Издательство «Республика Башкортостан»

Когда недра уходят в отставку

Ишимбай делает ставку на развитие машиностроения и предпринимательства

Ишимбайские вездеходы стали сегодня одним из драйверов роста экономики города.
Ишимбайские вездеходы стали сегодня одним из драйверов роста экономики города.
Автор: Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Фото: из архива редакции
версия для печати
Ишимбайские вездеходы стали сегодня одним из драйверов роста экономики города.

Некогда ишимбайская земля славилась своими нефтяными богатствами. Увы, эти времена позади, теперь приходится искать другие пути развития. Не все получается так быстро, как хотелось бы, но в Ишимбае считают, что от прежней зависимости от «черного золота» постепенно удалось уйти.

 

Железные доказательства


В прежние годы чуть ли не основным предприятием города считалось управление «Ишимбайнефть» с его сервисными предприятиями. Сейчас больше половины валового продукта муниципалитета дают предприятия машиностроительной и перерабатывающих отраслей.


Например, машиностроительная компания «Витязь», где работает более тысячи горожан. На последнем Параде Победы в Москве впервые прошли в одном строю с другой боевой техникой четыре установки, изготовленные на этом предприятии. Чем не повод для гордости!


Не так давно завод находился в очень непростом положении, заказ на новую технику был минимальным. Но для ишимбайцев как нельзя кстати пришелся отечественный проект по освоению русской Арктики. Тягачи, выпускаемые «Витязем», словно специально созданы для освоения северных пространств: не боятся никаких морозов, легкопроходимы и надежны в эксплуатации. Об этом прекрасно знают и в российских ведомствах, так что объемы производства на «Витязе» сейчас заметно выросли. В том числе и за счет поставок военному ведомству — а требования у современной Российской армии серьезные. Поэтому Парад Победы стал для заводчан своего рода знаком качества, полученным публично. Более того, горожан уже перестали удивлять и вечерние смены на заводе, и даже сверхурочная работа по субботам. Ведь, как говорится, нет худа без добра — на предприятии пошла в рост зарплата, появились новые вакансии. У муниципалитета своя выгода: увеличились налоги в местный бюджет.


Еще один железный аргумент экономического роста города — «ИНМАН». Совместное российско-австрийское производство в Ишимбае, по признанию зарубежных специалистов, стало лучшим в холдинге. Построенные в чистом поле здания «упакованы» по последнему слову техники, выпускают продукцию как гражданского, так и оборонного назначения. Сейчас здесь готовятся к расширению производства, планируется строительство еще одного корпуса. Проект на уровне республики включен в число приоритетных. Выпускаемые на предприятии гидравлические краны и манипуляторы все увереннее теснят иностранных «собратьев». Сейчас инмановцы готовятся занять еще одну нишу — освоить производство кранов для морских судов. Пока российские моряки вынуждены работать с иностранными компаниями. Похоже, это время подходит к концу.


А вот с предприятиями легкой промышленности не все благополучно. Такие фабрики, как чулочная, трикотажных изделий, не могут похвастать крупными заказами. Люди вынуждены покидать привычные рабочие места, трудоустраиваться в других организациях. Или открывать собственное дело.


— Вообще в последние годы малый бизнес в городе заметно окреп, — считает первый заместитель главы администрации Ишимбайского района Мансур Кунаков. — На него приходится почти 40 процентов всех рабочих мест. Конечно, «малыши» в основном работают в торговой сфере, но и небольших производственных фирм становится больше. Как бы то ни было, а наше муниципальное образование имеет в республике самый низкий показатель безработицы. Сейчас зарегистрировано всего 319 ишимбайцев, не сумевших трудоустроиться, причем этот показатель с начала года снизился на 58 человек.

 

В связи с этим в последнее время в городе говорилось о создании совместно с китайскими партнерами сталепрокатного завода «Ишсталь». Но проект сейчас оказался, по сути, в точке замерзания. Обычно мы киваем в таких случаях на нашего восточного соседа, который не привык торопиться. В Ишимбае, как ни парадоксально, проблемы, говорят, возникли со стороны отечественных предпринимателей. Именно они, увязнув в другом бизнес-проекте, оказавшимся не самым удачным, не могут найти финансы под новое строительство. На уровне муниципалитета, конечно, такой вопрос не решить. Впрочем, в течение года все вопросы должны быть сняты.


Универсальный солдат


Среди тех, кто в Ишимбае составляет столь серьезную предпринимательскую «прослойку», и Александр Привалов. Он скромно именует себя главой крестьянско-фермерского хозяйства. Но подобных универсалов в России еще поискать — Привалов одновременно занимается и сельским хозяйством, и переработкой остатков нефтепродуктов из железнодорожных цистерн. Такой разброс интересов может поначалу вызвать недоверие. Пока не познакомишься с этим человеком поближе.


Оказывается, Привалов всю трудовую жизнь, ровно 33 года, проработал на железной дороге. Точнее, на пропарочной станции Ишимбай. Закончил институт, отучился в академии, дослужился до начальника станции. А подошел возраст — ушел на пенсию.


