Издательство «Республика Башкортостан»

Сергей. Почти Есенин

Мама с папой таким создали, остальное сверху пришло, считает Никоненко

версия для печати

Организаторы второго кинофорума «Золотая коллекция Госфильмофонда», прошедшего в Уфе, порадовали не только киногурманов, включив в программу хорошо знакомые, но немного подзабытые советские художественные фильмы и уникальные документальные ленты. Они подарили зрителям творческие встречи с людьми, без которых немыслимы радости, печали, смех и слезы, льющиеся в полутьме кинозала. Открыл форум народный артист РСФСР Сергей Никоненко, творческий вечер которого прошел в уфимском кинотеатре «Родина».

И шесть Салаватов в подарок


— В каком фильме в ближайшее время мы можем вас увидеть?


— Да я и сам хотел бы увидеть себя на экране кинотеатра. Не хочется жаловаться, но еще в 2014 году я снял свой шестнадцатый фильм как режиссер по рассказам Василия Шукшина, ему как раз в том году исполнилось бы 85 лет. В нем сыграли замечательные артисты: Валерий Баринов, Нина Усатова, Станислав Любшин. И сам не утерпел — тоже сыграл. В 2015 году получил за этот фильм на пяти фестивалях главные призы, в том числе и на кинофоруме на родине Шукшина. Где сейчас картина? Я не знаю, как не знаю и того, что у нас происходит с прокатом. На Первом канале 8 лет уже лежит мой сериал «Аннушка» — без аморальщины, с хорошими актерами. Меня спрашивают: «А у тебя много стреляют?» — «Один раз, в 16-й серии» — «Что ж ты хочешь?».


Я не только режиссирую, но и снимаюсь, но где посмотреть на себя, любимого, не знаю. Кого только не переиграл — по профессии и по национальности — француза, испанца, еврея: одного я играл, другого — Джигарханян. Это был фильм «Анекдотиада», снятый на Одесской студии в 1993 году. Сейчас играю в ленте о строящемся мосте через Керченский пролив — 223-я роль за 57 лет. Грандиозное строительство, все в движении, даже немного страшно находиться среди всего этого. Я играю татарина, наверное, скоро и до башкира доберусь.


Тем более, в Уфу я уже с 70-х годов постоянно приезжаю. Еще со времен премьеры «Инспектора ГАИ», был такой фильм с Никитой Михалковым. И чуть не в каждый приезд мне дарили или чугунного Салавата Юлаева, или играющего на курае башкира. Музыкантов таких у меня штук восемь и Салаватов штук шесть. В этом году весной я уже был здесь, играл спектакль «Следствие ведут дураки».


Кстати, могу с гордостью сказать, что сыграл в буквальном смысле немалую роль в карьере Никиты Михалкова как режиссера. Я был занят и в его курсовой работе, и в дипломной тоже, на военную тему. Я вообще много воевал, правда, только на экране. Для меня такие роли священны — это моя дань войне, из которой я помню только салюты: мне было тогда четыре года. А вот папа воевал на легендарной «катюше». Остался жив.


Хорошо помню дядю Андрюшу: в середине апреля 45-го года он приехал на три дня, потом уехал обратно и за два дня до окончания войны погиб.


— Военный, милиционер, слесарь, колхозник — это все вы. Что помогает вам столь убедительно перевоплощаться?


— Это уж каким мама с папой создали, а все остальное сверху пришло, не иначе пометили. Я определился с будущей профессией рано — лет в тринадцать. Вообще-то сначала хотел быть фокусником. В школе любил выступать перед одноклассниками, как раз фокусами их удивляя: платочки, шарики отовсюду доставал.


Я и сам придумал фокус. Просил у кого-нибудь сто рублей, а это была большая такая бумажка, правда, не всегда она водилась в кармане у учеников. Давали, как правило, по трешке. Я клал деньги в конверт, поджигал. Номер купюры предварительно записывали на доске. Затем подкидывал спичечный коробок — на дне под спичками лежали эти три рубля. Меня всегда просили на бис повторить.


Притяжение Сивцева Вражка


— Вас ведь в честь Сергея Есенина назвали?


— Это правда. Когда один юноша за мамой ухаживал, все время соблазнял ее его стихами. Стихи ей понравились, а юноша — не очень. Она вышла за папу.


Давно, уже в 1971 году, я сыграл Есенина в ленте «Пой песню, поэт!» Снимал ее гениальный Сергей Урусевский, которому Пабло Пикассо за фильм «Летят журавли» подарил пять своих картин: на такую «пятерку» он оценил этот фильм.


Вот с тех пор я с этим образом и не расстаюсь. Двадцать с лишним лет тому назад нашел квартиру в руинах — там бомжи боялись ночевать — в семиэтажном доме на первом этаже, окна были выбиты, можно было упасть в подвал, пролетев метра четыре. В ней часто бывал поэт: там жили его жена Анна Изряднова и сын Георгий — с трагической судьбой. В 22 года он был репрессирован и расстрелян.


Год комиссия по охране памятников все исследовала и выдала мне документ: квартира 14 по адресу: Сивцев Вражек, 44, является новым выявленным памятником литературы и искусства. Года полтора я ходил по чинованикам, которые меня предупреждали: «Сергей Петрович, здоровье потеряете, и ничего не получится». Все случилось с точностью до наоборот.


Музей есть. Сегодня там около 2 тыс. единиц хранения: прижизненные издания, живописные полотна, личные вещи, скульптуры. Пока государство не помогает. Вообще квартира находится в уникальном дворике, думаю, такого больше нигде нет. В разные времена там жили Пушкин, Андрей Белый, историк Сергей Соловьев, его сын поэт Владимир Соловьев, Петр Чайковский, составитель словаря русского языка Ушаков, останавливался Александр Блок. Всех будто тянуло к этому месту.


И вот Есенин. В 19 лет он пришел к Блоку, выглядел, как мальчишка, на 15 лет. В 1916 году его призвали в армию. Он служил медсанбратом в госпитале, а туда периодически приезжали дочери Николая II. И вот 17 июля 1916 года — непростое число — Есенина вызвал в Екатерининский дворец адъютант его Императорского Величества полковник Ломан и, выдав бумагу и карандаш, приказал: «Пиши приветственные стихи царице и Великим княжнам, которые приедут и будут работать сестрами милосердия в госпитале». И Есенин написал стихи — пророческие: «В багровом зареве закат шипуч и пенен, березки белые горят в своих венцах, приветствует мой стих младых царевен и кротость юную в их ласковых сердцах. На ложе белом в ярком блеске света рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть, и вздрагивают стены лазарета от жалости, что им сжимает грудь. Все ближе тянет их рукой неодолимой туда, где смерть кладет печать на лбу. О, помолись, святая Магдалина, за их судьбу». А ровно через два года — день в день — эти девочки будут казнены в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.


После 1917 года в литературу мутным потоком хлынули бездари. Они утверждали, что наша литература должна начинаться с 1917 года, а все, что было до того — эти Пушкины, Лермонтовы, Толстые, — на помойку. Есенин с ними не церемонился и отправлял по очень далекому адресу. У меня даже есть палка с документом, подтверждающим, что ею он отлупил одного пролеткультовца.


Ярлыков на него вешали много: хулиган, алкоголик, бабник. Я все говорю: давайте разберемся, этот алкоголик с 1915 до 1925 год, то есть за десять с небольшим лет издал 31 книгу? Это алкоголик так работал? Бабник? А кто ж не влюблялся? Влюбленность — необходимое состояние души поэта.


Я еще одну скульптуру есенинскую заказал — из бронзы. Обращался за помощью к государству — только орден дали, четвертый, Александра Невского.


Надо сказать, чему я сильно был удивлен, — поэты пользовались рифмовником: три брошюры, сшитые вместе, а там в столбик рифмы. Поэты добавляли и свои. Почерк Есенина я знаю, как свой: как и в какие годы он писал каждую букву. И я нашел в этом рифмовнике такое четверостишие: «Я и сам когда-то, сокол, лоб над рифмами раскокал, нет алмазов среди стекол, не ищи вокруг да окол».


Петрович, попридержи коней


— Как считаете: наш кинематограф — пациент, который скорее жив, чем мертв?


— Проблем у нас много. Еще с тех пор, когда президентом гильдии артистов российского кино назначили великую актрису Малого театра Александру Яблочкину. Она, кстати, свой театр презентовала так: «Наш прославленный академический императорский ордена Ленина Малый театр».


Есть хорошие веяния — я бы так сказал — не тенденции. Но мы потеряли прокат. Наши ленты не нужны: нет и не надо. Знаете ли вы о том, что «Мосфильм» был складом до 1996 года? В год снималась одна картина, а до этого 42 — это был плановый показатель. А какие это были картины, какие режиссеры работали на «Мосфильме»!


В 1996 году начал снимать свою ленту «Время танцора» Вадим Абдрашитов. Он предложил мне роль, я пришел на «Мосфильм». И вот представьте себе производственное здание метров сто, пятиэтажное, и на всех этажах вздутый от протечек паркет, выбитые стекла, на третьем этаже меня обогнала стая собак. Я подумал: «Все. Я на пепелище». Но пришел, слава богу, Карен Шахназаров. Потихоньку все стало возрождаться как-то. Сейчас там экскурсии проходят с 10 до 6 вечера. Есть замечательный музей с костюмами, в которых снимались актеры: Самойлова — играя Анну Каренину, Черкасов — Ивана Грозного. Причем Шахназаров успевает еще и кино делать очень хорошее. «Анна Каренина» мне понравилась, и не понимаю, почему так на Лизу Боярскую набросились. Я играл с ней в ленте «Парк Советского периода».


Фильм мне запомнился, потому что мне комплимент отвесил, к сожалению, недавно ушедший из жизни Мухтарбек Кантемиров. В финале, когда бандиты окружили героев, я, как Чапаев впереди на коне, рвусь их спасать, шашкой кручу, за мной — 20 конников-джигитов и еще 40 милиционеров конных. Раз дубль, два, три. Оператор говорит: «Ребята, да что ж такое — у нас на экране один Никоненко, что вы отстаете?». Кантемиров ко мне подъехал и сказал: «Петрович, попридержи коня». Это было невероятное счастье. Я, конечно, верховой ездой занимался немного, бильярдом, кстати, тоже. Играющие в фильме «Классик» Гуськов и Будрайтис понятия не имели, что это такое. А там видно, кто внимательный, что несколько ударов я делаю сам.


— «Классика», говорят, вы считаете одной из самых своих удавшихся ролей.


— Приятно, конечно, когда тебя замечают. Лев Кассиль, помню, в фильме «Люди и звери» меня отметил. Но когда свой брат артист на фестивале «Созвездие», где в жюри тоже артисты, награждает — вот это дорогого стоит.

Десятая муза/


А вы смотрели первый фильм ужасов?


В Уфе прошёл II кинофорум «Золотая коллекция Госфильмофонда»

Отрадно, что фестиваль, отсчитавший вторую годовщину, не превратился в формальное мероприятие. В этом году в нем поучаствовали не только города республики — Уфа, Дюртюли, Белорецк, Октябрьский, Кумертау, Учалы, Благовещенск, Мелеуз, но и Дуванский, Татышлинский, Федоровский, Бижбулякский районы.

Таких друзей, как Госфильмофонд, в лице руководителя отдела спецпроектов Андрея Бычкова, к слову, уроженца Октябрьского, следует привечать и обласкивать: почти 70 лет организация хранит мировую историю кинематографии. Например, самая первая кинолента «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», как известно, идет всего 48 секунд, однако в Госфильмофонде сохранена 20-минутная полная версия. Впрочем, как полушутливо считает открывавший форум Сергей Никоненко, «Прибытие поезда» был первым фильмом ужасов — когда его показывали, вызывали кареты «скорой помощи» для особо чувствительных дам, падающих в обморок. А вот действительно пионером кинематографии стала лента «Выход рабочих с фабрики», просветил Сергей Петрович. Создателями были все те же братья Люмьер, и фабрика принадлежала им же. Он шел 40 секунд: ворота открываются, все вышли, ворота закрываются. Все. Кончилось кино.


Фестиваль действительно набирает обороты: в этом году впервые прошла акция «Госфильмофонд — детям». Для зрителей было подготовлено театрализованное представление, немалый интерес вызвали мультики, созданные в 20 — 40-х годах прошлого века.


Форум «разветвился» на развлекательную и деловую части — кинопоказы, лекции и мастер-классы для молодых кинематографистов.


Несомненный интерес у киногурманов вызвали документальные фильмы: «Из Нью-Йорка в Ясную Поляну» (режиссер Ф. Эрмлер) — о том, как письмо Льва Толстого перевернуло жизнь двух друзей, и «Рукописи Пушкина» (режиссер С. Владимирский), доказывающий, что фильм может быть не просто средством развлечения, но и методом изучения, в данном случае рукописей великого поэта.


В ноябре планируется еще одна совместная акция — «Башкирская Лениниана»: в Госфильмофонде собрали и отреставрировали фильмы к 100-летию Октябрьской революции.


Лента «Гибель сенсации» (режиссер А. Андриевский) транслировалась в сопровождении тапера, возвращая зрителей в забытые времена жеманных барышень и усатых любезных кавалеров. А сенсацией, к счастью, не погибшей, стал стереофильм «Робинзон Крузо», созданный в нашей стране в 1947 году. Благодаря специалистам Госфильмофонда его можно было увидеть в наисовременнейшем формате ЗD.


Хотелось бы, однако, чтобы подобные форумы привлекали внимание не только киногурманов, но и самой широкой публики. Ведь они не просто воспитывают зрительский вкус, но и доставляют удовольствие от общения с такими замечательными актерами, как Сергей Никоненко, к слову, глубоко интеллектуальным и эрудированным человеком.


Справка


Фестиваль Госфильмофонда проходит в соответствии с соглашением о сотрудничестве, заключенным между этой организацией и Союзом кинематографистов Башкортостана.

Опубликовано: 26.10.17 (19:08) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
   
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

Началась основная подписка на I полугодие 2019 года по каталогу периодических печатных изданий
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету
Наблюдение за реками в режиме онлайн Наблюдение за реками в режиме онлайн
В Башкирии проходят «Дни реальных дел»
Иван 2018-08-31 16:21:59
А пенсии народу попрошу вернуть!... далее
Врачи из Уфы вошли в международный реестр роботических хирургов
Иван 2018-08-31 16:21:04
Ну да хорошо, конечно, и о косяках сразу все узнают.
...
далее
Константин Толкачёв: Обращение Президента РФ снимет напряжение с пенсионной реформы
Радик Мухарямов 2018-08-31 13:47:20
Как далеки они от народа. Принимать желаемое за действительность, что может быть ...... далее
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться