Издательство «Республика Башкортостан»

Элизабет превращается в Анну

Начались съёмки полнометражного художественного фильма «Та женщина», идея которого родилась в газете «РБ»

Автор: Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ, Елена ШАРОВА
версия для печати

Тысячу раз был прав публицист и писатель Марк Твен, когда более 100 лет тому назад утверждал, что журналистика, если рассматривать ее экономику, создает высочайшую добавленную стоимость при низкой затратности. Он говорил примерно так: нужно лишь собраться вместе интересно мыслящим людям, взять чистый лист бумаги, изложить на нем свои мысли и продать эти мысли. Что может быть проще! Добавленная стоимость может возрасти, если публикация получит продолжение в иных форматах. Так оно и получилось в редакции «РБ».

После серии статей, написанных журналистами «РБ» пять-шесть лет тому назад к 80-летию башкирской нефти, возник вопрос: почему факт обнаружения между Волгой и Уралом огромных по тем временам запасов углеводородов не вдохновил кинематографистов? Когда-то объектом их интереса стала Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Затем две революции 1917 года, Гражданская война. А тут вполне, казалось бы, мирное событие, но оно обратило на Башкирию мировое внимание.


Нам, журналистам, важна была не нефть сама по себе, не ее объемы, а движение народов огромного СССР, вызванное черным фонтаном в 1932 году. Фонтан всех застал врасплох. Местные жители увидели в нем мистическое явление и окрестили по-своему — «аждаха», то есть «дракон». Ничего не было под руками, чтобы использовать нефть цивилизованно, — ни труб, ни машин, ни НПЗ. И, как всегда, дыры упущений власти латали, ломая тысячи человеческих судеб. События вокруг башкирской нефти, если их выстроить панорамно, начиная с 1932 года вплоть до периода приватизации и череды передач огромной отрасли из рук в руки, вызывают шквал чувств — от романтического полета, патриотизма до тихого ужаса. Важно было разглядеть в этой панораме судьбу отдельного человека: кочегара, землекопа, помбура.


В номере газеты «РБ» за 19 июня 2014 года появилась публикация «Куда я уеду, если мой Федя похоронен здесь». История о том, как уроженка немецкой деревни из Саратовской области, высланная в первые дни Великой Отечественной войны вместе с родителями в Сибирь, а затем направленная на тяжелые нефтяные работы в Башкирию, нашла счастье в браке с илишевским татарином, тоже нефтяником. Даже в непростые 90-е годы, когда российские немцы тысячами уезжали в Германию, она вместе со взрослыми детьми осталась жить в Дюртюлях, ближе к могиле мужа.


В девичестве, по свидетельству о рождении, Элизабет Эрбес, а ныне Елизавета Яковлевна Агзамова пережила немыслимые испытания. Ее, как сама считает, спасла любовь. История этой женщины, работавшей кочегаром на буровой, и ее мужественного принца, который крутил баранку грузовика на башкирских месторождениях нефти, сподвигла журналистов «РБ» взяться за сценарий художественного фильма. Жанр далеко не газетный. Поэтому была создана творческая группа. К автору идеи проекта Ринату Файзрахманову с удовольствием примкнул журналист Вячеслав Завьялов, которого, к сожалению, больше нет среди нас. В Москве разыскали известного в театральных кругах уроженца Уфы режиссера Ильдара Гилязева. Еще один наш коллега Айрат Еникеев поначалу загорелся идеей сценария, даже предложил композиции нескольких сцен, но затем в силу разных причин вышел из проекта.


Сценарий фильма — новая добавленная стоимость наших публикаций — с рабочим названием «Та женщина» родился за два года. Ильдар Гилязев показал синопсис (краткое изложение) столичным актерам из театра Марка Захарова, творческой лаборатории Глеба Панфилова, которые дали лаконичную оценку: да, сценарий не высосан из пальца, как нередко бывает у московских авторов, это — жизнь.


И вот в Уфу 25 октября прилетает актриса Театра Наций Анна Манакина, согласившаяся на главную роль, прообразом которой послужила Елизавета Яковлевна Агзамова. На следующий день в Дюртюлях в тесной квартире пятиэтажной «хрущевки» начались съемки. По такому случаю режиссер-постановщик Ильдар Гилязев выполнил традиционный обряд — разбил тарелку о штатив камеры оператора Марата Юнусова. На ней накануне вечером он старательно написал тушью имена основных фигурантов события: авторов проекта, сценария и режиссера-постановщика. Крупные осколки разобрали на память. Когда пыль от тарелки всосал пылесос и страсти улеглись, Анна Манакина уселась рядом с 82-летней женщиной и более двух часов, затаив дыхание, слушала ее рассказ.


В один момент чуткая хозяйка квартиры замолчала, оценив глубину гипноза, под которым оказалась молодая актриса, положила свои руки на плечи Анны и спросила неожиданно:
— Так ты, доченька, будешь играть меня молодую? — и, не дожидаясь ответа, продолжила, развернувшись к режиссеру: — Сильно ничего не сочиняйте. Вот расскажу еще одну историю. Она страшная, прости Господи.


В Сибири немецких детей разместили в маленьком доме на железнодорожной станции Сон. Еды не хватало. Поэтому женщина, приставленная к детдому, «отбраковывала» слабых — все равно не жильцы — и выгоняла в холодные сенцы, к утру их никто больше не видел. Так экономили еду. Выжили немногие.


Когда Елизавету вместе с оставшимися привезли в Башкирию, а было это в 1945 году, мама ее не признала. «Вы мне подсовываете чужого ребенка», — ругалась она и несколько месяцев не подпускала к себе близко дочь.


По сценарию судьба семьи, скрепленной любовью, переплетается с судьбой другой семьи из той же деревни — расчетливых и жестких супругов с единственным замкнутым ребенком, который, поговаривали в деревне, приемный. Эта другая пара вскоре переезжает в город, муж становится крупным руководителем-нефтяником. На усмотрение режиссера: либо гендиректором, либо губернатором края. Сюжет несколько раз сталкивает обе семьи, каждый контакт оборачивается драмой для Елизаветы и ее мужа.


«Башкирская нефть вовсе не отрицательная героиня будущего фильма, — написал один из рецензентов сценария. — Черны не ее запасы, сотворившие чудо с огромным краем, черны души временщиков, эксплуатирующих людей и время».


Когда мы покидали гостеприимную квартиру Елизаветы Агзамовой, я шутливо спросил Манакину: «Вас теперь как называть: Анна или, как в сценарии, — Элен?». Анна растерянно улыбнулась и ничего не ответила.

Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ.

АНКЕТА


Фильмография

Анны Манакиной: снималась в сериалах «Семейные драмы» (серия «Жениться
на сироте»), «Дело врачей» («Душевные раны»), «Особый случай» ( серия «Кукла»),
«Жизнь после Ванги», «Простые истории» (серия «Солнечный удар») и других.
Окончила театральный институт имени Б. Щукина. Работает в Театре
Наций.

ДОСЬЕ


Ильдар ГИЛЯЗЕВ — наш земляк, продолжатель театральной династии Гилязевых. Его отец, Габдулла Гилязев, с 1966 по 1983 год был худруком Русского драмтеатра. Ныне имя Габдуллы Гилязева носит малая сцена.


Ильдар — театральный режиссер и актер. Уехав из Уфы на стажировку в «Ленком», так пришелся там ко двору, что остался в прославленном коллективе. На десять лет. А потом с перерывом еще на семь.


Выпустил пьесу «Приглашение на репетицию» для двух актеров, написанную болгарским классиком Валерием Петровым, во второе свое пришествие — вместе с Глебом Панфиловым — «Ложь во спасение» и «Аквитанская львица»: оба с Инной Чуриковой. Поставил более 50 спектаклей в разных городах страны, в Болгарии, Дании. В Башкирии работал в Татарском театре «Нур», Башкирском театре драмы, Русском драмтеатре, театре оперы и балета.

Режиссер Ильдар Гилязев:

— История зацепила меня поначалу своим сюжетом. Но потом мы поехали в Дюртюли, и я познакомился с нашей бабушкой. Она прожила 82 года, не прожила — пережила. И при всем этом энергичная, игривая, на башкирском и татарском языках без акцента разговаривает, по-немецки тоже, разумеется. Поет, со скандинавскими палками бодро расхаживает. Удивительная!


«Когда умерла моя грудная сестренка, — вспоминала она детство, — к нам пришли. Я не помню их лиц, помню только белые фетровые бурки и штаны с лампасами. Маму усадили в сани и увезли в Башкирию. А я осталась в Сибири с сестрой. Помню, как мы «паслись» в лесу: чуть становилось теплее, кору глодали, побеги какие-нибудь». Каким чудом им удалось оказаться всем вместе в Башкирии — они же немки, должны были в комендатуре отмечаться!


Случайностей вообще не бывает. Мы встретились с Ринатом (журналист Ринат Файзрахманов — ред.), вместе «прожили» эту историю, сейчас все продолжается — переходим к практике: нужны средства, нужно найти места для съемок, провести кастинг — возможно, у нас сыграют не только актеры, но и непрофессионалы. На главную роль выбрали актрису — мою ученицу Анну Манакину. Она окончила Щуку, играет в Театре Наций с Инной Чуриковой в спектакле «Аудиенция» молодую королеву. Этот спектакль мы выпустили недавно вместе с Глебом Панфиловым. Правда, Анна действительно молода, и еще не известно, как будет смотреться в роли бабушки. Подбираем, словом, команду.


Хочу пригласить оператора Марата Юнусова. Это «наш» человек. В сентябре в Орле на Международном фестивале «Отцы и дети» состоялась премьера фильма «Европа подождет!», над которым мы работали вместе с ним. Взяли четыре приза. Я в Орле несколько спектаклей ставил, в том числе и «Европа подождет!» по пьесе Эжена Скриба «Стакан воды». Написал к нему стихи, Урал Идельбаев — музыку. Случился славный музыкальный спектакль. А фильм родился, когда мне пришла в голову идея: а почему бы в жизни не могла произойти забавная, запутанная любовная история с тремя женщинами, влюбленными в одного красавца и в театр?


В роли композитора вижу опять-таки Урала Идельбаева — давний друг, мелодист от бога.


Есть идея, но будь она хоть сто раз гениальной — всегда угрюмо встает больной вопрос: на какие деньги ее оживить? По-разному они приходят. Тут и симпатии, и личные знакомства, и интернет в помощь — краудфандинговая платформа. От государства милости не ждем.


К сожалению, в свое время наш кинематограф уронил свое достоинство ниже плинтуса, и последствия ошибок мы будем расхлебывать еще много лет. Найдет ли своего зрителя отечественная лента, если до сих пор киноманы брезгливо морщатся при слове «российский»? Векселей в искусстве нет. Дорога к зрителю — тернистый путь. Но эта история, думаю, зацепит кинолюбов, потому что в ней есть точки соприкосновения с разными социальными, возрастными группами людей. Заденет и женщин, и мужчин. Помимо политики, исторических реалий в ней есть мощная любовная линия, которая мало кого оставит равнодушным. В любых обстоятельствах живет только любовь.


Подготовила Елена ШАРОВА.

Опубликовано: 09.11.17 (10:14) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
  В прошлом году Леонора Куватова получила престижную премию «Легенда».  

Написать комментарий

Оксана Шмидт2017-11-10 18:39:38
Здорово! Очень ждём фильм! тётя Лиза сестра моего отца. Гордость берет за нее и обида за столь несчастное детство(((. У т.Лизы сегодня день рождения!

AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету
  • Леонора Куватова отметила свой юбилей гала-концертом «Жизнь — Балет — Любовь!». На вечер в Башкирский театр оперы и балета с участием звезд сцены собрались поклонники легендарной балерины и педагога.
  • Королева уфимской красоты Татьяна Политова.
  • На сцене Городского Дворца культуры прошёл гала-концерт V открытого городского фестиваля «Русская песня»
  • Второй Уфимский международный салон образования «Образование будущего» получился очень представительным.

Вернуться