• 24.04.18  Сегодня - Международный день солидарности молодежи
  • 24.04.18  Сегодня - День английского языка
  • 24.04.18  Сегодня - Всемирный день защиты лабораторных животных
  • 23.04.18  В Башкирии повысят зарплату муниципальным работникам
  • 23.04.18  Уфимских детей-сирот снимут для передачи «Когда все дома»
  • 23.04.18  В Башкирии водитель «Лады Калины» врезался в дерево и погиб‍

Революции 1917 года: сколько их было?

Книга о событиях столетней давности может примирить «белых» и «красных»

версия для печати
4 | 4

Побывав на презентации книги Рустема Вахитова «Революция, которая спасла Россию», поймал себя на мысли: по количеству упоминаний Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года можно отнести к самым основным, планетарным событиям XX века. Говорят и пишут о них тревожно много. Беда лишь в том, что дискуссии идут в основном в формате телевизионного шоу. Но всякий ли зритель готов к разговору о столь глубинных исторических процессах?

 

Почему организатором презентации книги стала вдруг КПРФ? Ведь автор не член этой партии. Купились коммунисты на заголовок? Ну и зря. У самого автора к смыслу заголовка более многоплановый подход. Как он сам говорит — евразийский. Что вкладывает Рустем Вахитов в понятие «евразийский», об этом чуть ниже. Что же касается представителей КПРФ, то они, к сожалению, в своих выступлениях не избавились от застарелой партийной лексики, несмотря на то, что на дворе уже XXI век, выросло новое поколение молодых людей — романтичных и жаждущих перемен не менее, чем интеллигенция и «передовой пролетариат» конца XIX — начала XX веков. Идеи свободы, справедливости и гуманизма вечны.


Рустем Вахитов — доцент Башгосуниверситета, кандидат философских наук, член Союза писателей России. По убеждениям, как сам признается, левый евразиец. То есть не за «красных», не за «белых». Он стоит на третьей позиции. Тут придется повторить штампы советской пропаганды. Цитирую из его книги: «7 ноября — это день Великой Октябрьской социалистической революции, которая покончила с капитализмом в России и создала первую в истории страну победившего социализма — прообраз будущей коммунистической цивилизации, к которой, в конце концов, якобы придут все страны. Для либералов и правых патриотов-антисоветчиков 7 ноября — день захвата власти кучкой фанатиков-утопистов, которые, умыв Россию кровью, превратили ее в полигон для невиданного и бессмысленного эксперимента, отбросив ее от курса, по которому идут цивилизованные западные государства, и заодно от идеального варианта русской традиционной монархии».


Ни те, ни другие, утверждает автор, не могут представить, что возможна третья позиция. «Она принимает советскую революцию, но отвергает ее коммунистическое, марксистское понимание, — продолжает он. — По мнению евразийцев, никакого капитализма в западном смысле в России не было и быть не могло, российские капиталисты так и оставались носителями мировоззрения старообрядческого купечества, а российские пролетарии — крестьян-общинников. Евразийцы не разделяют теорию, которая всем странам предписывает идти по тому пути, который уже прошел Запад, история для них многовариантна, каждая цивилизация развивается по своему закону, который связан с ее предназначением, с ее ментальностью, с ее традициями и, наконец, с ее географическим положением». В таком случае, убежден автор, русская Октябрьская революция предстает не как плохая копия французской или английской революций, а как стихийно-национальное, «почвенное» восстание русского народа и других народов российского пространства против своих элит — прозападного дворянства и интеллигенции, утерявших связь с национальной традицией, со своей почвой. Более того, считают евразийцы, истоки революции уходят в трагическую эпоху Петра Великого — первого реформатора России по западным лекалам.


И еще несколько евразийских «кирпичиков» в конструкцию СССР. Автор напоминает, что про советскую власть Маркс и Энгельс ничего нигде не писали. Она родилась из социального творчества русского народа и других народов страны с их общинным жизнеустройством. Она сродни сходам и курултаям. Гибкие и хитрые вожди революции — западники в своей основе — быстро подстроились под это. Но советская власть, считают евразийцы, — это завоевание революции, которое должно быть сохранено, даже если падет компартия.


Отталкиваясь от этих «кирпичиков» в фундаменте страны, автор довольно убедительно доказывает, почему оказалась бесплодной Февральская буржуазная революция, в ходе которой монарх без особых страданий передал власть своим же приближенным.


По мнению Рустема Вахитова, на 1917-й год приходится три революции: кроме Февральской и Октябрьской, еще и крестьянская. Она началась в России в 1902 году, после недорода 1901-го и длилась, то вспыхивая, то затухая, до 1921 года. Крестьянские бунты, как мы знаем, в стране не были редкостью. Но в начале XX века они стали массовыми и обрели организованный характер. К тому времени, пишет Вахитов, изменились сами помещики: «Если в XIX веке помещик вел патриархальное хозяйство и собирал с крестьян оброк лишь для своих нужд, то теперь помещики стали заниматься торговлей хлебом с целью получения прибыли. По сути, крестьянская община выступила против государственного и помещичьего капитализма». Царские карательные войска подавляли бунт. Жестокость рождала жестокость.


Автор книги приводит убедительную статистику. До 80 процентов населения тогда было сельским, и лишь 12,6 процента — городским. Россия из года в год увеличивала экспорт зерна, крепко сев на аграрную иглу. Вот статистика за 1907 год: доход от экспорта хлеба составил 431 млн рублей, из них потрачено на предметы роскоши для элиты 180 млн, еще на 140 млн элита скупила недвижимость, оставила на курортах Баден-Бадена, в казино. На модернизацию отечественной экономики «эффективные собственники» потратили всего лишь шестую часть доходов от экспорта зерна. Логика ресурсного государства, утверждает автор, неизменна.


Для полной характеристики событий 1917 года придется сослаться еще на одну книгу, автор которой израильтянин, живущий в США и прекрасно пишущий на русском языке. Это Михаэль Дорфман. Случайно приобрел ее в одном из книжных магазинов Уфы, признаюсь, из-за названия — «Евреи и жизнь. Свастика в Иерусалиме». Публицист Дорфман рассказывает о таких сторонах истории и жизни Израиля, которые замалчиваются в среде самих евреев.


Так вот, как пишет Дорфман, в Израиле среди русскоязычных избирателей укоренилось мнение о том, что в 1917 году в России состоялись-таки две революции: русская, снесшая царский режим, и еврейская, ознаменовавшая восстание против старого местечкового порядка.


В завершение сошлюсь на статью «Мифы и смыслы» философа Сергея Кара-Мурзы в № 6 «Литературной газеты»: «Чтобы успокоить вековые раны и обиды, не надо читать в сердцах и выпытывать у людей правду их предков. Разумно перевести разговор в плоскость рациональных понятий. Общий язык понятий, логика и мера на время утихомирят страсти и позволят людям связать 1917 год с 2017 годом, а главное — взглянуть в будущее». А если по-простому: революция — не тема для шоу.

Опубликовано: 30.03.17 (09:46) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Политика
   
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий
прохожий2017-03-30 16:59:57
Ринат, а всё-таки чем ценно и чем оригинально сочинение Вахитова? И как. с помощью каких инструментов оно "помирит" современных "красных" и современных "белых"? Можно что угодно говорить, но поставить в один ряд два противоположных полюса---задача практически неразрешимая...даже для такого мудреца, как господин Вахитов...Сводить революцию лишь к восстанию угнетённых масс против элит--не понимать глубинной сути революционного процесса...которая кроется в отношениях масс и элит к экономическому базису общества--средствам производства, способу и формам присвоения прибавочной стоимости... Современная Россия--второе издание России предреволюционной...О каком примирении здесь можно вести речь, когда существуют рядом безграничная роскошь меньшинства и отчаянная бедность большинства! И это не идеологический штамп из советского прошлого, как Вам представляется, а как раз та объективная реальность, которая существует вне нашего сознания...

Жители Башкирии могут наблюдать за половодьем в режиме онлайн
AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
Двое жителей Кумертау признаны виновными в убийстве человека в баре «Соло»
Радик 2018-04-23 22:21:14
В Уфе снесли незаконный торговый павильон
Рафаэль 2018-04-21 07:48:48
Где в республике самые плохие дороги?
Линар 2018-04-19 10:43:26
Деревня Таштимерово и её обитатели (Культура) 16.04.18 (20:01)
Андрей Ничков 2018-04-17 15:27:05
В Уфе в уличные ямы уложено почти 1 000 тонн асфальта
я 2018-04-17 11:52:24
Деревня Таштимерово и её обитатели (Культура) 16.04.18 (20:01)
ВВ 2018-04-17 08:21:46
Где в республике самые плохие дороги?
Любовь 2018-04-14 01:36:04
Погода: экстрим гарантирован (Вопрос эксперту) 11.04.18 (22:29)
ВВ 2018-04-13 09:47:50
Где в республике самые плохие дороги?
Хасан 2018-04-09 21:08:36
Вскрытие рек в Башкирии произойдёт с опозданием
Знаток 2018-04-06 21:54:28
Вторичный рынок невест (Cоциум) 04.04.18 (20:43)
Анна 2018-04-06 21:37:25
Вторичный рынок невест (Cоциум) 04.04.18 (20:43)
Асаба 2018-04-06 16:03:30

  • Река Белая город Салават. 13 апреля 2018