Основательный Раиль Кучуков

Я стараюсь любое дело сделать настолько хорошо, насколько могу, отмечает певец

версия для печати
22 | 22
По словам критиков, Кучуков просто родился для роли Юлая в опере «Салават Юлаев».

В представлении народный артист Башкортостана, думается, не нуждается. Его хорошо знают не только любители оперного искусства, но и зрители, появившиеся в театре по случаю и неизменно попадающие под обаяние героя Кучукова, в каком бы амплуа он ни выступал. Впрочем, это неудивительно — ему одинаково хорошо удаются все роли: от трагедийного образа Риголетто до празднично-яркого Эскамильо в «Кармен» или одесского «Робина Гуда» Бени Крика в мюзикле Александра Журбина «Биндюжник и король». В его багаже около 90 партий — считай, весь репертуар оперного театра, безразмерное амплуа и — считаные дни до 65-летия, во что поверить сложно. Раиль Фазылович в прекрасной форме — как человек и как актер.

 

Две жизни оперного певца


— Если почитать вашу биографию, складывается впечатление, что все шло как по маслу: школа, институт искусств, театр оперы и балета... Почему все же мальчик из села Кулуево решил стать певцом?


— Вообще-то я мечтал стать шофером. О профессии певца и не думал. Мама, правда, рассказывала, что уже лет с двух я что-то там мурлыкал, весьма музыкальное. Когда учился в школе, был неизменным участником всех концертов. Прорезался у меня к тому времени голос, я и пел, но не думал, что пение станет моей профессией. В школе у нас был к тому же хороший хор и замечательный хормейстер — женщина строгая, и хористы наши народом были дисциплинированным. Ближе к выпуску пришлось делать выбор. Один профессиональный певец у нас в деревне уже был. Сергей Панков — он пел в Уфе в хоровой капелле. Приехал летом домой, мы встретились, разговорились, он меня прослушал и посоветовал: «Обязательно поступай в училище искусств. Голос у тебя есть. Тембр красивый». Я и приехал. Нашел училище. Непросто мне эта поездка далась: я был простым деревенским парнем, в Челябинске один раз только был. Нас, школьников, возили на балет «Лебединое озеро».


— Не ощутили тогда священного трепета?


— Да не ощутил. Красиво было, но не трепетал. Училище тогда в здании института искусств располагалось. В комиссии же мне сказали: «Опоздал». Тогда член комиссии Лариса Голубева мне посоветовала: «Поднимись на второй этаж, там прослушивание идет. Попробуй прослушаться и ты». А на втором этаже Миляуша Муртазина сидела, Аэлита Чанбарисова. «Ну, спой», — говорят. Я и фортепиано-то толком не видел. Но нашел ноту «до», задал себе тональность. Спел «Родину» Туликова и «Таштугай» — народную песню. Смотрю — притихли, слушают внимательно. Это хорошо. Потом проверили слух, ритм. Я не полный уж профан в этом был. С пятого класса учился играть на баяне, купленном в комиссионном магазине. Зять у меня в сельском клубе баянистом работал, он и учил.


Меня попросили за дверью подождать, через некоторое время вышли: поставили мне «пять с плюсом» — единственному. И практически не сдавая другие предметы, я был принят в класс Аэлиты Чанбарисовой. Там и понял, что это — мое.


— Родители ваши не сокрушались по поводу того, что шофера из вас не вышло?


— Они очень демократичными были. Есть желание — пой. Более того, деньгами хорошо поддерживали, хотя сами не барствовали. Стипендия была 28 рублей, а они тридцать присылали и больше. Отец работал на руководящих постах, но ведь тогда особой разницы в зарплате не было. Ну, получал больше доярки, но ненамного. А мама хозяйством занималась. Она раньше на маслозаводе работала. Там здоровье подорвала. Холодильников же не было — были ледники в подвалах. Работницы заскакивали туда и босиком, и в летней одежде. В семье восемь детей было. Двое, правда, в раннем детстве умерли. Я был предпоследним ребенком. Старший брат, кстати, и сестра старшая петь любили, зять на баяне играл — такой семейный музыкальный коллектив. У отца был прекрасный баритон — он замечательно пел народные песни. Видимо, я в него пошел.


— О Миляуше Галеевне написано и сказано много, вы, учившийся у нее в институте, что можете сказать?


— Она была строга, хотя я был всегда, в общем-то, дисциплинированным. Она педагог от бога: слышит, помогает, направляет, как и Аэлита Чанбарисова. Певцу себя со стороны оценить очень трудно, мы работаем «на ощупь» — а вот слышат нас как раз педагоги. И если попадется такой чуткий учитель — это счастье. Редко какой певец за всю жизнь научиться петь как надо. Хороших оперных голосов много, но хороших певцов — единицы. Павел Лисициан, Юрий Мазурок, Муслим Магомаев, Елена Образцова, Ирина Архипова, Галина Вишневская. Марио дель Монако говорил, что для пения нужны две жизни: одна — чтобы учиться, другая — чтобы петь.


В опереттах нет порядка


— Вы в театре уже с 1978 года...


— По окончании института мы поехали в Свердловск — на этакую ярмарку певцов, к нам там директора и режиссеры театров присматривались, выбирали. Предлагали определенную зарплату, квартиру. Видимо, я произвел впечатление, потому что предложения у меня были очень заманчивые: Новосибирский оперный театр, Казанский. Но Зюгра Байрашева, заведующая вокальным отделением нашего института, сказала: «Ты — кадр наш, давай в Уфу!». Я легко согласился, потому как человек благодарный: раз уж здесь отучился, должен отблагодарить, отработать. И вернулся.


Так не место же красит человека. Я просто отношусь к жизни, звезд с неба не хватаю, но дело свое делаю исправно. Если доволен тем, как спел сегодня, это для меня самая большая радость.


А в театр я пришел раньше — в 1976 году, в составе студенческой стажерской группы. Мы исполняли эпизодические партии, это была своего рода практика.


Первой серьезной ролью стал Пугачев в опере «Салават Юлаев» Загира Исмагилова. Практически в моей творческой копилке — весь репертуар театра. В молодости пел больше лирические партии. С возрастом перешел на драматические, исполняя даже репертуар для баса. Например, в конце прошлого года в премьерном спектакле «Салават Юлаев» мне достались сразу две роли — Юлая и Рейнсдорфа. Забавно, но одна критикесса мне позвонила и разъяснила, зачем я на свет появился. Так и сказала: «Вы родились для партии Юлая». Я сам стараюсь не лезть туда, куда возраст не позволяет. Иногда уж по крайней необходимости приходится, например, петь Мизгиря в «Снегурочке». Роль нетяжелая, но мне ж неудобно признаваться в любви юной красавице. Риголетто — дело другое. Возраст тут не помеха.


— Про вас пишут, что вы баритон драматический. А чем он отличается от просто баритона?


— Насыщенностью звука, наличием металла в голосе. Голос должен быть большой, плотный, даже басовитый. Звучит он глубже, шире. Лирический баритон более тонкий и легкий, светлый, а драматический — темный. В драматических партиях обычно оркестр звучит очень мощно, может заглушить певца, тут лирическим баритоном не споешь.


— Очень хвалят вас за партии в опереттах. Как дается вам этот трудный «легкий» жанр»?


— Я занят только в возрастных ролях: в «Сильве» пою отца Эдвина, в «Веселой вдове» — барона Зета. Но петь в оперетте тяжело. Если это баритональная партия, в ней, как правило, много высоких нот, очень много «ля», а для баритона это просто убийство. В теноровых — напротив, много низких. Порядка там нет. Опереточные голоса быстро изнашиваются. Поэтому частенько ноты сейчас подделывают под артистов, под их голос. В оперетте нужны не оперные голоса.


— А почему ж ставят? Есть ведь в других городах театр оперы и балета и театр оперетты.


— Конечно, музыка уже не звучит так, как написано. Но надо же деньги зарабатывать. На оперетту зрители идут охотнее.


Как «убить» театр


— Так опера все же искусство элитарное?


— Безусловно. Правда, я заметил, когда людям становится жить трудно, в 90-е годы, например, народ начинает ходить в театр. В том числе и на оперу.


Кстати, о театре. Когда я сюда пришел, это был театр с великолепной акустикой, может быть, лучшей в Союзе. А в 80-х годах здесь затеяли капитальную реконструкцию и переделывали сценическую часть. Раньше купол в зале и потолок закулисной части были на одинаковой высоте — строили по итальянским образцам. У нас потолок закулисной части подняли — для удобства уборки колосников. Купол остался на месте — а звук-то высоту ищет, и летит не в зал, а за кулисы. И никто не собирается это исправлять.


— Вы пели и в детских спектаклях. Дети — самый капризный и самый честный зритель.


— Сейчас пою только в «Бременских музыкантах», раньше спектаклей было гораздо больше. Петь для них нетрудно, но теперешние юные зрители очень уж шумные. Прихожу в школу за внуками — грохот в разы больше, чем в наше время. Дети — другие. В душе у них нет покоя. Это очень огорчает, потому что людьми они вырастают поверхностными, им некогда остановиться, задуматься.


— Я была поражена тем, что в вашем богатом репертуаре есть уникальная опера — Менотти «Телефон» для двух исполнителей. Когда и как наш театр пошел на этот смелый эксперимент?


— Мы тогда объединили два спектакля — «Скрипка Ротшильда» и «Телефон». Их ставил Рустем Галеев во Дворце имени С. Орджоникидзе. Мы работали там как раз во время реставрации, когда убивали наш театр. Да, это был эксперимент, но он замечательно был воспринят советской публикой. Сейчас люди более склонны к сценическим эффектам, им нравится, когда постановка действует на глаз, нежели на сердце. Публике нужно шоу.


Вначале было слово


— Еще в давние времена родители давали своим детям имена не просто так. Вас назвали очень интересным именем Раиль. Посмотрим, насколько вы ему соответствуете. Во-первых, оно переводится как «основоположник» или «закладывающий фундамент». Любовь имеет огромное значение в жизни Раиля.


— Я до сих пор влюблен в свою жену, и это чувство дает мне ощущение счастья. Любовь — основа моей жизни. Я однолюб.


— Раиль — отличный семьянин. Для семьи готов пожертвовать многим: своими планами, интересами, деньгами. А у вас гастроли, спектакли по вечерам...


— Это не мешает моей семейной жизни. По молодости было тяжеловато. Детьми в основном я и занимался. Отводил утром в садик, приводил. Я еще учился тогда, потом работал. Это сказывалось частыми простудами — бегать приходилось много, между спектаклями в том числе, детей носить на руках. Так что сейчас радуюсь, что постарел. Поработал хорошо в молодости, все, что должен был сделать мужчина, сделал. Теперь отдыхаю.


— Раиль — деятельный и общительный человек, не боится публики, ну это понятно, что ж еще артисту остается делать. В какой-то степени — перфекционист: придает значение мелочам и доводит их до совершенства.


— Это так. Я стараюсь любое дело сделать настолько хорошо, насколько могу. Сам. Слесаря домой вызываю в крайнем случае. Очень люблю порядок — мои вещи должны лежать только там, куда я их положил. Но требовать такого же порядка от других я не могу. Зачем их переделывать — у каждого свой характер, своеобразие, печать божья, если хотите. Ну, сделал раз или два замечание, не получилось. Не нужно и продолжать.


— А дальше — интересный вывод! Чаще всего Раиль останавливает свой выбор на профессии музыканта, актера, художника.


— Тут действительно в точку. Никем иным я себя и не представляю, сердце и жизнь моя — в театре. Вот не нравится мне, правда, что сейчас мы поем на иностранных языках. Для того, чтобы вкладывать в пение душу, надо его выучить, этот язык, чтобы петь и понимать в это же время, о чем поешь. И зрителю все ясно. Слово ведь все же первично — даже в опере. А сейчас мы просто механически заучиваем партии. Образ-то ясен, а конкретики нет.

Опубликовано: 24.03.17 (09:44) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
  Лариса Вербицкая скандинавской ходьбой занимается уже пять лет.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

  • Сабантуй-2018. Ермекеевский район
  • фотовыставка Гульнары Самойловой (США)
  • Рустэм Хамитов принял участие в предварительном голосовании
  • Рустэм Хамитов поздравил полицейских с юбилеем
  • Вы порадуйтесь за нас - перешли мы в пятый класс !
  •   Рустэм Хамитов принял участие в дебатах  «Единой России»
AHOHC

Подписка - 2018

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
Жители Башкирии могут наблюдать за половодьем в режиме онлайн
В Башкирии спасатели нашли пропавшую девочку. Она провалилась в яму в лесу
Радик Мухарямов 2018-06-23 21:32:30
Ну что за дело? Как деревенская девочка могла провалиться в яму? Это же уже достаточно разумный... далее
Мундиаль и российская глубинка (Спорт) 21.06.18 (09:05)
Илья Макаров 2018-06-22 16:08:24
Толя Легчилин - сам легенда. Великолепный рассказчик, он сам кладезь интереснейших историй, событий... далее
Фома неверящий (Cоциум) 21.06.18 (09:05)
Радик Мухарямов 2018-06-22 10:55:36
Кстати, на некоторых частных такси в ту сторону не намного дороже чем на автобусе, зато быстрее. А... далее
Мундиаль и российская глубинка (Спорт) 21.06.18 (09:05)
прохожий 2018-06-22 10:09:57
Спортсмены-любители..спортсмены--профессионалы--то явления из вполне понятных и... далее
В Уфе под риском увольнения находятся более 2,6 тысячи человек
Радик Мухарямов 2018-06-22 08:11:56
Это ведь так просто написать, что будут уволены 2 тыс. 664 человека. А ведь это непростые судьбы... далее
Право выбора (Cоциум) 19.06.18 (22:29)
Гафури 2018-06-21 17:03:21
Наш уважаемый Барый Исмаевич , по кличке "мостовик"( при нем были построены все основные мосты в... далее
Выход на пенсию откладывается? (Политика) 19.06.18 (22:29)
ВВ 2018-06-20 22:04:11
Проблема не только во внедрении повсеместно насильственной трудовой деятельности (добровольная и... далее
Не красна Башкирия углами, а красна бэлешами
Радик Мухарямов 2018-06-20 18:50:11
Ну, туристы видимо едят в основном вак-беляш, а весь смак в настоящем беляше. С пылу-жару. Ну и... далее
Выход на пенсию откладывается? (Политика) 19.06.18 (22:29)
Радик Мухарямов 2018-06-20 12:54:11
Одни из "доказательств" необходимости реформы по возрасту выхода на пенсию - увеличение... далее
Рустэм Хамитов: Виновные в непоставке лекарств для льготников будут уволены
Радик Мухарямов 2018-06-19 20:18:40
Ну вот, накликали. И меня коснулась эта печалька. В поликлинике не оказалось одного из лекарств от... далее
Башкирские эксперты: Пенсионная реформа назрела давно
Радик Мухарямов 2018-06-19 19:34:58
Ильдар, а вот если бы у полковника , у губернатора и ещё у некоторых, не отыскали бы эти миллиарды,... далее
В Башкирии цены на бензин стабилизировались
Радик Мухарямов 2018-06-19 19:29:31
Пресс-служба Госкомторговли уведомила читателей, что не спит с 1 июня и еженедельно мониторит цены... далее