Издательство «Республика Башкортостан»

Тёплый бренд

Пуховые шали местных мастериц можно найти даже в Америке

Холодными зимними вечерами нет ничего лучше, чем взять в руки спицы.
Холодными зимними вечерами нет ничего лучше, чем взять в руки спицы.
версия для печати
Холодными зимними вечерами нет ничего лучше, чем взять в руки спицы.

Холодными зимними вечерами нет ничего лучше настоящей пуховой шали, уверяют стерлибашевские женщины. Накинешь на плечи, и никакой шубы не надо. А как они красивы и элегантны, у каждой шали свой неповторимый узор! Уверен, с этим согласятся многие представительницы слабого пола нашей республики. Шали в Башкирии любят. Причем не только носить, но и вязать.

Вот уж действительно натуральная вещь. И что интересно, в отличие от той же шубы, убивать животное на шаль не надо. Пух коз специальных пород вычесывают специальной расческой по нескольку раз за год.


Стерлибашевские мастерицы считают свою родину одним из главных поставщиков уникальных экземпляров башкирской шали, которая, по их словам, ничем не уступает знаменитой оренбургской. Конечно, с ними поспорят мастера из других районов, например, из Зианчуринского или Хайбуллинского. И тут у каждого своя правда, свой неповторимый колорит.


— Показательно то, что первый республиканский фестиваль «Праздник шалей» прошел именно в Стерлибашевском районе, — говорит завотделом культуры муниципалитета Райфа Галиева. — Ведь здесь еще в 2000 году был организован клуб мастеров башкирской шали — «Стерлибашевские узоры», которому в прошлом году присвоили звание народного. Это стало возможным благодаря возрождению промысла, отмечают в райадминистрации. Хотя вязать шали здесь никогда и не переставали. Неспроста в экслюзивных изделиях стерлибашевских мастериц щеголяют дамы в Москве, Техасе и Калифорнии, утверждает руководитель кружка Зульфия Вапаева. Она даже называет шаль главным брендом района.


Пуховую шаль любят практически в каждой деревне. Причем издревле. Пока мужчины зарабатывали на жизнь другими ремеслами, стерлибашевские рукодельницы обычно вязали шали и другие изделия. Неспроста деревню Яшерганово, например, всегда называли шºл ауыллы — деревня шалей. Здесь, как, впрочем, и во всем районе, их вязали и вяжут семьями, обычно вечерами в кругу знакомых и друзей, а летом на скамеечке у ворот.


Процедура эта трудоемкая: прежде чем приступить непосредственно к вязанию спицами, нужно выполнить уйму подготовительных работ, говорят стерлибашевские мастерицы. Для начала надо обзавестись козой пуховой породы, а это не так-то просто. Не каждая коза или козел способны дать хороший пух, из которого в итоге получится настоящая шаль. Потом надо пух счесать, что тоже нелегко. Делается это обычно к зиме, вручную. Животное привязывают и начинают обдирать расческой с железными зубьями. Занятие не для слабонервных! Вашему покорному слуге не раз приходилось наблюдать в далеком детстве, как орет обдираемый козел. Вой стоит на всю округу! Сейчас, конечно, многие покупают готовый пух на рынке, уж больно хлопотно держать животное только для этой цели.


Потом нужно подготовить пух к прядению. Расчесать его специальным инструментом, который в народе называют тяпками. Не так-то просто «оттяпать» 300 — 400 граммов пуха — столько примерно нужно для одной шали. Во-первых, нужны навыки, во-вторых, сильные руки, в-третьих — время. Даже у опытного «тяпальщика» уйдет день для подготовки партии пуха на одну шаль. Хорошо подготовлен пух или нет, прядильщицы обычно оценивают сразу, когда начинают работать веретеном.


Прясть пух умеет тоже не каждый. В Стерлибаше, к примеру, часто оценивали по этому качеству будущих невесток. Если она умеет хорошо прясть пух для шали и тонко резать лапшу для супа, считай, автоматом угодит будущей свекрови. Прядут пух в Стерлибаше женщины обычно вместе, с песнями и прибаутками, непременным чаепитием.


— Собираемся в Доме культуры или у кого-нибудь из членов клуба, — говорит Зульфия Вапаева.


Пряжу из пуха перед вязкой надо соединить со специальной хлопчатобумажной ниткой. Раньше, помню, это поручали детям. Сначала надо было соединить два клубка в один, а потом опять же с помощью веретена скрутить нити между собой, чтобы было удобно вязать спицами.


Ну а дальше начинается самое интересное — вязание. Здесь уж кто во что горазд! У каждой мастерицы свой секрет, который она может передать только самым близким людям — дочкам, например. От своих мам научились этому искусству старожилы клуба Сария Рысаева, Сария Галимова и Зульфира Рысаева. Сколько себя помнят, столько и вяжут, утверждают они. А вот одна из самых молодых членов клуба — Лилия Темербаева — шали вязать научилась самостоятельно.


— Захотела освоить дело еще в раннем детстве и добилась своего, — вспоминает она.
В принципе, это был неплохой бизнес в советское время. Средняя шаль в 80-х годах стоила 120 рублей.


— А большая и пушистая — до 200 рублей на Колхозном рынке в Стерлитамаке доходила, — рассказывают Сария и Зульфира Рысаевы. — Еще родители наши туда практически каждый выходной ездили шали продавать.


Кстати, дети тоже могли заработать. Когда дело было поставлено на поток, девчушкам поручали вязать кайму — край шали, ведь каждая состоит из четырех краев и серединки.


— В наше время за одну кайму давали по рублю, — говорит Сария Галимова.


— В наше — по четыре рубля, — вторит ей Лилия Тимербаева.


С точки зрения экономики в советское время вязать шаль было гораздо выгоднее. Ведь 120 рублей — цена средненького изделия, — это месячная зарплата начинающего учителя. А уж одну шаль в две недели стерлибашевская учительница, к примеру, могла связать.


— В молодые годы и за неделю успевали со всеми подготовительными работами, — признаются стерлибашевские мастерицы. — Но сейчас мы больше для души вяжем, для общения и творчества. Хотя возможностей нынче больше. В интернете можно узоры подглядеть…


И сегодня спрос на пуховые шали ручной работы есть. Да только расценки не те, что раньше. Хороший пуховый платок может стоить пять тысяч рублей, что, как вы понимаете, уже гораздо ниже средней зарплаты.


— Для нас главное сохранить традиции шалевязания, — говорит Зульфия Вапаева. — Это ведь наша гордость. Неспроста наши шали всегда ценились и ценятся в республике и далеко за ее пределами.

Опубликовано: 07.12.17 (19:15) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
  Старший билетный кассир Наталья Сергеева удостоилась права открыть станцию после реконструкции.  

Написать комментарий


AHOHC

«Великие имена России»
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Леонора Куватова отметила свой юбилей гала-концертом «Жизнь — Балет — Любовь!». На вечер в Башкирский театр оперы и балета с участием звезд сцены собрались поклонники легендарной балерины и педагога.
  • Королева уфимской красоты Татьяна Политова.
  • На сцене Городского Дворца культуры прошёл гала-концерт V открытого городского фестиваля «Русская песня»
  • Второй Уфимский международный салон образования «Образование будущего» получился очень представительным.

Вернуться