— Посидел полгода дома и понял, что это не для меня, надо искать какое-то свое дело. А поскольку у всех у нас деревенские корни, решил попробовать себя в сельском хозяйстве. Тем более что в последнее время стали много писать о поддержке начинающих фермеров. Вот и решил на себе испытать, что же это такое, — вспоминает Александр Зиновьевич.


Какой опыт вынес Привалов за первые годы своего фермерства? Оказывается, государство не обманывает. И кредиты дает. И процентные ставки погашает. Помогает с приобретением земли и техники. «Про желание работать говорить не буду — это понятно. Но надо еще уметь подбирать людей. И, никуда не денешься, правильно оформлять все бумаги, особенно связанные с финансами», — поясняет Александр Привалов.


Здесь-то ему и пригодились хорошая выучка и привычка к дисциплине, полученные на железной дороге. Сейчас у «молодого» фермера в хозяйстве больше 240 голов рогатого скота и 640 овец, около двух десятков единиц различной техники, три тысячи гектаров земли, в основном пахотной. Все это крепкое хозяйство расположилось в паре десятков километров от Ишимбая, в селе Скворчиха. В перспективе — модернизация коровников на 400 голов, расширение земельных угодий — если получится договориться с прежними хозяевами площадей.


Ну а как же связан с селом проект, если можно так сказать, по малой нефтехимии? Слишком крепко привязался Александр Привалов к железной дороге, к родной станции, чтобы на все махнуть рукой. Тем более, прекрасно видел, что там рачительному хозяину есть чем заняться.


— В теории мысль заняться переработкой углеводородов появилась даже раньше, чем возник интерес к фермерству. В Башкирии было несколько пропарочных пунктов, а в Уфе — даже два. Потом остался только один ишимбайский. Видел, сколько нефтеотходов накапливается в вагонах, когда их не чистят, какая жуткая смесь из самых разных нефтепродуктов в результате получается, — рассказывает Привалов. — Понимал, что все это после обработки можно пустить в дело. Получать бензин, дизельное топливо, мазут, битум для дорожников.


Строительство мини-предприятия по переработке остатков углеводородов готово примерно на две трети. В результате здесь будут перерабатывать до пяти тысяч тонн нефтепродуктов в месяц. И штрих к вопросу о низком уровне безработицы в Ишимбае — появится 25 новых рабочих мест. Да плюс к этому еще пара десятков вакансий возникнет на селе после окончания строительства новой фермы.


Отдельная сторона вопроса — коммерческая выгода таких начинаний. Привалов уверен, что на селе вполне реально получать прибыль и на молочном направлении, и выращивая зерно — особенно такие высокодоходные культуры, как гороховые или чечевицу. «Все вложения при поддержке государства могут окупиться уже через 3 — 5 лет», — делится своими соображениями он.


Но крестьянский бизнес все-таки рисковый. Потому-то и не забросил предприниматель идею с пропаркой цистерн. «На очистке вагонов оборот средств ускоряется, экономический эффект выше, и я могу при необходимости полученные на переработке углеводородов деньги вложить в село. А еще, скажем, полученный бензин всегда обменять у соседей на кормовое зерно. Ведь цены у нас ниже, чем у крупных продавцов, и иметь дело с нами будут все соседи», — разъясняет он нюансы своей экономической политики.


…Александр Привалов из тех людей, кто, похоже, считает вперед на десятилетия. Сейчас он выделяет в Скворчихе для своих работников 14 участков, где будут построены жилые дома. Хочешь поселиться — дай обязательство, что отработаешь в хозяйстве не менее 15 лет. По сути, это и есть тот современный экономический метод, который принесет успех при правильном подходе к людям и умелом вложении средств — хоть своих, хоть государственных. И тогда становится понятно, почему в Ишимбайском районе почти нет безработицы и все при деле. Всего и проблем-то — научиться выращивать таких вот универсалов.

Опубликовано: 14.11.17 (09:09) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Экономика
Айсылу Баймухаметова: «Взбивайся, кумыс, быстрее и вкуснее».   Комбайнеры «Рощинского» торопятся убрать хлеба, пока погода дает шанс.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий
-->

  • Рустэм Хамитов вручил государственные награды работникам строительного комплекса Башкортостана
Наблюдение за реками в режиме онлайн Наблюдение за реками в режиме онлайн
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
В Буздяке будет построена новая школа
Ярослав 2018-08-04 09:45:14
А почему в деревнях закрывают школы?... далее
Рустэм Хамитов: Производительность труда в сельском хозяйстве нужно повышать
Радик Мухарямов 2018-08-03 12:30:22
Всё правильно с экономической точки зрения. Да вот только куда девать высвобождающихся людей?... далее
В Салавате прошла пятая республиканская спартакиада среди пенсионеров
Валерий 2018-08-02 13:51:57
Странно, что статью о Спартакиаде написал человек, которого в Салавате не было. Дали нам только... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться