Наш Паша

Павел Мельниченко считал, что главное для актёра — это вера в свои возможности

К постановкам в кукольном театре Мельниченко относился так же серьезно, как и к работе с драматическими актерами.
К постановкам в кукольном театре Мельниченко относился так же серьезно, как и к работе с драматическими актерами.
Автор: Татьяна ХАЙБУЛЛИНА, декан театрального факультета Уфимского института искусств
Фото: электронные СМИ
версия для печати
90 | 90
К постановкам в кукольном театре Мельниченко относился так же серьезно, как и к работе с драматическими актерами.

В Уфимском институте искусств он был первым из выпускников, приглашенных на должность преподавателя кафедры режиссуры и мастерства актера, и доказал, что выбор его наставников был верным. Молодой, высокий, с шевелюрой непослушных волос, в синих потертых джинсах с претенциозной красной кожаной вставкой, умный, ироничный и обаятельный, он сразу был принят студентами вуза. Его первые ученики с гордостью говорили, что они учатся у «Паши».

 

Из авиационного — на сцену


Он был ярким представителем молодежи семидесятых годов. Родился в Уфе, в трудовой семье и был единственным, долгожданным поздним ребенком. Отцу его, столяру Роману Демьяновичу, уже исполнился 41 год, а маме, Дарье Максимовне, — 35. Семья была дружная, родители слыли людьми трудолюбивыми и душевными.


Жили в подвале, где единственной достопримечательностью была русская печь, отапливающая весь дом. В доме всегда было тепло, чисто, уютно, сытно. Не имеющие высшего образования, родители были людьми глубоко порядочными и интеллигентными.


Окончил Павел 93-ю уфимскую школу. Профессию избрал не сразу: работал старшим препаратором медицинского института, учился на физико-математическом факультете БГУ, был студентом механико-технологического факультета авиационного института. И все эти годы занимался в СТЭМе. Студенческий театр авиационного института — отдельная страница в истории студенчества республики. С его подмостков шагнули на профессиональную сцену Михаил Рабинович, Сергей Миролюбов, Владимир Абросимов. Не стал исключением и Павел Мельниченко.


Из какого сукна шьются камзолы?


Курс главного режиссера Русского драмтеатра Габдуллы Гилязева, на который поступил двадцатитрехлетний Мельниченко, имел шумный успех в молодежной среде. Ребята были красивые, талантливые, общительные. Их узнавали на улице, толпами ломились в учебный театр, им завидовали, подражали, ими восхищались. Сегодня многие из них известны не только в республике, но и за ее пределами: Ильдар Гилязев — режиссер московских театров, Юрий Комков, Анвар Нурмухаметов, Ахмет Якупов — режиссеры ВГТРК «Башкортостан», Владимир Абросимов — заслуженный артист России.


Однокурсники уважали Пашу за доброту, интеллект, любовь к литературе. Он выделялся своим особым мировосприятием и образованностью. Предложение заняться преподавательской деятельностью было встречено им с энтузиазмом. Чтобы выглядеть более солидно, новоиспеченный педагог отпустил бороду и усы, но студентов не проведешь, и нового преподавателя сразу же нарекают «наш Паша». Сам Мельниченко считал, что главным для развития актерских способностей является вера в свои возможности. И лозунгом первого года обучения студентов становится слоган «Поверь в себя!»


Я познакомилась с Павлом Романовичем в 1976 году. Училась на первом курсе по специальности «режиссура», и дисциплину «Введение в специальность» читал Мельниченко. Не столько читал, сколько беседовал с нами о режиссерской профессии, о которой многие из нас, пришедшие в режиссуру со школьной скамьи, и понятия не имели.


Рассматривая портреты кисти великих художников, мы придумывали биографии изображенных на них людей, старались определить их внутреннее состояние, изучали исторические костюмы. Все это было необычно, интересно. Он задавал вопросы, о которых мы и не задумывались. Поначалу, еще не понимая всей ответственности за выбранную профессию, мы ворчали про себя: «И зачем нам нужно знать, из какого сукна сшит камзол на этом господине?». Но скоро появился искренний интерес. От Павла Романовича всегда шло какое-то тепло и спокойствие, подкрепленное несуетностью, неторопливостью. Все девочки с его курса признавались в том, что безумно влюблены в него.


Спектакль как праздник

 

Павел Романович верил в способности каждого ученика, и поэтому уже на втором курсе состоялась премьера спектакля «Лекарь поневоле» Жана-Батиста Мольера в постановке студентки пятого курса режиссерского отделения Любови Гришановой, кстати, сегодня она — заслуженный работник культуры Карелии. Работу дипломницы оценили на «отлично».


У него было чутье на творческие личности. Студенты самостоятельно шили костюмы. Борис Маслов, исполнявший роль отца Люсинды, даже закладывал за щеки картофель, чтобы придать своеобразный оттенок речи героя. Работали с азартом, это был спектакль-праздник. Павел Романович курировал постановку и помогал режиссеру в работе, а главное, создавал особую атмосферу спектакля.


Репертуар спектаклей, предложенный Мельниченко студентам третьего года обучения, заслуживает почтительного восхищения: «Трагическая история о Гамлете, принце датском» В. Шекспира и «Мещане» М. Горького. Классические произведения и мощные, глубокие сценические образы, подвластные, пожалуй, только мастерам, а их воплощали двадцатилетние юноши и девушки. Но Павел Романович верил в своих учеников.


А ведь самому педагогу было только 30!


В 1978 году состоялась премьера «Гамлета». И сегодня, почти 40 лет спустя, перед глазами стоит утонченный, романтичный, болезненно-впечатлительный Гамлет (Борис Маслов), темпераментная, решительная Гертруда (Альбина Галимова), нежная, любящая Офелия (Жанна Ярковая). Постановка потрясала искренностью исполнения ролей, любовью к слову, юношеским романтизмом, тонкостью чувств.


Режим третьего года обучения не давал студентам возможности расслабляться. Ребята понимали, что профессия актера — это прежде всего труд. В течение учебного года их спектакли посетили полторы тысячи зрителей. Нередко студенты выезжали на предприятия и в учреждения Уфы и Уфимского района. На выпускном курсе Мельниченко вновь экспериментирует. Дипломник режиссерского отделения Вячеслав Стрижевский, ныне заслуженный работник культуры РФ, ставит спектакль «Клоп» по пьесе Владимира Маяковского. Спектакль имел феерический успех. В зрительном зале Учебного театра в буквальном смысле яблоку негде было упасть. Студенты-зрители сидели на подоконниках, стояли на радиаторах отопления, лежали на авансцене. Главный герой спектакля Присыпкин — Пьер Скрипкин — бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених, в исполнении Владимира Епифанова стал любимцем публики.


Забытая буханка хлеба


Режиссерский курс заслуженного деятеля искусств РСФСР Лека Валеева, на котором я училась, сдавал спектакль по пьесе молдавского драматурга Иона Друцэ «Святая святых». Я играла одинокую женщину Марию, прозванную Святой. Колхозный труженик Кэлин Абабий (Виктор Маслов) и занимающий высокий государственный пост Михай Груя (Николай Николаев) — друзья детства Марии. В спектакле есть очень трогательная сцена. Разруха, голодное послевоенное время. Кэлин возвращается из районного центра от Груя и передает Марии половину буханки хлеба. В то время это был самый дорогой подарок. Для Марии это еще и весточка от любимого человека. Мария вдыхает запах свежего хлеба и почти теряет сознание. В то время для героев пьесы хлеб был жизнью, любовью, надеждой.


На следующее утро меня вызывают в деканат. Передо мной стоит Павел Романович и держит в руках хлеб, который я вчера с трепетом вкушала. Я опускаю голову, заливаюсь румянцем и боюсь посмотреть на Павла Романовича. Мне стыдно, очень стыдно. Где после спектакля остался хлеб, я не помнила. Вчера я была самой счастливой и о хлебе забыла, а он остался лежать на подоконнике: брошенный, никому не нужный. Павел Романович ничего мне не высказывал, ни в чем не обвинял, не ругал. Это был урок, который я запомнила на всю жизнь.


Май 1979 года — месяц торжественных волнений. Председателем государственного экзамена по мастерству актера назначен профессор ГИТИСа Всеволод Остальский. Первый выпуск преподавателя Мельниченко, пять юношей и пять девушек. Этих, казалось бы, сроднившихся за годы обучения ребят жизнь разбросала не только по городам России, но и разным сферам деятельности. Но они и сегодня все тянутся друг к другу, всех объединяет «Паша». Они его первые ученики.


Легенды кукольного театра


А сам Павел Романович уже в марте того же года получил предложение поработать режиссером в Башкирском театре кукол. Раздумья были недолгими. Работа в этом театре — отдельный и яркий период в жизни Мельниченко.


В то время в театре формировалась новая сценическая эстетика, объединяющая искусство кукловождения и искусство драматического актера. В том же 1979 году Мельниченко получает премию Всесоюзного фестиваля сказки имени П. Бажова за спектакль по пьесе М. Карима «Не бросай огонь, Прометей!». Работу в театре он успешно совмещает с преподаванием в институте. После первого выпуска студентов кафедра доверяет ему набрать курс в качестве художественного руководителя.


Одновременно Мельниченко работает педагогом на курсе Владимира Штейна. В 1982 году они выпускают актеров башкирской и русской трупп для театра кукол. Репертуар дипломных спектаклей заслуживал уважения: «Щи из топора» по мотивам русской народной сказки, «Две стрелы» А. Володина, «Маленький олень» Ю. Шпитального. Все спектакли вошли в репертуар театра и надолго запомнились маленьким и взрослым зрителям. Семнадцать выпускников факультета впервые в истории театрального образования в республике получили квалификацию «артист театра кукол».


За первой наградой последовали и другие: например, премия министерства культуры СССР за спектакль «Волшебный туесок» В. Лившиц и И. Кичановой.


В 1983 году Мельниченко назначен на должность главного режиссера театра кукол. Поэтому курс 1979 года набора педагогу выпустить не удалось. Но студенты этого курса, которым все же посчастливилось иметь дело с «нашим Пашей», сегодня блестящие мастера сцены: заслуженный артист России Владимир Латыпов-Догадов, народные артисты РБ Татьяна Макрушина, Александр Федеряев, Ирина Агашкова.


Активная творческая работа, ответственная должность, серьезные спектакли требуют полной самоотдачи, поэтому Мельниченко сосредоточился на театре. В 1988 году театр награжден Международной премией имени Джавахарлала Неру за спектакль «Индийская легенда».


В 1989 году штатным старшим преподавателем Мельниченко возвращается в театральную педагогику. К этому времени он удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств РБ, его постановки признаны зрителями не только Башкирии, России, но и дальнего зарубежья.


В 1994 году Павел Романович набирает своих последних учеников — шесть девушек и двух юношей. Девяностые годы были сложными, переломными. Интерес к театральному образованию пропадает, сценическое искусство финансируется слабо, у зрителя нет времени на досуг, люди элементарно пытаются выживать. Престижными становятся профессии юриста, бухгалтера, психолога. Получать театральное образование приходят те, кто не может жить без театра, кто фанатично предан искусству.


15 декабря 1996 года Павла Мельниченко не стало. За свои неполные 50 лет он успел многое: воспитал замечательных детей — сына Романа и дочь Наталью, которая окончила нашу академию по специальности «режиссура». В Русском академическом, Национальном Молодежном, в театре кукол он поставил около 50 спектаклей. Мельниченко подготовил около 80 специалистов в области театрального искусства. Увлекался филателией, собрал хорошую театральную библиотеку, переданную его супругой в дар кафедре истории и теории искусства, изучал историю родного города и записал много размышлений о прошлом и будущем нашей Уфы. Павел Мельниченко был глубоким, честным, неравнодушным человеком.


В этом году ему исполнилось бы всего-то 70...

Опубликовано: 23.11.17 (18:56) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
  С супругой на калтасинских просторах близ Надеждино.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий
-->

AHOHC

Знахари выходят из тени

Подписка - 2018

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Сабантуй-2018. Ермекеевский район
  • фотовыставка Гульнары Самойловой (США)
  • Рустэм Хамитов принял участие в предварительном голосовании
  • Рустэм Хамитов поздравил полицейских с юбилеем
  • Вы порадуйтесь за нас - перешли мы в пятый класс !
  •   Рустэм Хамитов принял участие в дебатах  «Единой России»
Наблюдение за реками в режиме онлайн
Глава Советского района Уфы проверял лифт. И застрял в нём
Вася 2018-07-20 10:31:36
Ну да, не настроен... Лифт, это же как МКС, требует тонкой претензионной настройки. Автомат выбило ... далее
За кресла в парламенте Башкирии намерены бороться уже 15 партий
Радик Мухарямов 2018-07-20 08:08:25
Благодаря "Единой России" Россия становится разделимой. Все башкирские депутаты госдумы от "Единой... далее
Локальный феномен на фоне эпохи (Cоциум) 19.07.18 (16:17)
ВВ 2018-07-19 22:24:27
Можно ли редактору быть "не пишущим"? В моём представлении (был сам в молодости редактором ... далее
В Башкирии на 100-летний юбилей школы пришёл 104-летний выпускник
Радик Мухарямов 2018-07-18 08:21:56
"С чего начинается Родина?"
Старо-Казанчинцам, да и всем аскинцам, есть чем гордиться.
Так-то...
далее
В Башкирии ввод жилья сократился на 15 процентов
Саша 2018-07-16 23:51:30
Стройки стоят - денег нет!... далее
Полпредом Башкирии при Президенте России стал Фархад Самедов
vlad 2018-07-15 10:08:57
Похоже Хамитов делает хитрый ход - назначает представителем Башкирии при президенте РФ человека,... далее
Мечта учёных — заполучить полфутболиста (Наука) 11.07.18 (23:33)
прохожий 2018-07-13 20:23:19
Что значит высоко образованный и глубоко талантливый учёный без рук токаря, слесаря и глаз... далее
Лесорубы-ювелиры (Cоциум) 12.07.18 (20:19)
Радик Мухарямов 2018-07-13 10:04:18
Порой удивляюсь, как проводится подсчёт того или иного мероприятия, проводимого в республике. Я уже... далее
Вернули сквер — вернут и памятник (Культура) 11.07.18 (23:32)
Радик Мухарямов 2018-07-12 17:05:48
В 90-е нас пытались зомбировать таким образом, чтобы у нас перевернулось сознание с ног на голову.... далее
В Башкирии тарифы на услуги ЖКХ вырастут на 8,3 – 14,9 процента
уфимец 2018-07-11 14:58:16
Повышают цены на алкоголь, чтобы мы меньше пили. Тарифы на ЖКХ повышают, чтобы мы меньше жили?... далее
В Башкирии владельцы недвижимости добились снижения кадастровой стоимости почти на 150 миллионов рублей
владимир 2018-07-11 11:44:24
За 2014-2017 годы в России в комиссии Росреестра и в суд по поводу несправедливой кадастровой... далее
«Кавалерийский наскок» на пенсионеров? (Cоциум) 09.07.18 (19:16)
ВВ 2018-07-11 10:37:58
Уважаемым автором сказано много вроде бы правильных слов...но содержанием своим стоящим ... далее