Издательство «Республика Башкортостан»

Классные инновации

Школа обретает черты знакомого советского «лица», замученного реформами и экспериментами

От новшеств хватаются за голову не только дети, но и их родители.
От новшеств хватаются за голову не только дети, но и их родители.
версия для печати
От новшеств хватаются за голову не только дети, но и их родители.

Насколько жизнеспособны и необходимы идеи министра образования и науки страны Ольги Васильевой, покажет ближайшее будущее: часть из них подопытные детишки прочувствуют уже в этом году. Классные инновации журналисту «РБ» прокомментировали родители и педагоги.

Найди то, не знаю что


Завершена подготовка новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), по которым теперь будут учиться школьники. В них прописано конкретное содержание того, что именно должен знать ребенок по каждому предмету в начальной и средней школе с первого по девятый класс. К октябрю этого года будут завершены ФГОСы и для старших классов — 10-х и 11-х. По словам министра, над новым проектом работали лучшие эксперты, молодые члены-корреспонденты РАН. Министерство получило около семи тысяч откликов на проект и около 200 конкретных предложений.


Людмила Чекмарева,
мама:


— Не понимаю, что дают ФГОСы, это какое-то мертворожденное понятие. Конечно, жизнь меняется, надо как-то приспосабливаться, но не доходить же до абсурда. Каким был наш урок: учитель спрашивает школьника по пройденной теме, объясняет новые, спрашивает, кто что не понял и дает упражнения на закрепление. Берем задание в нынешнем учебнике русского языка: «расставьте слова в два столбика». А по какому принципу-то, темы толком не даны, их суть ребенок должен искать сам — где хочет и может. В интернете, что ли? Тогда зачем нужен учитель и школа вообще? Это по ФГОСам положено, что ли, это так их учат самостоятельности, «учат учиться», как говорят?


Есть ли жизнь на Марсе?


В школы победоносно возвращается астрономия, которой в старших классах отвели не менее 35 часов в год. В 10-м или 11-м классе начнется изучение глубин космоса — решать школе. Астрономию будут вводить уже с первой четверти. Но можно начать преподавание и со следующего года — если, например, учителя еще не прошли курсы повышения квалификации. Учебники есть, а сам предмет добавлен в ФГОСы.


Учителя физики, коим предоставлена честь вести некогда отвергнутый предмет, по всей стране массово повышают квалификацию уже сейчас. ЕГЭ по астрономии вводиться не будет, однако в ЕГЭ по физике к 2019 году могут появиться некоторые вопросы из этого курса. Напомним, что предмет был исключен из обязательной школьной программы в 1991 году. По словам Васильевой, она еще не знает, за счет какого предмета астрономия вернется в расписания школ. Но, по всей видимости, считает это возвращение неизбежным, так как, по данным ВЦИОМ, 30 процентов россиян не знают устройства Солнечной системы.


Ирина Бехтерева,
мама:


— Не припомню, чтобы астрономия как-то занимала меня в школе или пригодилась в жизни. По-моему, вполне достаточно ввести особый раздел в учебник физики, дав основные понятия: об устройстве Солнечной системы, что такое карликовые звезды, например. Зачем опять искать какие-то дыры в расписании и ужимать какой-нибудь предмет?


«Поговорим на лавочке»


Будет изменена также система подбора и экспертизы учебников для школы. Сегодняшние школьники носят в портфелях 1470 учебников. Их количество должно сократиться. Некоторые из них, в частности по русскому языку, математике, окружающему миру, истории и иностранному языку вызывают у родителей оторопь, а у детей стойкое отвращение к предмету. А об учебнике обществознания одна из педагогов высказалась так: содержание из области «поговорим на лавочке». Ольга Васильева подчеркнула, что сейчас ситуация такая: «Нашелся автор, он написал учебник, нашелся рецензент, ему заплатил, он выдал рецензию, и книга ушла на экспертизу».


Министр предполагает рассмотреть новые формы экспертизы и по каждому предмету организовать базовое и углубленное изучение.


Кстати, по статистике каждый год практически в 80 процентах учебниках находят ошибки. И ладно бы ошибки, гораздо хуже, когда там кое-чего не находят, а именно — логики и здравого смысла.


Альбина Самойлова,
мама:


— Что говорить об учебниках, если там попадаются такие, например, задачи: «Отец старше сына на 6 лет. Через 12 лет возраст отца и сына будут прямо пропорциональны числам 13 и 5. Найдите возраст отца и сына». Как говорится, комментарии излишни.


Региональный директор


Школы постепенно выйдут из муниципального подчинения. Региональная власть будет управлять кадрами и отвечать за единую содержательную часть программы. По словам министра, не должно быть такого, что при переезде в другой город школьник не знает, проходили ли в местной школе дроби, или этот материал дети будут изучать только в следующем классе. Любые вариации в программе возможны только после того, как ребенку дали базовое содержание, которое должен знать каждый ученик в нашей стране, уточнила она.


Васильева отметила, что путем переподчинения образовательные программы в разных городах и селах России можно будет привести в соответствие с федеральными.


В пилотный проект войдут около 17 регионов. Они пойдут по разным моделям передачи управления. Самарская область работает по такому принципу с 2002 года: там школьное имущество осталось за муниципалитетами, но регион назначает директоров школ, координирует учебный процесс. У них значительно снизилось количество управленцев в образовании, а начисление зарплаты учителям стало более прозрачным. Проект уже начался в Астраханской области, в Санкт-Петербурге.


Людмила Арсеньева,

директор школы:


— А что именно будет регулировать государство? Если вопрос обеспеченности — это хорошо. В разных населенных пунктах он решается по-разному, в зависимости от состояния бюджета района. В результате ученик в городе имеет все возможности и средства обучения, а ученик бедной деревни — самый минимум. Если государство приведет к единообразию учебные программы и сможет обеспечить все школы одинаковыми учебниками — будет прекрасно. Но волнует вопрос: при новой схеме подчинения школ по какому принципу будут распределяться средства? По количеству учеников? Если так, то наша почти тысячная школа не пострадает. А как будут жить малокомплектные школы в деревнях?


Когда молчание — не золото


Любимое россиянами мероприятие из трех букв — ЕГЭ — никто не отменял и отменять не собирается. По словам О. Васильевой это мощный социальный лифт, который позволяет детям из Сибири, с Дальнего Востока поступать в лучшие вузы страны. По статистике в московских университетах примерно 65 процентов студентов — это ребята из регионов, 35 — москвичи. До ЕГЭ ситуация была прямо противоположной.


Однако минобрнауки крепко взялось за реформирование итогового испытания: госэкзамен по русскому языку может быть устным. В пилотных регионах в будущем году уже проведут «устный русский». Ольга Васильева пояснила, что устный экзамен по русскому языку в 9-м классе станет допуском к аттестации — так же, как сочинение в 11-м классе. Специалисты Федерального института педагогических измерений уже представили для всеобщего обсуждения модель экзамена. Учеников попросят прочитать вслух небольшой текст, поговорить о прочитанном, порассуждать, какие мысли у него возникли после прочтения рассказа. Узнал ли автора, читал ли его, как и откуда узнает о новых книгах, какое произведение порекомендовал бы другу. Еще один вариант устной части — традиционная беседа на выбранную тему с членами экзаменационной комиссии. Апробация обеих моделей прошла в трех регионах — Московской области, Татарстане, Чечне.


Экзамен по иностранному языку станет обязательным для 9-классников с 2020 года, а для 11-классников — с 2022-го. «С иностранным у нас беда. Надо что-то менять в преподавании. За то время, что отпускается на изучение иностранного языка, ученики должны научиться хорошо говорить. Но этого нет», — констатирует министр. Планируется, что с 2020 года все выпускники в обязательном порядке будут сдавать историю. Министр также отметила, что в школе категорически запретят посягать на святое — на досуговое время ребенка и не допустят, чтобы оно было отдано подготовке к ЕГЭ.


Количество контрольных тоже может подрасти.


Татьяна Кузнецова,
учитель:


— Для проверки знаний учащихся эффективнее использовать форму беседы или опроса. Так весь класс задействован, каждый из ребят включен в работу, у каждого есть право голоса и выражения личной точки зрения. Контрольная работа не отражает настроения ученика, эмоционального фона. На мой взгляд, это дополнительная рутина как для школьника, так и для учителя.


Великолепная пятёрка


В каждой школе в ближайшие годы планируется ввести пять бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и шахматы. По мнению министра, больших затрат на их создание не потребуется и государство готово взять расходы по их организации на себя. Особое внимание министр обратила на шахматный кружок — игра развивает мышление и сообразительность.


Министерство культуры в стороне тоже не осталось и со своей стороны предложило вернуть в школы детские хоры, а с ними — официальные ставки руководителей хора и концертмейстеров. На базе же педагогических университетов будут проводиться курсы, которые помогут будущим педагогам мотивировать детей к увлечению музыкой.


Сейчас пилотный проект действует в девяти регионах страны. Предполагается подушевое финансирование кружков: невостребованные секции будут закрыты, а ребенок, бросивший бесплатный кружок, не сможет перейти в другой до следующего года. Для того чтобы определиться с выбором, детям даются две пробные недели: можно походить и решить, интересно там или нет.


Словом, досуг детишек тоже оказался под бдительным оком государства: также на базе центров дополнительного образования планируется создание детских технопарков. При должном внимании, надеется глава ведомства, за 2017 — 2018 годы количество детей, занимающихся допобразованием, способно увеличиться в два раза, а к 2020 году кружки, студии и секции будут посещать 75 процентов учащихся.


Эльвира Миникеева,
учитель:


— А кто будет эти кружки вести? Учителя не готовы за свою, прямо скажем, невеликую зарплату брать на себя дополнительную нагрузку. В ряде регионов вообще сокращены ставки дополнительного образования. Нужна, кроме того, какая-никакая материально-техническая база и, конечно, дополнительное финансирование. Инициатива должна быть обеспечена ресурсами, иначе школы не смогут конкурировать с платными образовательными центрами, которые заняли в регионах нишу дополнительного образования.


Библия вместо Льва Толстого


Возможности пополнить и без того перегруженную школьную программу возрадовались многие представители самых разных организаций, в том числе и имеющих сомнительное отношение к делам школьным.


Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая считает необходимым убрать из школьной программы ряд сочинений Федора Достоевского и «Войну и мир» Льва Толстого: «Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины. А вот Библию, думаю, каждый должен прочесть. Это духовно-нравственное воспитание, дающее ребенку моральные основы», — отметила она.


Коммунисты предложили обучать российских школьников земледелию.


Представители молодежной палаты Мосгордумы пообещали рассказывать школьникам о работе чиновников. «Рассказывать детям о работе ведомств нужно для того, чтобы они знали структуру органов власти и понимали, куда могут при необходимости обратиться. Благодаря этому некоторые школьники захотят устроиться на госслужбу», — считает глава муниципального района Таганский Илья Свиридов.


Петербургская общественная организация «За безопасность» направила в минобрнауки обращение с просьбой организовать в школах уроки безопасного селфи. К преподаванию курса хотят привлечь психологов, полицейских и профессиональных фотографов. Тем не менее в минобрнауке посчитали, что школьников нужно учить не только безопасному селфи, а осторожности в целом.


Ректор МГИМО, академик Анатолий Торкунов предлагает вернуть политинформации в формате мини-лекций.


Минобороны мечтает готовить школьников к армии с 15 лет. Для этого предлагается ввести преподавание военно-прикладных видов спорта. Подростков хотят научить стрельбе, ножевому бою и военно-спортивному многоборью. Заниматься учащиеся будут добровольно.


РПЦ хочет дополнить школьную программу курсом «Нравственные основы семейной жизни». Рассчитанный на учащихся 10 — 11-х классов курс разработали священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина (Крыгина). Учебник семейных ценностей не включен в федеральный перечень, поэтому школы не имеют права им пользоваться. Тем не менее курс прошел апробацию в школах Санкт-Петербурга, Свердловской, Калужской, Калининградской, Костромской, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей.


Галина Волина,
мама:


— По-моему, наши дети не настолько тупые, чтобы не понимать Толстого и Достоевского. По крайней мере, при всей нелюбви нынешних школьников к чтению единственный роман, который они проглотили взахлеб, это «Преступление и наказание». А изучение Библии — это элементарное нарушение закона об отделении церкви от государства. Знакомство с основами религий — это интересно и нормально, а вот изучение священной книги — это нечто другое.

Коротко о важном

  • Этой осенью начнется программа аттестации и повышения квалификации педагогов: первыми проверят учителей русского языка и математики. По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, 10 процентов учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2 процента учителей математики не смогли решить уравнение. Пилотная модель оценки учителей пока пройдет в 13 субъектах на базе региональных центров повышения квалификации.
  • Планируется, что в школах могут появиться новые предметы: предпринимательская деятельность (факультативно), уроки финансовой грамотности — проект минфина РФ и Всемирного банка реализуется в рамках обществознания, математики, ОБЖ, истории и географии, для учеников пятых — девятых классов — робототехника (факультативно), министерство здравоохранения готовит курс психологии для школьников в рамках ОБЖ.
  • Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал прописать в программах для школ трудовое воспитание и даже внести поправки в законы, которые упростили бы прием на работу несовершеннолетних. Эксперты предлагают подумать о льготах для работодателей, которые дают рабочие места школьникам.
  • Родители смогут выбирать, в какой школе будет обучаться их особый ребенок: в специализированной или обычной. При этом все школы должны иметь доступную среду для детей с ОВЗ, начиная от пандусов и заканчивая специальными учебниками со шрифтом Брайля. Будут предъявляться и особые требования к учителям. К обучению детей с ОВЗ будут допускаться только педагоги, умеющие с ними работать.
  • Ольга Васильева планирует исключить из учебников русского языка слова «паркинг», «бизнес», «шопинг», «ингредиенты» и другие заимствования из иностранных языков.
  • Психологам обещают увеличить зарплату и предоставлять больше бюджетных мест абитуриентам, желающим освоить эту профессию.
Опубликовано: 21.09.17 (19:47) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Образование
  Уфимский нефтяной выбирает одаренная молодежь, желающая получить востребованную профессию.  

Написать комментарий


AHOHC

Среди подписчиков газеты будет разыгран велосипед
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Стороны обсудили вопросы укрепления взаимодействия, реализации совместных проектов, поддержки малого и среднего бизнеса в республике.

Вернуться