Издательство «Республика Башкортостан»

«Вы рисуйте, вам зачтётся...»

Художка — это особый мир, где острее ощущают радость бытия

Это школа, где ученики и педагоги на равных, а в спорах рождается креативное произведение искусства.
Это школа, где ученики и педагоги на равных, а в спорах рождается креативное произведение искусства.
версия для печати
Это школа, где ученики и педагоги на равных, а в спорах рождается креативное произведение искусства.

Художника Александра Тюлькина особо почитают в уфимской художественной школе № 2, которая носит его имя. В этом году школа отмечает свое 55-летие. Сегодня это признанный в Башкирии центр художественно-эстетического воспитания детей и юношества.Терпением, добротой, не замечая времени, но подмечая малейшую искру дарования в еще неумелых работах, воспитывают здесь педагоги будущее поколение живописцев и керамистов, прикладников и графиков. И делают это весьма успешно — редкий год обходится без того, чтобы в столицах, а то и за рубежом не восхитились бы талантами ребятишек из Башкортостана.

Первый директор


В 1962 году в старинном здании на улице Белякова появился улыбчивый человек, оказавшийся выпускником Ленинградского художественного училища Виктором Кириченко. Занесла его в Уфу не слепая случайность, а... любовь. По окон- чании училища он попросил направить его в Башкирию, откуда родом его жена — художник Наталья Яблочкина. Вместе они и создали художественную школу № 2, где Виктор Васильевич 25 лет работал директором и преподавал.


Из воспоминаний Виктора Кириченко: «Трудности системы не описать, контроль гасил всякую инициативу. Работа выполнялась на общественных началах — это поощрялось.


Бывало, одновременно и урок веду, и гардины на окнах монтирую. Пока гвоздь забиваю, оглянусь, а ученики ввязались в борьбу «куча мала». Для эксперимента даю им отдохнуть: вывел во двор в снежки поиграть. Им так понравилось вываливать учителя в снегу, что потом понадобилось много сил, чтобы вернуть их в класс. Все это было потом, а 1 сентября 1962 года по Всесоюзному радио передали, что в Уфе открылась Вторая детская художественная школа.


Подхожу к двухэтажному зданию, а там нет ни окон, ни дверей, ни полов. Пришлось проводить занятия во Дворце пионеров. В райкоме комсомола нас сразу осадили: тише, не шумите, банк узнает — прекратит финансирование: деньги на ремонт брали из жилого фонда. Но банк все же узнал. Тогда маляры увезли белила на дачи, а стены покрасили темно-синей краской. Освещение слабое, мрачный вид напоминал помещение для заключенных. Потом в течение 10 лет пришлось доводить «храм искусства» до приемлемого состояния».


Поэты, пишущие красками


Ныне в недавно отремонтированном светлом здании уже на улице Бабушкина ничто не напоминает помещение для заключенных. Более того, кроме открывающейся сегодня детской картинной галереи, современность властно заявила о себе, отвоевав часть площади под компьютерный класс. «И не только класс, — рассказывает и. о. директора Гульназ Акназарова, — теперь у нас будет собственная полиграфия. Мы закупили цветные принтеры, можем сами выпускать каталоги, методические разработки наших педагогов». И скромно добавляет: «Я только заканчиваю дело, которое столь успешно начал предыдущий директор школы Ильгиз Хайруллин. А насчет того, не заменит ли компьютерная мышка кисти в руках начинающих художников, думаю, сомневаться не стоит. Это лишь дополнительные год-два обучения для тех, кто уже постиг прелести ручного творчества. Владение компьютерной графикой им не повредит. В планах у нас открытие вечерних групп для желающих изучить основы этой графики — но не для наших детей. Никакой монитор не заменит семилетнему дарованию этюдник: ребенок вообще не сможет рисовать, если кисти в руках не подержит, не перемажется краской. Это как посмотреть на фотографию блюда и сказать «вкусно», не попробовав его.


Детей, желающих воплотить свои фантазии на холсте и в глине, меньше не становится: в этом году конкурс был семь человек на место. Принимаем мы «поцелованных в макушку» ребят с шести с половиной лет. Кто-то может подумать: ну что предъявит в таком возрасте малыш — неумелые каракули? Но это не так. Здесь работают педагоги, обладающие особым чутьем на особенных детей, погруженных в стихию творчества, мысли которых путешествуют в своем собственном мире, требующем самовыражения. Эти дети — поэты, пишущие стихи красками.


Я думаю, что в любом ребенке есть Пушкин, Рембрандт или Чайковский, лишь надо вовремя разглядеть его дар.


Разглядеть родителям и, может быть, прежде всего педагогам в школах. Ведь связь между ними и учреждениями дополнительного образования должна быть непременно.


А по рисунку можно определить настроение и состояние ребенка: недаром психологи любят использовать в работе тесты, связанные с рисованием. Например, когда я преподавала историю искусств, заметила, что на уроке одна из девочек рисует страшилки. Спросила: «Что с тобой? Настроение плохое?» — «С чего вы взяли?». А обычно она забавные комиксы рисовала. Выяснилось: с мамой поругалась.


Кстати, о мамах и папах: творчество — штука заразная, несколько наших родителей не томятся в ожидании своих чад на скамейках, увлеченно занимаются керамикой. Обнаружились и любители живописи. Если наберем группу, добро пожаловать к мольберту!».


Благословение палитрой


А в 80-е годы расшалившиеся детишки учителей в сугробе уже не вываливали: нашлось занятие поинтереснее. Молодые друзья-педагоги Глеб Голубев и Азамат Гарипов, в котором счастливо сошлись любовь к чтению, полученная от папы, Рами Гарипова, и талант к рисованию, блеснули креативностью и явили миру театральную студию. Первым ее детищем стал спектакль с пальчиковыми куклами «Буратино». «Работаю в школе уже 29 лет, — рассказывает Азамат Рамиевич. — В следующем году, можно сказать, юбилей. Рисовал я с детского сада.


В доме, естественно, была замечательная библиотека, а среди книг — прекрасное издание легенд и мифов Древней Греции. Я перерисовал из нее практически все иллюстрации, мифы знал наизусть. Папа потихоньку мне подкладывал книги, а я не раздумывая их «глотал». Вот оттуда, из детства, мое увлечение книжной графикой. Занятие иллюстрацией — замечательная возможность самовыразиться, проявить фантазию, выдумку, досказать за автора то, что не сказал он. Сложиться тут должно многое: культура иллюстратора, эрудиция. Доре, например, прожил очень короткую жизнь, но он иллюстрировал практически всю классику. Ему не надо было заглядывать в энциклопедии — у него было блестящее образование в сочетании с фантастической памятью.


В 80-е годы мы очень весело жили, позволяя себе не оглядываться на материальную сторону вопроса, бюрократов было меньше и было спокойнее: вывозили детей на пленэр. В первый же год, как пришли сюда работать, организовали кукольный театр. Большой успех выпал на долю спектакля «Сказка о короле Ширинчике» по «Кибериаде» Станислава Лема. Мы ставили перед детьми задачу изобразить небывалое, куклы были подвижные, динамические, например, охранник с телескопической рукой, тянущейся за взяткой.


Проводили посвящение в первоклассники: сооружали из мольбертов лабиринт, накрывали его драпировками, на одной стороне стоял, например, Глеб с палитрой и тюбиком краски. Из лабиринта выползал новообращенный, преклонял перед ним колена и получал тюбик на память. Недавно приезжал Алмаз Утюганов из первого выпуска и привез с собой тот самый тюбик. А ему уж 41 год».


Талантливых стало больше


Нынче в моде менеджеры, айтишники, логисты, по-прежнему любимые абитуриентами юристы... А кому кисть-то передать?


«Работаю в школе с 1995 года: здесь учился, сюда же и преподавать пришел, — рассказывает педагог Рамиль Гайфуллин. — Мне кажется, талантливых детей, тянущихся именно к творчеству, стало еще больше. Быть может, как ни парадоксально, современные технологии помогли: благодаря им информация стала доступнее, и объем ее больше.


Причем сейчас есть дети, которые равно талантливы как в живописи, так и в графике. В моем предыдущем выпуске таких 50 процентов было.


Моя задача — открыть дверцу в индивидуальный мир ребенка: ни в коем случае нельзя, чтобы ученик слепо копировал своего педагога, но с этим сладить легко. Я могу, конечно, показать им свои работы — уже завершенные, зрелые, но скрою от них сам процесс. Не влезаю в их творчество — лишь поправляю, например, композицию. Поставлю мазки ученику, но повторить-то он это не сможет: у меня все отработано годами, и в преимуществе — опыт. А он уж дальше идет своим путем, в зависимости от того, к чему душа расположена.


Художественная школа — особый мир, и в большую жизнь из него выходят особые дети, даже если они не идут дальше в творчество. То, что закладывается в них здесь, отражается на качестве их жизни и ее восприятии. Они живут гораздо интереснее, чем другие, острее ощущая радость бытия. По-другому относятся к жизни. А становясь мамами и папами, часто вспоминают то, чему их здесь учили, и приводят сюда своих детей — к своим же педагогам».


Сирень из Архиерейки


Около полутора тысяч работ по номинциям «живопись», «графика», «декоративно-прикладное искусство» оценивало жюри нынешнего конкурса имени Александра Тюлькина. Впервые в этом году была введена номинация «искусствоведение». Гран-при, обставив столичных юных художников, получил одиннадцатилетний Эмиль Чернышов из Чишмов за работу «Вечерние посиделки». Кстати, чишминские ребята в номинации «графика» в лидерах уже второй год подряд.


«Когда я была маленькой, — рассказывает педагог школы и организатор конкурса Ирина Севастьянова, — дом наш находился в двух шагах от дома Александра Эрастовича. — Уфа заканчивалась для нас Гостиным двором и «Детским миром». Мы, дети, приходили к нему в гости, он дарил нам свою знаменитую сирень, показывал картины. В то время в Архиерейке его дом, можно сказать, был неким центром культуры, куда стягивалась уфимская интеллигенция.


Именно Тюлькин стоял у самых истоков профессионального образования. Преподавал в 1919 году в первой советской школе второй ступени, потом в Башкирской областной школе-интернате, где учились дети-сироты. Ему пришлось нелегко: только что закончилась Гражданская война, доставать бумагу, краски было очень сложно.


Я пришла в школу в 1987 году, а в 1999-м решила организовать конкурс детских работ, возродив в их творчестве традиции замечательных мастеров — Александра Тюлькина, Касима Девлеткильдеева, Виктора Лебедева.


Через год конкурс получил статус республиканского, а в 2012-м — всероссийского.

К слову

  • Выпускниками школы № 2 являются члены Союза художников РФ Евгений Винокуров, Глеб Голубев, Жанна Грибова, Стелла Маркова, Ольга Самосюк, Ольга Цимболенко, Александр Дворник, Радик Гарифуллин, Рамиль Латыпов, Ринат Миннебаев и другие.
  • Со школой сотрудничали график Марат Герасимов, искусствовед Эвелина Фенина, художники Сергей Краснов, Лейсан Рахматуллина, Талгат Масалимов, Амир Мазитов, Виктор Суздальцев, Айрат Терегулов, Георгий Калитов, Виталий Николаев.
  • Выпускница нынешнего года Софья Бадамшина хотя и считает, что живопись незаменимое средство для выражения своих чувств, настроения, мыслей, свою дальнейшую жизнь с ежедневным бдением у мольберта не связывает. «Рисовать я буду совершенно точно, — уверена она, — но скорее всего буду поступать на специальность, связанную с физикой». Так что, вопреки устоявшемуся мнению, физики и лирики прекрасно могут ужиться, по крайней мере, в одной отдельно взятой девушке.
Опубликовано: 23.11.17 (18:56) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
   
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

Началась основная подписка на I полугодие 2019 года по каталогу периодических печатных изданий
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету
Наблюдение за реками в режиме онлайн Наблюдение за реками в режиме онлайн
В Башкирии проходят «Дни реальных дел»
Иван 2018-08-31 16:21:59
А пенсии народу попрошу вернуть!... далее
Врачи из Уфы вошли в международный реестр роботических хирургов
Иван 2018-08-31 16:21:04
Ну да хорошо, конечно, и о косяках сразу все узнают.
...
далее
Константин Толкачёв: Обращение Президента РФ снимет напряжение с пенсионной реформы
Радик Мухарямов 2018-08-31 13:47:20
Как далеки они от народа. Принимать желаемое за действительность, что может быть ...... далее
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться