Издательство «Республика Башкортостан»

Взлётная полоса

Аэропорт «Уфа» — один из лучших в отрасли по всем показателям

Автор: Эльза ХОРЕВА
Фото: Раиф БАДЫКОВ
версия для печати

Почти все российские аэропорты теперь частные. Международный аэропорт «Уфа» остался одним из немногих, которые являются государственной собственностью. Его собственник — Башкортостан. При этом аэропорт выступает единственным в республике предприятием, которое в своей области признано лучшим в стране. Как этого удалось добиться, как дальше будет меняться уфимский аэропорт и почему государство все же является эффективным акционером, рассказывает генеральный директор МАУ Александр АНДРЕЕВ.

Задел на двадцать лет


— Александр Вадимович, два месяца назад закончилась реконструкция аэродромного комплекса. Стало больше мест стоянок воздушных судов, сократилось время руления самолетов, а взлетно-посадочная полоса может принимать воздушные суда любого типа. Как это повлияло на положение МАУ среди региональных аэропортов?


— Главное, что стоит отметить, — республика исполнила свои обязательства по реконструкции аэродрома, которая фактически проходила четыре года. Федеральные инвестиции в этот проект составили около семи миллиардов рублей. Такой объем финансирования говорит о том, что государство включило нас в число приоритетных объектов. Обновленный аэродромный комплекс позволит аэропорту «Уфа» обеспечить инфраструктурные возможности для развития на ближайшие двадцать лет.


По технической оснащенности, степени модернизации оборудования наш аэродром сейчас лучший в Приволжском федеральном округе. Он оснащен радиотехническим оборудованием по второй категории ICAO, то есть может принимать все типы самолетов практически в любых погодных условиях.


— Такие масштабные реконструкции происходили в других региональных аэропортах?


— В Приволжском округе столь значимых инвестиций в аэродромную инфраструктуру не было, а в целом по стране, конечно же, да. В Ростове построен полностью новый аэродром, вложения составили порядка 20 млрд рублей, в Саратове строится в чистом поле. И, конечно, строится третья летная зона в Шереметьево.


Сегодня мы являемся лучшим аэропортом в Приволжском округе по двум показателям: по объему перевозок и по возможностям аэродрома. Что же касается обновления аэровокзала, — а собственность республики составляет именно аэровокзал, — то в региональных аэропортах уже есть полностью реализованные объекты, поэтому тут затруднительно быть явным лидером. Хотя и отраслевые эксперты, и пассажиры нас признают лучшими в своем сегменте уже два года.


— Почему все-таки для столь значимого федерального финансирования был выбран наш аэропорт?


— Здесь сыграли роль три фактора. Первый — потенциал аэродрома полностью исчерпал себя. Одна из двух взлетно-посадочных полос была выведена из эксплуатации и не использовалась. И это при том, что наш аэропорт в ПФО является и самым крупным по пассажиропотоку, и запасным при полетах между Европой и Азией.


Второй фактор — это активная, я бы сказал, лидирующая позиция главы республики Рустэма Закиевича Хамитова, который лично выступил локомотивом реконструкции, и во многом благодаря именно его усилиям и поддержке она состоялась.


Ну и третий — необходимость реконструкции была связана с мероприятием общегосударственного значения, я имею в виду саммиты ШОС и БРИКС.


— Оценили ли перевозчики новые возможности, которые дала реконструкция аэродромного комплекса? Или это происходит не сразу?


— Конечно. Пассажиры в первую очередь оценили то, что время руления сократилось в два раза, авиакомпании — возможность полетов всех типов широкофюзеляжных судов, включая Боинг 777, А 330, и возросшее количество мест стоянок. Хотя многие возможности реализованы не в полной мере. К примеру, у нас выполняется порядка пятидесяти рейсов в сутки, а мы можем обслуживать более ста. Для того чтобы реализовать наш потенциал в полном объеме, необходимы долгосрочные программы партнерства с перевозчиками. Долгосрочные — значит, под гарантиями региона и аэропорта.


Все участники рынка понимают, что на начальном этапе бизнес-процесс нуждается в инвестициях. Мы сейчас прорабатываем договор с двумя ведущими авиакомпаниями страны. Эта работа отличается от типового субсидирования перевозок. Планируется, что в течение двух лет республика и аэропорт будут помогать авиакомпаниям, а когда рейсы станут безубыточными, перевозчики начнут осуществлять полеты уже без дотаций.


Да, на первом этапе будут присутствовать субсидии республики, но в дальнейшем уже авиакомпании и аэропорт отвечают за то, чтобы эти маршруты работали полноценно и безубыточно.


— Пока же из-за избыточной централизации пассажиропотока в московском авиаузле даже в соседние города люди вынуждены добираться через Москву.


— Республика планирует в будущем году увеличить размеры субсидирования авиарейсов и расширить географию полетов. На эту тему глава республики Рустэм Закиевич Хамитов недавно проводил совещание с руководителями крупных авиакомпаний страны. Башкортостан будет реализовывать целевую программу, которая предполагает работу в двух направлениях. Первое — повышение доступности воздушного транспорта для населения путем субсидирования перевозок. Второе — гармонизация возможностей именно аэровокзала, принадлежащего республике, с возросшими мощностями аэродрома. И то, и другое направление уже реализуется.


— За чей счет все это будет делаться?


— Субсидирование перевозок примерно на 50 процентов предполагает финансирование за счет республиканских средств. Отмечу, что аэропорт всегда делает для перевозчиков скидки на новые направления, и они достаточно значительны.


А в строительстве международного и внутреннего терминалов республика как акционер занимает достаточно жесткую позицию: 20 процентов средств — это вклад акционера, а 80 процентов — собственные деньги аэропорта.


Первым делом реконструируем прилёт


— В какую же сумму обойдется обновление, если только проектные работы оцениваются в 100 млн рублей?


— Есть постановление правительства Башкортостана о том, что республика для реконструкции терминала внутренних авиалиний выделяет 500 млн рублей. Общая стоимость первого этапа проекта превысит 2,5 млрд рублей. То есть вклад республиканского бюджета как раз составляет 20 процентов. Остальные 2 млрд рублей — это привлеченные средства самого аэропорта.


— Наверняка реконструкция коснется не только внутреннего терминала?


— Да, будут построены и технологические объекты — прежде всего котельная, инженерные коммуникации. Все работы достаточно затратные, ведь износ коммуникаций очень большой — местами превышает 70 процентов.


Конечно, коснется реконструкция и прилегающих объектов, и привокзальной площади, но в меньшей степени, здесь принципиальных изменений не произойдет.


— Что изменится в терминале внутренних линий? Будет ли четкое разделение между внутренним и международным терминалами?


— Сейчас мы используем часть международного терминала для обслуживания внутрироссийских рейсов. Это вынужденная мера, которая позволяет нам создать комфортные условия для вылетающих пассажиров, увы, за счет удобства прилетающих. Именно поэтому в первую очередь мы намерены модернизировать зону прилета. Это первый этап реконструкции.


Будет ли четкое разделение между внутренним и международным терминалами? Да, будет, но это зависит не столько от аэропорта, сколько от общеэкономических факторов. Проектная пропускная способность международного терминала — 800 пассажиров в час. Сейчас он используется максимум на 450 пассажиров. Согласитесь, мы не можем допустить, чтобы терминальные мощности простаивали. Но как только пропускная способность на международных направлениях приблизится к расчетной, то есть фактически достигнет уровня 1,2 — 1,4 млн пассажиров в год, терминал будет полностью отдан под международный поток.


Поэтому реконструкция планируется двухэтапной. Как я уже упомянул, на первом этапе в основном будем реконструировать прилет, в меньшей степени — вылет. Кроме того, планируем добавить к мощностям внутреннего терминала два телескопических трапа.


Аутсорсинг приносит 80 млн в год


— Как реконструкция будет происходить по времени? Успеете к 100-летию БАССР, которое пройдет в марте 2019 года?


— К столетию БАССР планируем завершить первый этап. И то, полагаю, не в день самого торжества, а, скорее, к концу года.


— Премьер-министр республики Рустэм Марданов недавно говорил о планах построить на привокзальной площади отель международного уровня, чтобы проводить мероприятия, даже не въезжая в город. Такое вообще практикуется в аэропортах страны и мира?


— Конечно, это нормальная практика, это одна из возможностей позиционирования самого авиационного узла в качестве конференц-центра — для проведения совета директоров, каких-то выставок. В Екатеринбурге такая услуга есть.


Вопрос о гостинице находится в стадии предметного обсуждения. Насколько я знаю, готовится крупнейшее в истории аэропорта инвестиционное соглашение с частным оператором. Называть его пока преждевременно. Если республика привлечет частные инвестиции на выгодных для аэропорта условиях, это будет большой шаг вперед.


Однако управление гостиницей — это непрофильный бизнес для аэропорта. Здесь уместно сказать, что мы на взаимовыгодных условиях передаем в аренду, на аутсорсинг все то, что является непрофильным бизнесом. Это касалось бортпитания, напомню, такой проект был реализован в этом году: мы создали «Аэромар -Уфа», совместное предприятие с дочерней структурой «Аэрофлота». И в области грузовых перевозок у нас такой проект есть.


Сейчас ежегодный доход от наших аутсорсинговых предприятий превышает 80 млн рублей. Ситуация, когда аэропорту как главному оператору выплачивается концессия, а профильные бизнес-структуры занимаются непосредственно делом, — это общеотраслевой путь в будущее.


— Как меняется в этом году структура доходов МАУ?


— Никак не меняется: 75 — 80 процентов — авиационные доходы, а 20 — 25 процентов — неавиационные. Так и дальше будет, потому что транзитных пассажиров у нас нет. Наш пассажир до вылета проводит в аэропорту час, а после прилета 20 — 30 минут. И за это время нельзя навязать ему комплекс дополнительных услуг, поэтому здесь революции не будет.


Более того, тут присутствует конфликт интересов. Ведь задача сервисных служб — ускорить путь пассажира, сделать все, чтобы он быстрее прошел регистрацию, контроль и без очередей вышел на посадку. А задача неавиационного бизнеса — воспользоваться временем праздного нахождения пассажира и предложить ему свой продукт, накормить, развлечь. Этот конфликт целей мы решаем в пользу авиационной составляющей.


Что касается привокзальной площади, то это тоже отнюдь не прибыльный бизнес для нас. Потому что мы ее содержим. Бесплатное нахождение на ней не превышает 15 минут, потому что помимо обслуживания площади мы следим за тем, чтобы не было заторов, скопления машин, исправно работало оборудование. И по своим тарифам мы выглядим куда комфортнее соседей. Стоит учесть, что летом в пиковый сезон на парковке много машин, а зимой — очень мало. Поэтому привокзальную площадь нельзя назвать источником регулярной прибыли для аэропорта, скорее, это один из факторов качества обслуживания.


— Вы все больше непрофильных услуг передаете другим структурам. Значит, количество сотрудников в аэропорту сокращается?


— Количество наших работников действительно уменьшается, часть людей переходит на другие предприятия. А вот количество работающих на территории аэропорта, благодаря развитию бизнеса, увеличивается. Мы стимулируем развитие аэропорта как бизнес-площадки, как точки общеэкономического роста.


Одним словом, площадь аэропорта растет, людей, работающих на его территории, становится больше, при этом количество сотрудников самого АО «МАУ» сокращается. И за счет этого мы имеем возможность повышать зарплату, вкладывать деньги в подготовку и в повышение квалификации кадров. Думаю, каждый должен заниматься своим делом. Кто-то самолеты обслуживать, кто-то столовую содержать, кто-то багаж упаковывать.


Реконструкция дивиденды «не съела»


— Александр Вадимович, каким стал для МАУ уходящий год? Прогнозируется ли чистая прибыль? Наверняка все доходы в прошлом году «съела» реконструкция, и дивидендов республика не получила?


— Ошибаетесь. По итогам 2016 года мы выплатили республике почти 60 млн рублей. Отмечу, что на фоне общего спада в отрасли наша чистая прибыль составила более 180 млн рублей. И, как положено госкомпании, треть мы отдали акционерам в виде дивидендов.


Какими будут показатели 2017 года? Если в прошлом году, как я уже сказал, мы приблизили прибыль к 200 млн рублей, из которых бюджет республики получил 30 процентов, то в этом году рассчитываем на чистую прибыль не менее 350 млн рублей. Что касается ее распределения, то оно зависит от решения акционера. Но при этом не надо забывать, что 80 процентов средств на инвестпроект по терминалу выделяет именно аэропорт. Вместе с акционером будем искать решение.


Мы поставили для себя пять задач для реализации в 2017 году. Это завершение проектирования терминала внутренних авиалиний — оно завершилось, проект прошел госэкспертизу. Вторая задача — завершение строительно-монтажных работ на аэродроме, то есть всей реконструкции. Строительные работы проходили в режиме действующего аэропорта, но нам удалось сохранить регулярность полетов, она даже превысила 90 процентов. Третья — высвобождение строительной площадки под реконструкцию, что тоже практически выполнено. Четвертая наша цель — сохранение качественных показателей работы на уровне прошлого года. Пока нам и это удается. В республике мы, пожалуй, единственное предприятие, которое в своем виде деятельности является лучшим в стране.


— Значит, и коллектив МАУ один из лучших в стране?


— Безусловно. И технологии, и компетентность персонала — факторы, которые позволяют нам быть лидерами в отрасли. И у нас растут не только объемы перевозок, но и зарплата персонала. В целом по предприятию в третьем квартале средняя зарплата работника превысила 36 тысяч рублей. Это на 22 процента выше по сравнению с таким же периодом прошлого года. А производительность выросла на 35 процентов.


Считаю, что за последние пять лет мы очень многое сделали. Предприятие сейчас устойчиво во всех смыслах — как в финансовом, технологическом, так и, смею полагать, в социальном. Основа нашего успеха — стабильность. Такую же стабильность мы видим со стороны руководства республики — именно поддержка главы и акционера помогает нам смотреть в будущее совершенно спокойно.


— Аэропорт «Уфа» географически очень удачно расположен и теперь стал одним из самых технологичных аэропортов. Возможно ли сделать его базовым для серьезных авиакомпаний?


— Очень хочется быть оптимистом, но сейчас рано говорить о базовой авиакомпании, ведь это должен быть перевозчик, который обслуживает не менее пяти-десяти миллионов пассажиров. Пока ведем реальные переговоры о развитии обособленного подразделения. Раньше, если знаете, были отдельные авиаотряды в системе гражданской авиации — семь-восемь самолетов постоянно базировались на периферийных аэродромах. Но тогда был только «Аэрофлот», а сейчас много хозяйствующих субъектов, которые сами считают свои деньги.


Конечно, для них такое базирование выгодно. И попытки создания здесь отдельного авиаотряда предпринимались, но они не были полноценными. Планируем решить эту задачу за 2018 — 2019 годы.


Понимаете, все же взаимосвязано. Республика будет дотировать именно ту компанию, которая станет одним из якорных перевозчиков. Но по объему перевозок мы на десятом месте в стране. А масштабы базового перевозчика должны быть сопоставимы с нашими, и, значит, мы должны привлекать кого-то из устойчивых игроков с исторически сложившимся бизнес-интересом в Уфе.


— Вы намекаете на перевозчиков, работающих с вахтовиками?


— В том числе. Но и помимо вахтовых направлений нам есть что предложить будущему партнеру. Например, выполнять международные полеты, которые априори будут выгодны, потому что у нас есть устойчивый международный поток, например, в Германию, а прямого рейса нет.


— Александр Вадимович, а как в этом году изменился пассажиропоток? Международное направление начало восстанавливаться или по-прежнему отстает от внутреннего? И как меняются направления внутренних полетов?


— Международных рейсов стало больше, люди стали активнее ездить за границу, это говорит о том, что благосостояние жителей республики улучшилось. Ситуация с закрытым Египтом компенсируется расширением направлений в Турцию и на другие курорты. На сегодняшний день международный пассажиропоток восстановился на 90 процентов по сравнению с докризисным уровнем.


Если говорить о внутрироссийских рейсах, то мы наблюдаем устойчивый рост количества пассажиров, отправляющихся в Москву. Вахтовые, южные направления стабильно востребованы. Более того, после приобретения республикой детского санатория в Крыму (в июле Республика Крым заявила о намерении передать Башкортостану кардиосанаторий «Юбилейный» в Евпатории — ред.) ожидаем появления целевых программ перевозок, аэропорт должен быть готов к их реализации. Мы же государственное предприятие, поэтому заранее обязаны думать об этом.


Готовы принять три миллиона пассажиров


— Международный аэропорт «Уфа» 15 ноября обслужил 2,5-миллионного пассажира. Эта цифра, насколько я могу судить, достигнута в нашем аэропорту впервые?


— Наш максимальный показатель был 2 млн 384 тысячи пассажиров. Но в этом году, по прогнозам, из аэропорта «Уфа» вылетит 2 млн 750 тысяч человек.


— А какой прогноз вы можете дать на ближайшие год-два?


— За счет рыночной ситуации, то есть платежеспособности населения, и за счет наших внутренних программ — мотивация авиаперевозчиков, субсидии со стороны республики — можно прогнозировать дальнейший каталитический эффект. То есть планируем, что в следующем году мы будем развиваться темпами, может быть, чуть превышающими среднеотраслевые показатели.


По оптимистичным прогнозам, ожидаем более трех миллионов пассажиров. Конечно, если сохранится общеэкономическая ситуация на уровне этого года, будет субсидирование, о котором я не раз говорил, и откроется рынок перевозок в Египет.


Когда частники проигрывают


— Вы продолжаете изучать мнение пассажиров об уровне обслуживания? Кроме традиционных опросов и тайных пассажиров появились новые методы?


— Нас пассажиры постоянно мониторят — ежедневно, даже, можно сказать, «ежерейсно». На каждом этапе они могут оставить свой отзыв, мнение о работе персонала. Но помимо внешнего контроля у нас на предприятии есть и внутренний. Мы даем целевые заказы отраслевым экспертам, которые помогают нам понять, что делать, в какую сторону развиваться. Прислушиваясь к авторитетным мнениям, мы в этом году создали торговую галерею в чистой зоне терминала внутренних авиалиний, запланировали ряд технологических изменений в 2018 году.


— Александр Вадимович, невольно хочется сравнить реконструкцию аэропорта и уфимского железнодорожного вокзала. Обновление вокзала к юбилейной дате было помпезно заявлено, планировалось все кардинально улучшить, изменить. В итоге мы имеем объект, в который за много лет было вбухано много денег, но он так и остался незавершенным, неудобным, а многие решения оказались просто непродуманными.


Аэропорт же обновлялся красиво, изящно, можно сказать, на глазах общественности, потому что вы всегда держали нас в курсе происходящего. Мы знали, где что делается в данный момент и какие неудобства надо потерпеть. Мы видели, как у вас четко просчитано, и на все хватает денег. И главное, знали, что за всей этой работой стоят хорошая управленческая команда и слаженный коллектив. Как все-таки вам удалось проделать такую огромную работу?


— Стоит отметить, что наш акционер гораздо ближе, и часть вопросов мы решаем быстрее благодаря конструктивному взаимодействию. И, конечно же, ощущается поддержка главы республики, который сам компетентен в вопросах авиационной деятельности и понимает значение нашего предприятия. Ведь мы тоже во многом способствуем продвижению республики.


Но все же сравнивать нас нужно не с железнодорожным вокзалом, а с частными аэропортами. Убежден, что значимых факторов, по которым частные аэропорты были бы лучше нас, нет. Ни с точки зрения рентабельности, ни с точки зрения качества.


Это подтверждают и цифры — мы одни из лучших в отрасли и по финансам, и по производительности, и по качеству. Именно такая задача ставилась перед нами пять лет назад — с момента начала реконструкции. Теперь она достигнута. При поддержке акционера мы и дальше будем показывать высокие результаты.


В чем наше главное преимущество? Частник никогда не будет вкладывать деньги, не окупив существующий проект. Он сначала вложенные средства вернет, а потом будет развивать что-то, и без учета интересов региона. Республика же видит развитие аэропорта в комплексе, как часть своей транспортной составляющей, и инвестирует системно. Такой подход значительно лучше с точки зрения общеполитической пользы для всего региона.

Досье


Александру Андрееву 45 лет. С 2012 года работает в АО «Международный аэропорт «Уфа», с сентября 2013 года — гендиректор МАУ.


Окончил Академию гражданской авиации (Санкт-Петербург) и корпоративный университет Международной ассоциации воздушного транспорта IAТA (Монреаль).


В авиации с 1989 года. В период с 1994 по 2011 год работал в структурах АО «Аэрофлот», пройдя путь от штурмана самолета Ту-134 до директора департамента наземного обеспечения авиаперевозок. Доктор экономических наук по специальности «Управление на воздушном транспорте».

Справка


АО «Международный аэропорт «Уфа» — 100-процентная собственность Республики Башкортостан. Это современный авиакомплекс, способный принимать воздушные суда всех типов, имеющий две взлетно-посадочные полосы и модернизированный аэродром. МАУ «Уфа» входит в десятку ведущих аэропортов России, является одним из крупнейших аэропортов в Приволжском федеральном округе.

Опубликовано: 23.11.17 (18:57) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Экономика
Комбайнер СПК имени Ленина Заки Кутлугужин и механизатор Фаниль Гаетбаев: «Жатва — главный экзамен, важно избежать потерь выращенного урожая».   В таком цехе теперь можно проводить экскурсии.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

Началась основная подписка на I полугодие 2019 года по каталогу периодических печатных изданий
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету
Наблюдение за реками в режиме онлайн Наблюдение за реками в режиме онлайн
В Башкирии проходят «Дни реальных дел»
Иван 2018-08-31 16:21:59
А пенсии народу попрошу вернуть!... далее
Врачи из Уфы вошли в международный реестр роботических хирургов
Иван 2018-08-31 16:21:04
Ну да хорошо, конечно, и о косяках сразу все узнают.
...
далее
Константин Толкачёв: Обращение Президента РФ снимет напряжение с пенсионной реформы
Радик Мухарямов 2018-08-31 13:47:20
Как далеки они от народа. Принимать желаемое за действительность, что может быть ...... далее
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться