Издательство «Республика Башкортостан»
  • 17.10.18  «Комендантский час» для детей перешел на зимнее время
  • 17.10.18  В Башкирии проходят массовые проверки водителей
  • 17.10.18  
  • 17.10.18   Радий Хабиров: Работу будем строить, основываясь на указах президента страны
  • 17.10.18  
  • 17.10.18  «Салават Юлаев» выиграл в Магнитогорске у "Металлурга" - 2:1
  • 17.10.18  Башкортостан взял гран-при «Золотой осени»

Маленькие и большие секреты Юлии Линдт

«Я не работаю, я получаю удовольствие», — отмечает она

Каждый урок —это мини-спектакль, а учитель — артист, который не имеет права фальшиво играть, считает лучший педагог республики.
Каждый урок —это мини-спектакль, а учитель — артист, который не имеет права фальшиво играть, считает лучший педагог республики.
версия для печати
Каждый урок —это мини-спектакль, а учитель — артист, который не имеет права фальшиво играть, считает лучший педагог республики.

Абсолютным победителем конкурса «Учитель года Башкортостана-2017» стала Юлия Линдт, преподаватель русского языка, литературы и мировой художественной культуры (МХК) из уфимского лицея № 52. Молодая, обаятельная, харизматичная, похожая на артистку. Если судить по глазам, легко загорающимся при разговоре на увлекательную для нее тему, недалеко по возрасту ушедшая от своих учеников. Однако за плечами — солидный педагогический стаж, о чем Юлия Аркадьевна говорить не любит, мудро считая, что между стажем и профессионализмом знака равенства нет. Плюс наследственность в лице бабушки, учителя русского языка и литературы, долгое время проработавшей в 112-й школе, и деда, преподавателя гуманитарных дисциплин в военной академии. А артистизм? Что ж, учитель — он и актер, и режиссер, да и сценарист тоже, считает Юлия Аркадьевна.

Можно ли педагогу заниматься бодибилдингом


— Нередко учителя не в восторге от того, что дети идут по их стопам, зная все подвохи этой нелегкой профессии. Как к вашему выбору отнеслись родные?


— Родители у меня военные. И в семье у нас не принято кому-то что-то навязывать. Я была абсолютно свободна в своем выборе. Школу закончила с медалью и могла подобрать себе все, что душа пожелает. Душа тогда желала быть океанологом, но в какой-то момент романтизм во мне поутих. А захотелось спокойствия.


Школа — это же маленький мир, в котором все определено и упорядочено, как раз та самая тихая гавань, как ни парадоксально это звучит. Приходя на урок, дети забывают все остальное — ведь мои предметы не связаны с проблемами внешнего мира.


Уроки мировой художественной культуры вообще проходят на уровне открытий — как в передаче «Орел и решка». Просто рассказывать о том же Брейгеле — скучно. Поэтому наше общение идет на постоянном эмоциональном подъеме. И эти эмоции у меня не заканчиваются. Вот говорят про профессиональное выгорание, я не знаю, что это такое. Как можно выгореть, когда идет постоянная отдача — от меня ребятам, от ребят — мне. А потому я не работаю, я получаю удовольствие.


— Но искусство — вещь субъективная. Как заинтересовать всех без исключения?


— Так ведь МХК — это не только живопись. Это понятие широкое: архитектура, скульптура, музыка. Сейчас в 11-м классе мы как раз современную музыку проходим. Я прошу детей открыть свои плейлисты и поделиться тем, кто что слушает. Нет ни одного ребенка, у кого не было бы плейлиста. У некоторых, кстати, это Бетховен, Вивальди.
Математикам, конечно, нужна строгая гармония чисел. Ну не хочет он говорить об искусстве в эпоху, допустим, Просвещения. Пожалуйста, поговорим о том, как тогда развивалась наука. Которая, к слову, очень даже связана с культурой. Нужно только найти эти точки соприкосновения, что сделать легко, если учитель профессионал.


— Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным учителем?


— Это мой папа, жесткий, со своим авторитарным взглядом на жизнь. Так и у меня всегда свое личное мнение имеется. Когда меня награждали на конкурсе, я вспомнила его слова о том, что в жизни всегда должно быть дело — все равно какое — которое тебе по душе.


Хотя, к сожалению, у людей сложился определенный стереотип относительно профессии учителя. Чего стоит фраза: «Как ты можешь, ведь ты учитель!». Что значит: это можно, а это нельзя? А если я бодибилдингом хочу заниматься, почему нет? Поэтому многие мне говорят: «Вы на учителя не похожи». А я просто с детьми на одной волне. Может, это и есть мой секрет удовольствия от профессии.


Танец с «Джокондой»


— Язык вообще — «организм» развивающийся, с другой стороны — наша речь просто кишит иностранными словами. Я пришла в ужас, когда обнаружила на одном учительском сайте термин «триггеры». Так в каком состояниии сейчас наш «великий и могучий»?


— Так было всегда. И это мода. Помните, XIX век — это французский язык, сейчас засилие американской терминологии. Это вторжение извне: развивается экономика, политика, приходит новая лексика, которую подхватывают в том числе и учителя.


Дети ловко поднаторели в словоблудии. В сочинениях — напыщенные громоздкие фразы, не позволяющие улавливать смысл. Мы научились замечательно пудрить иностранными словечками мозги: посмотрите любую телепередачу. Мы открыты сейчас миру, и мир сваливает на нас все: как хорошее, так и откровенно «помоечного» качества. Я за простоту.

Сама обращаюсь с терминологией очень осторожно, особенно в работе с людьми — для человека должен быть доступен смысл сказанного.


А исконно русских слов остается все меньше, так было и так будет.


— Легко ли находить общий язык с нынешними детьми?


— Дети всегда и везде дети, а наша задача — показать, открыть им мир, то лучшее, что есть в нем и к чему нужно стремиться.


В этом году пять лет одному из моих самых любимых выпусков. У меня в классе было в тот год шесть медалистов. Среди них вьетнамка Маша Ву, которая пришла к нам в седьмом классе, неуверенно говорила по-русски, а окончила школу с золотой медалью. Русский сдала на 92 балла. Ни один ребенок из моего класса не ходил к репетитору. Все, что нужно, они узнавали на уроке.


Мы объездили с ними весь мир, не говорю уже про Россию. Родители из кожи вон вылезают, берут кредиты, но находят деньги на эти поездки. А результат? Все, кого ни спроси, хотят получить высшее образование. У них появляется мотивация. Они видят мир. И тянутся к тому лучшему, что в нем есть. Воспринимают его, конечно, по-разному. Ну и у взрослых так. Я, когда была в Лувре, наблюдала за реакцией на «Джоконду». Один из посетителей, например, начал танцевать ритуальный танец.


Секрет мастерства прост: учитель должен очень хотеть, чтобы дети впитали те знания, которыми он готов с ними поделиться. И даже опыт тут ни при чем. Не получается у тебя — не опускай руки, добивайся своего. Мой вчерашний опыт ничего не значит, ведь сегодня жизнь играет уже по другим правилам. Когда говорят, что двадцатилетний стаж — залог успешности в профессии, — это полная ерунда. Такой педагог может 20 лет вести уроки по одним и тем же конспектам: «ничего ведь не меняется». Те, кто идут в ногу со временем, — победители. Пример: Сергею Переверзеву — абсолютному победителю конкурса «Учитель Башкортостана-2016» — 26 лет, и он — профессионал!


С благодарностью вспоминаю своего преподавателя математики Виктора Кортнева. Я, человек, от царицы наук старающийся держаться подальше, настолько впечатлилась, что полюбила ее. Личность учителя играет главную роль. Ребенок бежит в кабинет именно к педагогу, а не к интерактивной доске.


Стать Анной Карениной


— Есть у вас педагогические фишки?


— Универсальных фишек не существует. Они рождаются с каждым приходом в класс.
Люблю загадки, это очень цепляет учеников: дети обожают все таинственное. Например, мы разглядывем «Тайную вечерю» да Винчи. А загадок там полно: была ли на картине изображена Чаша Грааля, действительно ли рядом с Иисусом Мария Магдалина. Вообще, любой творческий человек закладывет в свое произведение что-то удивительное.


Возьмем тот же Казанский собор в Петербурге. Представьте, его колонны ничем не прикреплены. Они сделаны в форме стакана, хотя смотрятся абсолютно ровными. А зная их диаметр, можно вычислить размер всего здания. Это уже приманка для любителей точных наук.


Или правило золотого сечения. Почему один человек красив, другой — нет? С помощью компьютерной программы мы можем «подогнать» любое лицо к правильным пропорциям. Но разве идеальное лицо всегда красиво? А обаяние, шарм, харизма? Дети как раз и приходят к этому выводу.


Посмотрите, как роскошно писали своих пышных красавиц Рубенс или Кустодиев. И мои полненькие девочки забывают о своих комплексах, понимая, как и их одноклассники, что красота — понятие не физическое, а духовное.


Фишка в том, что я не сижу на месте, посидишь три минуты — и ты уже нечто неодушевленное. А мне хочется быть «внутри класса». Учитель — это артист на сцене, который не имеет права фальшиво играть. Урок — как мини-спектакль, а не кино, которое можно переснять. Я училась ораторскому искусству — это не педагогическая, это психологическая необходимость, позволяющая влюбить в себя детей. Я-то своих изначально люблю, и они это чувствуют. Профессионализм профессионализмом, но если ты не любишь учеников — в школе тебе делать нечего.


— Дети нынче пошли прагматичные и каждый предмет рассматривают с точки зрения полезности. В чем, по-вашему, прикладное значение русского языка, литературы, МХК?


— Русский язык — тут объяснять ничего не надо: быть грамотным человеком — обязанность любого уважающего себя человека. Литература — это часть культуры, и тут тоже вопросов нет. А кроме того, это некий опыт. Не каждому выпадает судьба Анны Карениной или Пьера Безухова. На уроке литературы мы учимся тому, что может случиться с вами в жизни. Толстой очень близок к реальности. На примере Наташи Ростовой мы понимаем, что человеческое счастье — в семье. Там человек обретает спокойствие, и это очень важно понять именно сейчас, когда мы утеряли жизненно важные установки.


Мы взращиваем поколение эгоистов, в первую очередь думающих о себе. Нынешние родители с утра до вечера на работе. Но если не найти все же время на детей, тогда не надо приходить в школу и плакать: «Что мне делать с моим ребенком?». С нынешними родителями надо просто ликбез проводить. А в школе-то парадоксальная ситуация: на предметы гуманитарного направления, которые как раз о вечном говорят, отводится все меньше и меньше часов.


Так не сокрушайтесь о том, что наши дети растут бездушными. Их не учат быть другими. На это, увы, нет времени.


Что касается МХК, я ребятам говорю сразу: с точки зрения прагматизма она вам не нужна, вы прекрасно проживете, не подозревая о существовании да Винчи, архитектора Воронихина. Но! Знание основ культуры — это вклад даже не в образование — в душу. Это нельзя взвесить, продать. Это останется с вами.


Дайте детям тазик с водой


— Пожалуй, в вашем предмете скрестились две проблемы современной молодежи: безграмотность и нежелание читать. В чем вы видите их причину и как с этим бороться?


— Появилось много чего, что заменило книгу: гаджеты, например. Наш век — век мгновенного получения информации. Ребенку проще загуглить, кто такой Пьер Безухов. Да и читать им некогда. Динамика современной жизни не позволяет просто лежать с книжкой. Хотя я надеюсь, что книга не ушла. Есть дети, которые читают. И будут читать.


А безграмотность? Что ж — учимся и учим. Недавно меня позвали в одну из крупнейших наших компаний. Они провели «внутри себя» диктант. Такие взрослые дяди и тети. Проверять, правда, не дали — им раздали текст и свои ошибки они анализировали сами.


Нужна тотальная реклама грамотности, надо убеждать людей в том, что это аксиома для любого успешного человека, несомненный успех на любом собеседовании. А для этого надо много читать, учиться. Постоянно.


— Как считаете, на каком уровне находится нынешняя школа?


— Мне кажется, наше образование надо сделать более практико-ориентированным. Международные тесты показывают, что мы находимся на очень низком уровне. Впереди Сингапур, Гонконг. То есть те страны, в которых детей учат на реальных примерах: да хоть берут тазик с водой и показывают: что там утонет, а что нет. Не на бумаге или картинках. С первого класса.


На физике мне хотелось бы знать, как можно собрать розетку, например. Ну, научилась я собирать цепь. И что? Сделайте какую-нибудь стену, на которой можно эту розетку собрать, что-то там подключить. Покажите, как действует никотин на легкие. Я своих детей, например, возила в морг в медуниверситет. Их надо иногда и напугать, столкнуть лицом к лицу с реальностью, ведь рано или поздно они выйдут в мир.


Сама школа нередко для детей чужое, тоталитарное учреждение. Это чужая парта — я могу сделать с ней, что хочу. Это чужой дом. А вот когда они у меня собственными ручками стены отштукатурили, постелили линолеум, так свой жесткий контроль установили, вылавливали нарушителей со жвачкой, заставляли отлеплять.


В реформах у нас всегда перегиб. Мы берем под козырек и сотрясаем мир. Если речь идет об электронном образовании — так все за компьютеры! А на самом деле ребенку нужна методичная, планомерная работа, где компьютер — просто часть инструментария, причем не главная.

Опубликовано: 12.05.17 (09:56) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Образование
Днем ученики лазили в воде, а ночью готовили доклады.    
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

  • Пройдемся по улочкам Уфы
  • Радий Хабиров ознакомился с работой нефтеперерабатывающего комплекса «Башнефти»
AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

Началась основная подписка на I полугодие 2019 года по каталогу периодических печатных изданий
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету
В Башкирии проходят «Дни реальных дел»
Иван 2018-08-31 16:21:59
Врачи из Уфы вошли в международный реестр роботических хирургов
Иван 2018-08-31 16:21:04
Константин Толкачёв: Обращение Президента РФ снимет напряжение с пенсионной реформы
Радик Мухарямов 2018-08-31 13:47:20
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08

Вернуться