьющий, как на допросе, в глаза сосредоточенный свет, контрастирующий с полусумраком зала,— все заставляет сжиматься сердце в ожидании грубого окрика. В отчаянии от безрадостности бытия, оторвавшего людей от привычного домашнего уюта и забросившего их, непонимающих, неповинных, скомканных в одну безликую массу, на край света. Не самый лучший край (художник-постановщик Альберт Нестеров, композитор Ильшат Яхин, художник по свету Ильшат Саяхов, хореограф Ринат Абушахманов).


Надо, однако, отдать должное и прекрасному драматургу Ярославе Пулинович, уже хорошо знакомой нашему зрителю и ювелирно адаптировавшей роман к сценическому воплощению.


Повторимся — это не иллюстрация книги, и Пулинович математически точно вычислила те ключевые моменты, которые переворачивают судьбы героев. При этом пулеметной очередью драматург прочертила этапы большого пути «врагов народа» в далекую Сибирь, выкриками красноармейца Игнатова: «Кипяток давай!», пытающегося накормить умирающий «контингент».


Не забыла о мастерски выписанных Яхиной сценах жизни забитой молодой женщины, совсем девчонкой выданной замуж, запуганной неласковым мужем (Хурматулла Утяшев) и суровой свекровью Упырихой (Танзиля Хисамова). Они приходят в видениях к отчаянно цепляющейся за жизнь хрупкой Зулейхе, которая пытается оправдать свою мечту о счастье, неожиданно взросшую в ледяных объятиях Сибири. И свою грешную любовь к врагу, иноверцу Ивану Игнатову.


Легенда о птице Семург


Истинная суть романа и спектакля в том, что нужно находить в себе силы оставаться человеком в любом из кругов ада, созданного самими же людьми. В том, чтобы уметь любить и выпускать душу из самой мрачной темницы навстречу счастью. И тогда неважно, где ты и как тебя зовут — Зулейха или Катерина. Может, потому с истинно русским надрывом и безоглядной страстью играет Ивана Игнатова Азат Валитов. А одна из самых красивых сцен спектакля — полет-кружение сплетающихся в брызгах воды искалеченного Игнатова и судорожно вцепившейся в него Зулейхи.


А попытка превращения презираемых врагов народа в безликую, одинаково бесцветную толпу униженных и оскорбленных терпит предсказуемый крах. Каждая небольшая по объему роль поселенцев буквально греет душу теплом и надеждой на свет человечности, который не затушить никакими надругательствами, если ты — личность. Вольф Лейбе (Ильдар Саитов), потерявший память, но свято чтущий клятву Гиппократа и пытающийся скудными средствами помочь болящим и беспомощным. Изабелла Бржевская-Сумлинская (Гульнара Амирова), и на лесоповале не утратившая известного изящества и утонченности, преподающая уроки французского маленькому сыну Зулейхи Юсуфу (Дамир Кираманов). Живописец Илья Иконников (Ильдар Гумеров), озаривший сумрачные дебри тайги яркими вспышками полотен, на которых — взрывающийся красками, вечно праздничный Париж.


И не зря через все действо проходит легенда о птице Семург, идущая откуда-то из далекого детства маленькой Зулейхи и приобретшая особый смысл к концу романа и — постановки.


Древняя восточная легенда гласит, что поссорившиеся птицы решили просить Семург, птицу счастья и справедливости, стать их царицей. Долог был путь — семь долин предстояло пройти, семь морей пролететь. Не все птицы выдержали тяжести пути: одни погибли, другие вернулись домой. И только тридцать самых стойких добрались до дворца Семург. Огляделись вокруг и поняли — каждая из них и все вместе есть та самая божественная птица.


Имя Семург переводится как «тридцать птиц». В татарском варианте оно звучит как Семруг. Почти то же имя — Семрук — носит и поселок, затерянный в тайге, гнездо, свитое каждым и всеми, кто попал сюда.


Гнездо, в котором наконец обрела счастье любимой и любящей женщины и матери бесправная крестьянка Зулейха — безошибочное попадание в образ Риммы Кагармановой. Поначалу летающая по дому хрупкая большеглазая птичка — серый пугливый воробышек, затюканный старым (по ее меркам) мужем и властной свекровью, в конце — сильная, красивая женщина, готовая защищать выстраданного сына любой ценой и любить безоглядно и прекрасно. О любви и самоотверженности, о человечности и достоинстве — об этом, собственно, и речь.

Прямая речь

Айрат АБУШАХМАНОВ,

режиссер:


— Книга очень легкая — все перед глазами, как кинолента. Известно, что автор писала роман как киносценарий, поэтому все образы поданы покадрово. А инструменты театра другие: например, театр не может натурально, реалистично утопить баржу с 300 узниками. Поэтому мы другим путем идем — нам важнее внутренняя жизнь героев, их переживания.

Гузель ЯХИНА:


— Мы познакомились с Айратом почти год назад. Он тогда привез спектакль «Черноликие» на фестиваль «Золотая маска». Посмотрев «Черноликих», я сразу сказала, что влюблена в этого режиссера и готова отдать ему роман. Пусть он делает с ним все, что считает нужным. Как мне показалось, Айрат умеет работать очень тонко.

Наталья,

зритель:


— Еще в мае мне подарили в Казани книгу Яхиной. И когда узнала, что состоится премьера спектакля, сразу купила билеты. Пока посмотрела только первое действие, но успела поплакать. Понятно, что полностью книгу на сцену не перенесешь, но все главное в спектакле есть. Родственников своих вспомнила — тоже раскулаченных. Кстати, я уже звонила в Казань, интересовалась — нет ли продолжения.


Кстати

  • Дебютная книга Гузель Яхиной переведена на 20 языков.
  • На создание произведения ее вдохновили рассказы бабушки, которая пережила ссылку в Сибирь. Сама Гузель во время визита в наш город рассказала: «Одно из самых дорогих читательских писем я получила как раз из Уфы. Дедушка 93 лет на пяти листах описал мне свою жизнь. Он тоже был раскулачен. В его судьбе я увидела очень много совпадений с судьбой моей бабушки». По словам режиссера Владимира Хотиненко, уже нашелся желающий воплотить на экране сценарий Яхиной.
  • Писательница станет автором текста Тотального диктанта — 2018. Она рассказала, что части диктанта будут иметь название «Утро», «День» и «Вечер». Позже эти тексты войдут в роман «Дети мои».
Опубликовано: 21.12.17 (18:45) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
   
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

Началась основная подписка на I полугодие 2019 года по каталогу периодических печатных изданий
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету
Наблюдение за реками в режиме онлайн Наблюдение за реками в режиме онлайн
В Башкирии проходят «Дни реальных дел»
Иван 2018-08-31 16:21:59
А пенсии народу попрошу вернуть!... далее
Врачи из Уфы вошли в международный реестр роботических хирургов
Иван 2018-08-31 16:21:04
Ну да хорошо, конечно, и о косяках сразу все узнают.
...
далее
Константин Толкачёв: Обращение Президента РФ снимет напряжение с пенсионной реформы
Радик Мухарямов 2018-08-31 13:47:20
Как далеки они от народа. Принимать желаемое за действительность, что может быть ...... далее
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться