Театральная «шаманка» Ирина Агашкова

Жизнь — это пьеса, которую надо сыграть с куражом, уверена актриса

версия для печати
6 | 6

В 1983 году блестящего педагога Уфимского института искусств Павла Мельниченко назначили на должность главного режиссера театра кукол. Поэтому курс 1979 года набора выпустить ему не удалось. Хотя он вел будущих «властителей сцены» только первый курс, это было, наверное, самое важное время — дать правильный посыл, и Мельниченко это сделал. Студенты этого курса сегодня блестящие мастера сцены: заслуженный артист России Владимир Латыпов-Догадов, народные артисты РБ Татьяна Макрушина, Александр Федеряев. И Ирина Агашкова, днями отметившая юбилей.

 

Умные руки


— 60-е годы — время, когда девочки хотели быть актрисами, а не супермоделями. Как и когда вы пришли к решению стать актрисой?


— В детстве я была патологически застенчивой. Как выбрала именно эту публичную профессию — непонятно. Никогда не участвовала в художественной самодеятельности. Краснела до 30 лет. Это всегда очень забавляло окружающих. Понятно, что они себе на радость старались поставить меня в двусмысленное положение.


Актрисой я твердо решила стать в пять лет и оповестила о том маму. Мама восприняла это как детский лепет. А зря: в одной книге я прочитала, что до пяти лет дети проговаривают свою судьбу, просто надо к ним прислушаться.


Причем, я, будучи вполне взрослой, как-то маме задала совершенно жестокий вопрос: «Меня у вас не подменили?» В родне моей — рабочие, бухгалтеры. Папа, работая на заводе, считал эту профессию несерьезной, и мама в душе, наверное, то же самое думала.


Но все написано до нашего рождения, и мы все равно проиграем этот спектакль. Шекспир гениально сформулировал: «Весь мир — театр». Жизнь — это пьеса, которую ты играешь, другое дело с удовольствием ты это сделаешь, с куражом, или это будет всегда невыученный текст, всегда неумение выстроить хорошие отношения с партнером по сцене или по жизни. Я фаталистка, и по-другому быть не могло: в театре работаю. Здесь все — магия.


Вернемся в детство: я любила играть в куклы, и не просто играть, но придумывать им истории, разыгрывать их. Заниматься этим могла очень долго. Мама была счастлива: меня не было слышно сутками. Сначала я и хотела стать актрисой кукольного театра.
И до сих пор я люблю делать все руками — это, думаю, основа творчества. В наших руках рекордное количество косточек — 44. А для чего? Думаю, наши руки — это инструмент, который запускает в нас все. Я вышиваю, вяжу, рисую. Сажаю деревья, цветы, крашу забор. Мои руки — умные. Даже когда работаю над ролью, стараюсь все прописывать, потому что так я запускаю какой-то внутренний механизм, позволяющий мне перевоплощаться.


— Как же вы решились пойти в институт искусств, зная, что вам придется выходить на сцену перед публикой?


— Меня публика не волновала вообще. Мне было интересно не выступать, а перевоплощаться: как ребенок, играя, ставит себя на место куклы. Если бы в пять лет я задумалась о том, что мне надо будет выходить на сцену перед зрителями, никогда бы не пошла в актрисы.


— Легко поступили?


— Нелегко, так же как мучительно давались мне премьеры. Сейчас, правда, я к этому привыкла. Но, думаю, эти мучения перед публичным выступлением — своего рода контролер, который не позволяет мне быть пошлой. Я скорее недоиграю, чем переиграю, не потяну одеяло на себя. Это мой внутренний судья, который не позволяет халтурить, прийти на спектакль и сыграть на автомате даже маленькую роль. Это моя совесть. Кстати, я была еще и очень косноязычной: в уме могла произнести слово, а вслух — нет.


— Как же вы в институте проучились?


— Я ж не своими словами там говорила — произносила авторский текст. Там надо всего-то педагога слушать. Правда, сейчас я понимаю, что актерскому мастерству научить нельзя. Можно лишь объяснить правила игры: ты — актер, это сцена, к зрителям спиной не поворачиваются.


Любые системы, в том числе и Станиславского, созданы для среднего человека. Гениальному никакие системы не нужны. Любой средний человек, подходящий по фактуре и подвижный внутренне, может стать артистом.


Была пора, когда в театре был важен режиссер. Сейчас все плачут на тему: режиссеров нет. Думаю, артисту самому надо становиться личностью.


— А говорят как раз обратное: что сейчас слишком много режиссеров, которым лишь бы самовыразиться, и личности им не нужны.


— Это скоро уйдет: режиссеру ведь тоже надо быть личностью. Режиссер — это, по сути, бог в театре, который создает свою землю, Адама и Еву, говорит: «Да будет свет», и делает свет, делает звук и все остальное. А если он приходит только с желанием воплотить свою гениальную идею, то тоже создает свою вселенную, но искореженную, в которой артист начинает распадаться, если не взбунтуется.


— Но этот самый разрушитель просто-напросто может указать бунтарю на дверь.


— Лучше уйти, чем работать в таком спектакле. Самая большая трудность в нашей профессии — уметь терпеть, спокойно ждать. Это не значит, что надо сидеть ровно на попе, это значит — всегда быть готовым к роли, набираться впечатлений. И когда тебе дадут роль, а тебе ее обязательно дадут, ты должен быть готов на двести процентов.


«Вишневый сад» без Ани


— Ваша биография, не творческая, умещается в несколько строчек...


— Родилась я в Уфе, живу в Уфе и проработала всю жизнь в одном театре — Русском драматическом. В жизни я очень консервативный человек. Не люблю сюрпризов.


— Значит, первое апреля — не ваш день?


— Нет. Я злюсь на разнообразные розыгрыши, хорошо отношусь только к сюрпризам, которые преподношу сама. Плохо реагирую на ненормативную лексику и сальные анекдоты, поскольку считаю, что нужно оберегать душу. К своей жизни отношусь спокойно: как идет, так идет. Но! Она сама подкидывает мне такие парадоксальные варианты, что скучно не бывает, несмотря на то, что я не меняю ни город, ни театр.


— Помните свой дебют?


— Я играла в пьесе «Дон Сезар де Базан» танцовщицу. Веер, прическа, юбки, все дела... Выучила танец — я неплохо танцую — и вышла. Это был ужас! Я вывалилась в круг из трех сеньоров, не понимая, в какой стороне зрительный зал, ориентируясь только на актера, который стоял за спиной. Затем начала метаться в этом кругу, как-то выбрасывая руки. Артистов я не узнавала. Так было спектакля четыре.


Потом были сказки, там было попроще, был «Лопотухин», а потом на меня свалилась большая классическая роль — Анечки в «Вишневом саду». На премьеру я вышла невменяемая. На втором спектакле отыграла первую сцену и просто ушла. Галина Мидзяева — Раневская подождала, посмотрела за кулисы — меня и след простыл. Дальше спектакль пошел без меня. Так же я ушла и с третьего спектакля. Рабинович был в трансе: «Это вот что сейчас было?» — «Не знаю!»


— У вас самые разножанровые роли, должно ли быть, по-вашему, у артиста амплуа?


— Есть универсальные актеры, у которых получается все одинаково хорошо. Я считаю, артисту нужно знать свои сильные и слабые стороны. Если хочешь добиться успеха, то либо работай со своими слабыми стронами, либо попробуй их во что-то преобразить. Есть, например, у человека чувство юмора в жизни. Вышел на сцену — все напрочь пропало: так не надо ему такие роли играть. Вот наш Дамир Кротов — прирожденный комик. Он может играть трагические роли, но должен себя при этом держать в узде. Если есть у человека силы, он это сможет, он восстановится, а нет — будут срывы.


В современном театре уходит определение жанра, а ведь главное правило игры — знать, что играешь: комедию, трагедию, драму. Вот, например, пушкинская «Метель» — что это, по-вашему?


— Драма?


— Да нет — это же анекдот, рассказанный ввечеру. Главных героев в клочья рвут страсти: «Ах, не могу жениться!», «Я не могу выйти замуж!». А получилось что? Они давно женаты — уже три года! «Я тут зашел в церковь, хотел погреться, сказал: «Да», и все — уже женатый». Анекдот же.


Как протанцевать роль


— Есть такое мнение: «Мужчина-актер — меньше чем мужчина, женщина-актриса — больше, чем женщина». Так ли это и почему?


— Насчет мужчин — ничего не скажу. А что касается женщин — меня этот вопрос занимал лет 10 назад. Я вдруг начала ненавидеть мужиков, не понимая, почему я должна стараться быть привлекательной. Я себя ощущаю очень комфортно, чего буду стараться и для кого? Я поняла, что не виновата в том, что годы у меня прибавляются, а я попадаю в зависимость от того, смотрят на меня или нет. В этот момент я стала настоящей женщиной, наплевав на чужое мнение. Не нужно считать основой своей жизни внешний вид, делать из него фетиш. Вот в этом плане в театре женщина больше, чем женщина, ведь нам приходится играть и страшненьких, и красивых, и стервозных, и милосердных.


— В российской базе актеров о вас написано: особые способности — танец. Это в вас откуда?


— Тоже из детства. Танцевать я любила всегда.


Был у меня период, когда я свои роли протанцовывала. Есть такая израильская техника «гага» — это импровизированный танец, танец души. Интуитивно я его словила лет восемь назад. Звучит любая музыка, и я под нее двигаюсь. Но когда протанцовываешь роль, нужно подыскать под нее соответствующую музыку.


Был у нас спектакль «Страсти по Утрате». Я играла роль Паулины, а настраивалась на нее так: слушала Хворостовского, цикл военных песен, и танцевала под него. Ведь Паулина — единственный человек, который выступал против короля. Мужчины молчали. Вот это бунтарство я и взяла у Хворостовского.


— Одна актриса как-то сказала: «У каждого театра должна быть своя «Чайка». Есть ли такой спектакль у Русдрамы?


— Я думаю, у нас еще все впереди. Хотя у Михаила Исаковича были очень хорошие спектакли — «Эшелон», «Вишневый сад», «Дачники», но он исключительно требовательный человек. Абсолютный перфекционист во всем, что касается творчества. Если он видел, что где-то действие начинает буксовать, поначалу пытался что-то предпринять, но если артистам это казалось необоснованным, просто снимал спектакль.


— В одной из публикаций вы признались, что как человек творческий, верите в приметы, мистику и гороскопы...


— Творчество само по себе — своего рода шаманство. Общепринятые традиции соблюдаю: как же на меня партнеры посмотрят, если я не сяду на роль, коль она упадет. Про плохие роли ничего не скажу — плохих нет: есть роли, которые ты просто не понял.


Я играю роль и передаю энергетику своих эмоций в зал, зрители тоже отдают ее — нам. Не всю. Эта энергетика рассеивается по театру. Галина Мидзяева мне как-то сказала: «Этот театр пропитан нашими эмоциями, ролями. Они все здесь». Чем старее театр, чем больше артистов здесь творило, тем больше магии.

Опубликовано: 07.12.17 (19:15) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
Дмитрий Ходанович, вообще-то, уникум — первоклассный музыкант и вице-президент Московской федерации джиу-джитсу.    
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

Жители Башкирии могут наблюдать за половодьем в режиме онлайн
AHOHC

Сделай правильный выбор — подпишись на «Республику Башкортостан»!

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
В Уфе после пластической операции умерла женщина
Радик Мухарямов 2018-05-24 15:44:28
Что-то участились случаи гибели пациенток пластических операций. Смерть - не слишком ли высокая... далее
Журчит родник недолго (Cоциум) 24.05.18 (11:13)
ВВ 2018-05-24 14:09:36
Человек,как известно,пусть и высокоорганизованное. но всё-таки животное... Впадая в примитивизм... далее
Золотой литр бензина (Вопрос эксперту) 16.05.18 (19:48)
Радик Мухарямов 2018-05-24 12:48:03
Что-то происходящее в этом месяце мне напоминает эпоху отстранения от власти Н. С. Хрущёва. Тогда... далее
В Уфе откроют памятник воинам-пограничникам
Радик Мухарямов 2018-05-22 13:12:37
Давно пора. Мой двоюродный дядя, к сожалению, не дожил до этого. Вот бы обрадовался. В своё время... далее
В Уфе 25 мая спиртное продаваться не будет
Радик Мухарямов 2018-05-22 08:24:01
Есть у нас хорошие законы. Радует и то, что в отличии от соседних Челябинска и Казани, а также... далее
Константин Хабенский: Люблю, когда тяжело и интересно (Культура) 17.05.18 (21:11)
ВВ 2018-05-21 17:04:41
Если человек скотина, то никой талант не избавит его от такого качества...Талант--не... далее
Константин Хабенский: Люблю, когда тяжело и интересно (Культура) 17.05.18 (21:11)
Асаба 2018-05-21 14:17:41
"...ложки нашлись, но осадочек остался". Зря Хабенский ляпнул в одном интервью, что главный герой... далее
В Белебее вор обворовал дом пенсионерки, сбив навесной замок
Радик Мухарямов 2018-05-20 16:23:30
Наверное это беда некоторых пенсионеров. Вместо врезного или накладного замка, по привычке вешают... далее
В столице вновь ремонтируют трассу Уфа – Аэропорт
Радик Мухарямов 2018-05-20 12:16:18
Неужели невозможно прекратить этот вечный ремонт наиболее оживлённой трассы Уфы? Пригласить... далее
Лесу — польза, народу — экономия (Cоциум) 17.05.18 (21:12)
Радик Мухарямов 2018-05-19 15:43:26
После принятия федерального закона от 18.04.2018 года №77-ФЗ «О внесении изменения в статью 32... далее
Вижу цель (Cоциум) 17.05.18 (21:12)
ВВ 2018-05-19 12:03:37
Сбой в работе компьютера не позволил завершить начавшийся мыслительный процесс.Разрешите ... далее
Вижу цель (Cоциум) 17.05.18 (21:12)
ВВ 2018-05-18 17:30:23
Сферы нашей жизни, завязанные на государство--наука, образование, медицина, оборона-- ещё... далее