Издательство «Республика Башкортостан»

Не смотрел, но осуждаю

Самый скандальный фильм года «Матильда» вышел на экраны

Костюмы персонажей вручную расшивали мастерицы из Индии.
Костюмы персонажей вручную расшивали мастерицы из Индии.
Автор: Елена ВАСИЛЬЕВА
Фото: электронные СМИ
версия для печати
Костюмы персонажей вручную расшивали мастерицы из Индии.

О нездоровой шумихе, поднявшейся еще до выхода ленты, писать, думается, излишне. Главным лозунгом хулителей ленты было «руки прочь от святого царя!». Ни в коей мере не желая оскорбить чувства верующих, могу твердо сказать: судя по наконец-то просмотренной ленте, не было такой цели и у режиссера.

Из преступников — в святые


Поскольку показ проходил в рамках Лаборатории политического кино, позволю себе процитировать ее руководителя Сергея Лаврентьева, тем более что согласна с ним на все сто: «Николай II был канонизирован не за праведную жизнь, а за мученическую смерть». А что до жизни, так любой верующий человек без особой запинки припомнит, как святыми становились убийцы, распутницы, грабители.


На фоне этого роман неженатого (!) наследника престола с балериной, которая, говорят, могла вскружить голову любому мужчине, выглядит вполне невинно. Роман, который, к слову, закончился женитьбой Николая II. Он сам был, как известно, примерным семьянином и любящим отцом пятерых детей. И, на минуточку, этот роман как-то меркнет перед тем, что ожидает Россию в эпоху правления царя, начавшуюся с Ходынки: Кровавое воскресенье, Ленский расстрел, позорная русско-японская война и, наконец, отречение от престола — фактически бегство от навалившихся проблем именно в то время, когда Россия как никогда нуждалась в твердой руке.


Принц и балерина


Забавно, но страсти вокруг ленты, видимо, так затуманили горячие головы, что заслонили сам предмет спора — фильм «Матильда» Алексея Учителя. Сама я однозначно повелась именно на фамилию режиссера, будучи уверена в одном: Учитель плохого не снимет. Увы и ах. «Матильда» оказалась самым слабым фильмом мастера, бесконечно уважаемого за пронзительную «Манию Жизели», «Прогулку» — талантливую петербургскую версию фильма «Я шагаю по Москве», за истинно русский страстный блокбастер — в хорошем смысле этого слова — «Край».


Одним фильм хорош — чисто эстетическим впечатлением. Достаточно сказать, что костюмы персонажей вручную расшивались мастерицами из Индии. Роскошные интерьеры Мариинского театра, божественные статуи, безмолвно застывшие в райских кущах императорских садов, Юсуповский, Екатерининский, Елагин, Александровский дворцы — царственный, блестящий Петербург. Плюс замедленные съемки балетных сцен, дающих возможность долго и с наслаждением любоваться талантом наших танцовщиц, а также роскошными нарядами — плавно реющими в воздухе воздушными юбками, газовыми шарфиками, мерцающим блеском украшений.


Любоваться хочеться долго, и даже становится жаль, когда балет заканчивается, ибо больше смотреть не на что. В упомянутых дивных апартаментах с переходом в упомянутые дивные сады вяло тянется неровно склепанный роман Ники с маловыразительным лицом немецкого актера Ларса Айдингера. Понятно, что в крови росийских царей какой только крови намешано не было — но неужто среди наших актеров кандидата в цари не нашлось?


Сюжетные клубочки, из которых должно было соткаться изящное полотно романтической любовной истории, будто шкодливая кошка раскидала. Они обрываются в самых неожиданных местах, с тем чтобы так же неожиданно всплыть и сплестись в мутных дебрях киноромана. Словом, красивой сказки о любви на тему «принц и балерина» не случилось. Вернее, красота-то есть, а любви — увы!


Почто обидели Козловского


Матильда вроде вопросов не вызывает. Ее, как и полагается, играет полька Михалина Ольшанска — хорошенькая, вопреки утверждениям современников, которые считали ее внешность заурядной, но отмечали искусство танца и темперамент: по ее жилам текла не кровь, а шампанское, твердили ее многочисленные поклонники. Ольшанска молода, хороша собой, стройна — Ники можно понять.


Кстати, об иностранцах — на 25 млн долларов, составляющих бюджет ленты, думается, есть где разгуляться, и Учитель этим не преминул воспользоваться. Так, на роль Кшесинской первоначально приглашали не абы кого, а британскую звезду Киру Найтли (наиболее известна по франшизе «Пираты Карибского моря»). Она было с радостью согласилась, но в планы вмешалась беременность. А вот композитору Марку Белтрами поучаствовать в создании музыки, надо сказать, достойной, не помешало ничего. Думается, он тоже недешево обошелся авторам: Белтрами очень востребованный на западе композитор, написавший саундтреки к серии фильмов о Вселенной Марвел. Ну нет хорошего композитора в своем Отечестве!


Зрители же все как один жалеют Данилу Козловского — точнее, отвергнутого соперника Николая офицера Воронцова. Это личность историческая. Безумно влюбленный в Малечку, пытавшийся расправиться с наследником и даже повеситься от нестерпимой страсти, герой Козловского большую часть фильма проводит в грязноватом бассейне психушки, упрятанный туда царевыми сатрапами с невнятной целью: выведать его намерения. Какие там намерения — любовь, и более ничего. Впечатление же складывается такое, что ввели этот персонаж в фильм с единственной целью: с его помощью инсценировать гибель Кшесинской и так вот прижать Николая к стенке: возлюбленная погибла — женись и не сомневайся!


К слову, Козловского-то как раз приглашали на роль Николая, но борода и усы больше пришлись к лицу Айдингеру. Даня очень обиделся, но его утешили тем, что дали поиграться в поручика Воронцова. Айдингера же первоначально зазывали на роль доктора — странного типа с маниакальными наклонностями, опять же непонятно как затесавшегося в пеструю палитру не несущих особой смысловой нагрузки персонажей.


Воображение против реальности


«Я не ставил своей целью снять автобиографический фильм», — открещивается от ляпов режиссер. Понятно, что любой творческий процесс не обходится без игры воображения художника. Однако коль скоро взялся за историческую тему, это самое воображение, думается, все же следует попридержать. Фантазия же Учителя просто несется вскачь, вызывая нездоровую ухмылку и полное отсутствие сочувствия к несчастным влюбленным. К примеру, неужели, если происходит крушение императорского поезда, обвинить следует пьяного крестьянина, а не большую скорость и столь прозаическую деталь, как некачественное железнодорожное полотно, как это было на самом деле?


И, разумеется, Николай II и не думал отказываться от престола ради Кшесинской, какие бы отношения их ни связывали. Не для того, вообще-то, в царской семье рождаются! А потому истерический вопль живой и здоровой Малечки во время коронации «Ники!» с последующим падением императора в обморок выглядит смехотворно для всех, кроме авторов ленты: для них он стал поводом вставить чудный символический кадр с короной, откатившейся от бесчувственного царя.


Итого, среди мутной сюжетной киноводицы запомнились лишь маленькие, но безупречно отыгранные персонажи Сергея Гармаша (Александр III), Евгения Миронова (директор Императорских театров Иван Карлович) и Ингеборги Дапкунайте (Мария Федоровна) — у нее роль, правда, была побольше. А Алексею Учителю, думается, следует хорошенько отблагодарить госпожу Поклонскую — она так разрекламировала «Матильду», как это не сделала бы ни одна пиар-компания.


Да и бог с ней, «Матильдой», она однозначно не войдет в золотой фонд российского кино. Просто как заноза не дает покоя другой факт: почему в последнее время подозрительные кучки людей без соответствующего образования, интеллекта и, конечно, права, считают, что они могут указывать нам, убогим и темным, какие спектакли смотреть, на какие фильмы идти? И власть поддерживает их. Департамент культуры Москвы на всякий случай порекомендовал детям до 14 лет не смотреть оперу «Сон в летнюю ночь» в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Новая постановка оперы вызвала скандал после письма некоей Хасановой, которая от имени родителей участников детского хора сообщала о развратных сценах и пропаганде педофилии.


Тревожит то, что подобные эксцессы, неприятно напоминающие охоту за ведьмами, повторяются все чаще и чаще. Тенденция, однако...

К слову

  • На роль Матильды было рассмотрено около трехсот кандидатур.
  • На создание костюмов к фильму ушло более 17 тонн ткани.
  • Музыка к фильму была записана Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением дирижера Валерия Гергиева.
  • Митрополит Волоколамский Илларион (Алфеев), талантливый, эрудированный, отличающийся высоким интеллектом автор «Божественной Литургии» и «Всенощного бдения», «Страстей по Матфею», «Рождественской оратории», охарактеризовал ленту как «апофеоз пошлости».
Опубликовано: 09.11.17 (18:56) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
Журналист не может быть просто наблюдателем, считает Р. Низамова   Художница Резеда Тагирова создала целый город в миниатюре.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

Началась основная подписка на I полугодие 2019 года по каталогу периодических печатных изданий
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету
В Башкирии проходят «Дни реальных дел»
Иван 2018-08-31 16:21:59
А пенсии народу попрошу вернуть!... далее
Врачи из Уфы вошли в международный реестр роботических хирургов
Иван 2018-08-31 16:21:04
Ну да хорошо, конечно, и о косяках сразу все узнают.
...
далее
Константин Толкачёв: Обращение Президента РФ снимет напряжение с пенсионной реформы
Радик Мухарямов 2018-08-31 13:47:20
Как далеки они от народа. Принимать желаемое за действительность, что может быть ...... далее
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться