Издательство «Республика Башкортостан»

Королева башкирской оперы

Магафура Салигаскарова первая радовалась счастью людей и плакала над их бедами

Несравненная Кармен — фигура трагическая, по мнению певицы.
Несравненная Кармен — фигура трагическая, по мнению певицы.
Автор: Суюндук САИТОВ
Фото: из домашнего архива
версия для печати
Несравненная Кармен — фигура трагическая, по мнению певицы.

Всеобщее восхищение, всенародная слава сопровождали башкирскую певицу Магафуру Салигаскарову на протяжении всей жизни, посвященной служению Башкирскому театру оперы и балета, одним из основателей которого она была.


В этом году исполнилось бы 95 лет «королеве башкирской оперы», «царственной хозяйке национальной сцены», «корифею башкирского музыкального театра»...


Эти высокие эпитеты емко выражали содержание творчества вокалистки и были верным отражением природы ее таланта. Даже собственное имя примадонны Магафура означает «знак Всевышней милости» в переводе со старотюркского.


Никому другому в башкирской опере до последнего времени не довелось так счастливо претворить на сцене, говоря пушкинской строкой, «союз волшебных звуков, чувств и дум», связанный, опять же по Пушкину, с «судьбой народной, судьбой человеческой».

Начинающую певицу обучали всем миром


Талант, дарованный ей, был велик. В 1937 году, в неполные 15 лет она, участница детских самодеятельных хоров, пришла, по рекомендации режиссера Макарима Магадеева, в хор радио. Хор готовили не столько для эфира, сколько для создаваемого оперного театра. Вскоре все увидели феноменальный талант девочки, обладавшей приятным низким голосом, абсолютным музыкальным слухом, точной памятью, отменным трудолюбием.


Ей не довелось учиться вокалу в консерватории. Но каждый, кто общался с нею, принимал в ее судьбе искреннее участие и делился профессиональными знаниями, сценическими навыками. Учителями юной певицы оказались все, кто создавал Башкирский театр оперы и балета: концертмейстер и педагог по вокалу Р. Фишер, дирижеры П. Славинский, О. Райцен, режиссеры К. Бакиров, Т. Имашев, солистки Киевской оперы З. Гайдай и И. Масленникова, эвакуированные с началом Великой Отечественной войны в Башкирию, великие русские певцы С. Лемешев, П. Лисициан, режиссировавшие в нашем театре, и многие другие. Всю жизнь будет сопровождать ее собственный «художественный советник» — муж, выдающийся башкирский сценограф и живописец, художник музыкального театра М. Арсланов.


Придя в театр, юная Магафура мгновенно заучивала наизусть все произведения, входящие в репертуар. Едва спектакль близился к своему сценическому воплощению, она уже знала его от «корки до корки» и могла воспроизвести партию каждого солиста, каждого артиста в хоре и чуть ли не каждый инструмент в партитуре. Постановщики, распознав эту способность юной певицы, стали вводить ее в репетиции для работы с исполнителями и артистами хора в качестве дублера. А она не теряла времени даром — «примеряла» роль для себя. Так, в декабре 1939 года Магафура стала петь партии Зибеля в опере Ш. Гуно «Фауст», Ольги — в опере П. Чайковского «Евгений Онегин», в начале 1941 года — партию Кармен в одноименной опере Ж. Бизе. И в ту же зиму в череде новогодних вечеров театральной молодежи спела под фортепиано, раздвигая свое меццо на целую октаву, партию Татьяны, лирико-драматического сопрано.


Оптимистическая трагедия Кармен


Конечно, это было началом, первыми шагами начинающей певицы. Хотя некоторые роли закрепились за девушкой навсегда. Но скоро Магафура Салигаскарова запела в большой опере, зазвучавшей на башкирском языке. Запела сразу в трех спектаклях — героических произведениях «Ир-Таргын» Е. Брусиловского, «Мэрген» А. Эйхенвальда, «Хакмар» М. Валеева. Через год список пополнился «Златовлаской» Н. Жиганова и «Акбузатом» Х. Заимова и А. Спадавеккиа.


Эти роли положили начало целой плеяде образов башкирских женщин в репертуаре певицы. Как правило, ее героини были деятельны, активны: народные заступницы, матери богатырей, родоначальницы целого народа. Один из ярчайших примеров — образ Кюнбики, матери Салавата Юлаева в опере Загира Исмагилова, посвященной национальному герою башкирского народа. Режиссер Большого театра СССР Б. Покровский в 1955 году писал в газете «Правда» во время декады башкирской литературы и искусства в Москве: «Спектакль «Салават Юлаев», которым открыл свою декаду Башкирский театр оперы и балета, показал, каких замечательных успехов достигла башкирская музыкальная и театральная культура. Среди исполнителей хочется отметить артистов, хорошо проявивших себя в спектакле. Это прежде всего Магафура Салигаскарова, создавшая трогательный образ матери Салавата».


Классическая опера входила в творчество певицы исподволь. Девушку не торопили, и сама она не торопилась, буквально «сооружая» и отделывая свой голос, нарабатывая сценическое мастерство.


Салигаскарова пела уже в 10 — 12 национальных операх, прежде чем столь же активно стала выступать в спектаклях мирового классического наследия. Ее репертуар насчитывал на вершине сценической карьеры до трех десятков партий в операх М. Глинки, Дж. Верди, Ш. Гуно, М. Мусоргского, П. Чайковского, Ж. Бизе. Она пела в шести операх Верди, пяти — Чайковского.


Полноценный дебют в классической роли состоялся осенью 1945 года — в год великой победы над фашизмом, годовщину социалистической революции и за несколько дней до дня рождения актрисы — совпадения, которым она придавала особое значение. Это была Кармен, партия, ставшая коронной ролью примадонны.


«Над спектаклем мы начали работать весной 1945 года, в дни, когда вся планета праздновала победу над фашизмом, — рассказывала в свое время певица. — Поэтому тема свободы человеческого сердца, тема торжества крылатой любви над жестоким принуждением, губительным насилием была прямо соотнесена в спектакле с духом времени. Конечно, это трагедия, и моя героиня — трагическая фигура. К тому же образ овеян мистическим дыханием смерти, нагрянувшей посреди праздника жизни. Но в мое время в театре был в чести жанр «оптимистической трагедии», когда гибель героини не затмевала жизнеутверждающего пафоса целого».


«Кармен» стала знаковым произведением в творчестве актрисы. Она пела в спектакле более двадцати лет. Жаркое, чувственное ощущение бытия, глубокое доверие к правде жизни, преданная любовь актрисы к персонажу сближали самые разные образы, создаваемые певицей: будь это еще одна многострадальная цыганка Азучена из оперы Верди, надменные и жестокосердые Амнерис, синьора Капулетти из опер Верди и Гуно, несчастные Любаша и Любовь Кочубей из опер Римского-Корсакова и Чайковского и героические, героико-романтические персонажи опер «Тихий Дон» И. Дзержинского, «В бурю» Т. Хренникова, «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса.


Путеводителем для Магафуры Салигаскаровой был прежде всего сам автор. Редко кто на нашей сцене так глубоко доверял, так безоглядно вверял себя, все свое существо художественной воле, ходу мыслей и чувств композитора. Салигаскарова всегда была убеждена, что, раскрывая богатство музыки, оперный певец должен разбудить в публике ответные размышления и переживания: «чувства добрые, думы высокие!». Сама она первая радовалась счастью людей, содрогалась от плача над их бедами, бледнела в гневе и негодовании перед несправедливостью. В этом же видела назначение родного театра наша несравненная оперная дива.


«Оперная дива», то есть «божественная певица» — так назвала ее однажды великая актриса украинской оперной сцены Зоя Гайдай. Впрочем, это было в начале зимы 1942 года. Магафуру Салигаскарову впервые включили в публичный концерт, а у нее не было концертного платья, да и вообще никакого праздничного. Зоя Михайловна застала девушку плачущей в костюмерной и одолжила ей свой наряд. Сама же подогнала его к тоненькой фигуре юной концертантки. Нарядив и оглядев ее, воскликнула:


— Хороша! Вот теперь ты, милая, настоящая оперная дива!


Этому образу и соответствовала всю свою творческую жизнь большая актриса башкирской оперной сцены Магафура Салигаскарова.

Опубликовано: 20.11.17 (18:40) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
  В прошлом году Леонора Куватова получила престижную премию «Легенда».  

Написать комментарий


AHOHC

«Великие имена России»
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Леонора Куватова отметила свой юбилей гала-концертом «Жизнь — Балет — Любовь!». На вечер в Башкирский театр оперы и балета с участием звезд сцены собрались поклонники легендарной балерины и педагога.
  • Королева уфимской красоты Татьяна Политова.
  • На сцене Городского Дворца культуры прошёл гала-концерт V открытого городского фестиваля «Русская песня»
  • Второй Уфимский международный салон образования «Образование будущего» получился очень представительным.

Вернуться