Издательство «Республика Башкортостан»

Большая перемена

Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь

Картина художника Ф. Решетникова «Опять двойка».
Картина художника Ф. Решетникова «Опять двойка».
версия для печати
Картина художника Ф. Решетникова «Опять двойка».

Традиционный августовский педсовет второй год проходит в Уфе. На него было отведено два дня. В первый прошли мастер-классы по преподаванию родных языков и семинары в Уфимском топливно-энергетическом колледже и педуниверситете. Во второй день работали дискуссионные площадки и состоялась пленарная часть. Тема нынешнего педсовета — «Совершенствование системы воспитания в Республике Башкортостан». Впервые участниками форума стали родители. По предварительным подсчетам, на площадках совещания работало около 600 человек.

Частное «садоводство»

Второй год как нет очередей в детский сад для детей от трех до семи лет. Однако для малышей до трех лет вопрос по-прежнему открыт: особенно остро он стоит в Уфе, Стерлитамаке, Нефтекамске, Октябрьском, Сибае, Уфимском, Туймазинском, Мелеузовском, Иглинском, Белорецком районах.


По словам министра образования Гульназ Шафиковой, проблему очередности можно решить, используя альтернативные формы дошкольного образования — группы кратковременного пребывания, семейные группы и частные детсады. Тем не менее альтернативные формы при имеющейся проблеме никоим образом не находят развития в Стерлитамаке, Сибае, Кумертау, в Туймазинском, Иглинском, Белебеевском, Благовещенском, Давлекановском, Учалинском, Чишминском районах, отметила она.


В детсадах завершен переход на федеральные государственные образовательные стандарты. Задача сотрудников — не воспринимать малыша как будущего ученика, считая главной задачей научить его писать и считать, а воспитать его как личность.


Прямая речь

Эльфира ХАЙРУЛЛИНА,
предприниматель:

— Потребность в частных садиках существует, значит, всегда можно найти клиентов. Однако этот род бизнеса — испытание предпринимателя на выносливость. Одна из главных проблем — дефицит площадей и помещений. Госорганы обещают помочь, но если здание в аварийном состоянии, об успехе можно забыть.


У нас нет финансов для качественного ремонта да и кредит в банке получить проблематично. Закон о госфинансировании таких учреждений вступил в силу еще в 2012 году, но поддержка составляет до 10 процентов от общей доли расходов, то есть существуем мы преимущественно на родительские средства. Не радует также высокая арендная плата: соответственно повышается плата за место, а значит, родители рваться в такой садик не будут.

Чем отличается деревня Левали от Уфы

В прошлом году республика одна из немногих получила федеральную субсидию в 774 млн рублей на строительство двух школ: на тысячу учебных мест с бассейном в Стерлитамаке и школы № 1 в селе Федоровка Федоровского района. По показателю односменности с 48-го места республика поднялась на 46-е, отметила Г. Шафикова. В первую смену стали учиться 88 процентов школьников. В этом году планируется довести этот показатель до 90 процентов.


То, что образование стало более качественным, доказывают результаты ЕГЭ. В полтора раза снизилась доля выпускников, получивших «неуды», при этом увеличилась доля старшеклассников, получивших 81 и более баллов. Количество 100-балльных результатов выросло в 1,6 раза.


В прошлом году поднимался вопрос об объединении различных организаций для совместной подготовки кадров. Большинство детей неосознанно подходили к выбору предметов для аттестации в девятом классе, а в 11-м сдавали не те дисциплины, что выбирали в девятом. Это значит, что за 11 лет учебы школьник с профессией так и не определился. Ныне для развития их талантов предоставляют свои возможности вузы и колледжи, что уже дает достойные результаты на российском уровне — победа по высокому уровню знания в такой теме, как «Прототипирование 10+» на национальном чемпионате Juniorskills, уточнила министр. В регионе действуют шесть образовательных кластеров: медицинский, педагогический, агропромышленный, высоких технологий, машиностроительный и энергетический. Они объединяют образовательные учреждения разных уровней.


По словам министра, следующим шагом будет активная профориентационная работа в школах. Основа уже имеется: совместно с минтруда и соцзащиты были определены профессиональные предпочтения старшеклассников.

Прямая речь

Ольга ЛЮККОВЕЦ,

учитель русского языка и литературы, деревня Левали Белокатайского района:

— Хорошие результаты по ЕГЭ можно объяснить прежде всего тем, что «растем» мы, преподаватели: благодаря курсам, конкурсам, умению свободно «плавать» в информационном пространстве — интернете. Наша деревня в этом смысле ничем
не отличается от любой уфимской гимназии. Помогает и общая заинтересованность в результатах. Дети привыкли, но и поняли серьезность этого испытания. Да и сам ЕГЭ изменился в лучшую сторону.

Наталья ЧЕПУРОВА,

учитель русского языка и литературы, село Ново-Белокатай Белокатайского района:

— Мои старшеклассники, видимо, относятся уже к более продвинутому поколению и довольно четко знают, что для них наиболее привлекательно. Многие выбирают для углубленного изучения английский язык — как-никак, самый распространенный в мире. Представьте, в круг их интересов входит история, возможно, они планируют впоследствии заняться наукой. В цене по-прежнему юристы и экономисты. А вот о рабочих специальностях придется поговорить отдельно.

Индира ГАЙНУЛЛИНА,

мама пятиклассника Сабира:

— Перевод на односменное обучение в сегодняшних условиях — шаг слишком поспешный. И первая проблема, с которой столкнулись школы, — нехватка аудиторий. В нашей школе под учебные кабинеты переоборудовали даже столярную мастерскую. Основная надежда все же на строительство новых школ. В школах отыскивают средства на строительство пристроек. У нас в классе 40 детей. Некоторые сидят за партой по трое. Слышала, что в Уфе в некоторых школах набрали до 50 детей. Говорят, ходят не все, кто-то болеет, на это и расчет.

Всё понимаю — сказать не могу

Гульназ Шафикова упомянула о том, что министр образования России Ольга Васильева отметила: у 45 процентов наших детей потеряно так называемое функциональное чтение. Ребенок читает текст и не может пересказать содержание. Немалую роль в этом, по мнению Г. Шафиковой, сыграло недостаточное внимание к школьным библиотекам с их проблемами кадрового, программного, фондового обеспечения. Школьные читальни должны стать культурными, профессиональными, образовательными центрами, считает она. Такие центры появились в 17 районах республики. Проект будет продолжен еще в 12.


К слову, второй год наши школы участвуют в конкурсе Федеральной целевой программы развития образования. В этом году одной из победительниц была признана Сибайская гимназия-интернат с проектом развития школьной библиотеки.


Прямая речь

Роза БИКБОВА,

директор Сибайской гимназии-интерната:

— Наша библиотека расположена в двух учебных классах вне здания школы, и мы прежде всего озаботились созданием читального зала, оснащенного по самым современным технологиям. Зал позволял бы детям, не выходя из основного здания, пользоваться библиотекой. Мы учли и возможность зонирования зала, отведя место для конференций. Еще одной нашей задумкой стало создание единого для всех библиотек города каталога, в нем дети могли бы найти издание, которого нет в нашей библиотеке. Планируем создать такой каталог в масштабах всей республики. В проекте нашлось место и медиатеке с выступлениями, докладами наших учителей на конференциях, конкурсах и совещаниях. Изюминкой проекта стало введение в процесс обучения игрового момента, пока используем его только для шестых классов. Собираемся участвовать во всех конкурсах. Хотя грант в один миллион и показался нам огромным, задумок так много, что не помешал бы еще один грант.

Что нас ждёт в новом учебном году

В республике были проведены олимпиады для педагогов, изучено соответствие их компетенций профессиональным стандартам. На основе этого учителям будут предлагаться адресные курсы повышения квалификации.
С прошлого года запущен проект «Российское движение школьников»: в программу входят школьное самоуправление, телевидение и радио, военно-патриотические клубы.


Пока он работает лишь в 19 пилотных школах республики. За год там стало меньше нарушений внутреннего порядка, пропусков занятий, повысилась внеурочная занятость. Планируется распространить проект на все школы РБ.
В республике создан центр мониторинга интернет-ресурсов, который выявляет сайты, наносящие вред психике ребенка, а с нового учебного года он будет заниматься созданием позитивного медиа-контента для детей.
В школах планируют ввести новые дисциплины с учетом негатива современной жизни: снижения рождаемости, кризиса института семьи и детско-родительских отношений. Это могут быть предметы или модули «Семьеведение», «Этика и психология семейной жизни».


Сформирован перечень востребованных рабочих профессий — «ТОП-РЕГИОН». Наши профессиональные образовательные организации переходят на подготовку кадров по новым и перспективным профессиям и специальностям.


Активные общественные объединения родителей — советы отцов, бабушек, матерей — планируется объединить в единый совет при минобре.


В республике создаются условия взаимодействия участников образовательного процесса в рамках электронного образования: детский сад — школа — ссуз — вуз. Башкирия становится первым регионом, где эта идея будет реализована на практике.

О чём говорил на педсовете глава республики Рустэм Хамитов

Школьное образование должно давать универсальные знания — компьютерную грамотность, умение находить и применять нужную информацию, системно мыслить и действовать. Эти навыки можно осваивать не только за школьной партой, но и дистанционно, на онлайн-курсах, в обучающих и творческих центрах, молодежных технопарках.


Школа отвечает за те качества ученика, которые развиваются в общении с учителем, классом. Речь идет о способностях творчески решать нестандартные задачи, делать выбор и отвечать за него, навыках проектной работы, командного взаимодействия. Важными также являются практические знания и навыки в области права, финансов, предпринимательства.


Сейчас обсуждается реорганизация системы управления и финансирования общего образования через передачу школ с муниципального уровня на государственный.
Пока в республике мы видим лишь единичные примеры сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня. В том числе и по этой причине нет системной работы с одаренными детьми, снижаются темпы олимпиадного движения, ухудшаются его результаты.


В Башкирии появился Республиканский инженерный лицей. Фактически же поменялось только название, но не содержание работы. Нужно создать по-настоящему инновационное учреждение с высоким уровнем общеобразовательной и технической подготовки, современным оборудованием.


Работу по повышению престижа инженерных специальностей и рабочих профессий надо начинать со школы. Есть пример Туймазинского индустриального колледжа, где на полученный грант закупили современное оборудование и успешно реализуют профориентационный проект «Мастер-ОК» по обучению школьников основам рабочих и технических специальностей.


Услуги многих организаций дополнительного образования стали платными и потому недоступны для семей с низкими доходами. Материальные трудности с посещением кружков и секций испытывает каждая третья семья в стране. Надо развивать бесплатные формы дополнительного образования, в первую очередь в школах. Чтобы в них во второй половине дня работали спортивные, творческие, технические объединения. Особенно это важно для села, где учреждений дополнительного образования на порядок меньше, чем в городе.


Почти все предприятия перестали содержать загородные лагеря, и эти территории пришли в упадок. Жилые корпуса, мебель, оборудование для столовых, спортивные площадки, инженерные сети, системы безопасности, инвентарь — все это нужно обновлять.


Нужно повышать роль семьи, прежде всего на уровне муниципалитетов. Сейчас в минтруда республики формируется Управление по семейной политике.
В наших школах изучается предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». При этом ситуация с детской смертностью и травматизмом не улучшается. Значит, занятия проводятся формально. Нужно менять методику преподавания ОБЖ, оснащать учебные кабинеты современным оборудованием.


Надо готовить директоров школ. Толком мы этой работой не занимаемся. Берем хороших учителей с организаторскими способностями, назначаем их директорами, а потом смотрим, как они иногда мучаются, вместо того чтобы помочь, организовать курсы для молодого директора школы и таким образом ввести его в сложную управленческую жизнь.

Блиц

Приоритетным направлением современного образования стало воспитание молодого поколения. Как лучшие учителя Башкирии решают эту задачу через свой предмет?

Гузель ГАНЕЕВА,
учитель английского языка, Туймазы:

— Процесс воспитания происходит постоянно — какая разница, на каком языке. Если мы обсуждаем проблемы окружающей среды, конфликтные ситуации, не все ли равно, на каком языке мы говорим. Уровень знания языка позволяет моим школьникам высказывать свое мнение по проблемам мирового характера.

Фируза ИШТАКБАЕВА,
преподаватель башкирского языка и литературы, село Целинное, Хайбуллинский район:

— Каждый ребенок должен знать традиции своего народа, свой язык — это основа воспитания. Ученик, знающий историю своей страны, малой родины, будет заботиться
и о будущем. Дети не просто учатся, им на самом деле интересно знать, какие выдающиеся люди жили в нашем районе, интересно составлять шежере. Семья Гумеровых, например, изучила своих предков до 27 колена.

Ольга РТИЩЕВА,
учитель истории и естествознания, уфимская школа № 55:

— Мы с учениками занимаемся составлением «шежере по-русски»: изучаем историю не только страны в целом, но и своей семьи. Война коснулась всех, и сегодня дети проникаются этими событиями гораздо острее, чем раньше. Министр образования РФ сама историк и этому предмету уделяет повышенное внимание. Сходили в уфимский виртуальный парк — дети в восторге.

Римма ЖДАНОВА,
учитель географии, Стерлитамак:

— География — это как раз тот самый предмет, на котором можно ребенка не только учить, но и воспитывать: в экологическом, патриотическом смысле. Особенно, если это делаешь на примере своего города и его жителей. Год экологии для нас не начинался, потому что не заканчивался. Стерлитамак — город химиков. Дети у нас очень активные — постоянно участвуют в конференциях, ведут исследовательскую работу с предложением своих вариантов решения проблем.

Опубликовано: 18.08.17 (09:46) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Образование
Уфимский нефтяной выбирает одаренная молодежь, желающая получить востребованную профессию.   На любом предприятии можно оптимизировать процесс и сократить потери.  

Написать комментарий


AHOHC

Среди подписчиков газеты будет разыгран велосипед
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Основой для книги стал социальный некоммерческий интернет-проект «Любимые художники Башкирии»
  • В рамках научного симпозиума будет продемонстрирован документальный фильм о творческом наследии Н.А. Мажитова, организована работа археологической и фото- выставок. В пленарной части будут представлены доклады ведущих отечественных и зарубежных архео
  • Джефф Монсон — известный спортсмен. Получил российское гражданство в декабре 2015 года. Выступал в смешанных единоборствах и бразильском джиу-джитсу. Монсон является двукратным победителем ADCC Submission Wrestling World Championship и чемпионом мира

Вернуться