Алмас Амиров: наедине со зрителем

Я человек, который упорно избегает ярлыков, утверждает актёр
Маулит («Цыпленок из букваря») заставляет зрителя и смеяться, и плакать.
Маулит («Цыпленок из букваря») заставляет зрителя и смеяться, и плакать.
версия для печати
36 | 36
Маулит («Цыпленок из букваря») заставляет зрителя и смеяться, и плакать.

Моноспектакль — испытание не из легких: как для зрителя, отвыкшего вдумчиво вслушиваться в монолог актера, так и для самого актера, задача которого — держать в напряжении зал, не имея возможности спрятать огрехи за спинами коллег. Однако литовский режиссер Линас Зайкаускас поставил спектакль «Цыпленок из букваря» на Алмаса Амирова и не прогадал, в чем признался во всеуслышание: «Это гениальный артист, упавший в Уфу с неизвестной планеты».

Факты только подтверждают его слова: в копилке актера самые разноплановые роли — от Микеле «Филумена Мартурано» до Дервиша («Затмение»), от Хардинга («Пролетая над гнездом кукушки») до Хана Масема («Мактымсылу, Абляй и Кара Юрга»). И все «прожиты» на сцене блестяще, будто Алмас Хадисович специально был рожден для каждой из них. Впрочем, ему стукнуло всего-то пятьдесят, так что остается только гадать, чем еще он удивит своих преданных поклонников.

Таким и родился

— Надо полагать, в селе Ахуново, где вы родились, актеры толпами по улицам не ходили…


— Не ходили. Певцы вот были (на минуточку — Назифа Кадырова — авт.). Меня же папа-водитель брал с собой в рейсы. В гараже радовались: «О, шоу!» Тут как раз появлялась табуретка, я пел песни, читал стихи и получал заслуженный гонорар: пять копеек. Еще до школы был «кормильцем». В садике все время что-то изображал, так что, когда спрашивают, когда я решил стать актером, отвечаю, что ничего и не решал, я таким родился.


— Вы учились у легендарного Рифката Исрафилова. Каким Рифкат Вакилович был педагогом? Были у него какие-то педагогические фишки?


— Он научил нас главному: видеть, слышать и реагировать. А так как он замечательный режиссер, мы, актеры, усвоили, как можно разобрать сценку, этюд правильно, с точки зрения именно режиссера. Это тогда как-то не практиковалось.


Занятия проходили бурно. Рифкат Вакилович скидывал пиджак, сам включался в игру, показывал, объяснял.


— Мы вот ярлыки клеить для порядка и понимания любим. Про вас всемирная паутина сообщает: «Актер комедийного жанра с тонкой характеристикой образов». Однако в вашем репертуаре — Креонт («Царь Эдип»), Хор («Антигона»), Шайхелахияр («Камень одиночества»). А сами вы как считаете — вы кто?


— Я человек, который упорно избегает ярлыков. Лет десять тому назад зародилась эта тенденция, которую я остро прочувствовал: нередко режиссеры берут артиста на роль, зная, что он сделает то, что им надо. И человек на всю жизнь застревает в плену однажды созданного им образа. Бывало, что я и отказывался от роли. Приходилось доказывать, кто ты есть не только на сцене — за кулисами, в жизни. Моя профессия — это не только результат: вышел, отыграл. Надо еще и воевать за самого себя.


Я как-то подумал, что в принципе и в афишах лукавят, указывая жанр пьесы. Это для продажи, для продюсеров и администраторов. В жизни ведь нет такого: сегодня я трагик, завтра — комик, с человеком что только не происходит в течение дня. Так же и на сцене.


Комедия, например, очень тонкий, легко разваливающийся жанр: и на сцене и в жизни. Любая комедия по сути — это поиски выхода из очень серьезного положения. Это нам смешно, а человеку, ищущему этот выход, — совсем нет.


Классический для меня пример — гениальная игра в сцене суда Фрунзика Мкртчана в фильме «Мимино». Человек вспотел, забыл полностью русский язык, он так хочет вытащить друга, руки трясутся, на улице просит: «Судья — девчонка совсем, пошли, свидетелем будешь». Ему не до смеха.


А «Осенний марафон» — это комедия? Леонов поминает «хиппи лохматого», а ведь у него проблемы: жена сейчас пилить будет, настучат на него, тоска просто.


Это не комедия, не трагедия, не мелодрама. Это жизнь.

Страшные, талонные, фенольные

— После окончания института вы пошли служить в Башкирский театр драмы. Как в старые добрые советские времена — одна запись в трудовой книжке. Не хотелось поменять обстановку, тем более, театры постоянно лихорадит?


— Бывало. Случились ведь 90-е, страшные, талонные, фенольные. На руках — маленький ребенок. Жилья нет. Идем в институт искусств: «Мы вам помочь не можем». Мы — в театр. Нас отправляют назад. Так и ходишь, пока, наконец, не дают репетиторий, где пол бетонный, окно железное и не открывается, зеленые стены. Кроме холодильника и ребенка больше ничего. Кажется, будто все это было так недавно. И не война ведь, вроде, а было.


Зарплаты нет никакой. Вообще. Когда выезжали в район, за спектакль платили курами. Мы, правда, как-то не унывали и жили весело. Хотелось иногда рвануть в Москву, где куча друзей. Но — прикипели.

 

— Вы снимались в кино. Что давал вам этот опыт?


— Чего-то крупного у меня в кино не было. Адомайтис, кажется, перестал работать в театре, а больше снимался в кино. Спросили: «Почему?» — «В театре надо оголяться, а кино — это медитация».


Чтобы почувствовать себя киноактером, сниматься надо постоянно, а мне времени не хватает, как и опыта. «Мотор! Камера!» — три-четыре дубля, все ушло, и ничего не исправишь. Говорят же: «Десять минут съемок — десять лет позора».


В театре хотя бы есть возможность исправить все на следующий же день. Новый зритель, каждый следующий спектакль не похож на предыдущий…


— А если трудный зритель попадется?


— Бывает, но редко. Если люди пришли сами, заплатив деньги, с явным желанием посмотреть спектакль, это благодарная публика. И даже если ей не нравится, у нее живая реакция.


А вот как-то приглашали меня вести концерт одной певицы, муж которой работал в крутом месте. Люди туда пришли не из-за того, что так уж любили артистку. Вот их не пробьешь. Они ждали, когда шеф поднимется на сцену и цветы подарит, и можно будет отметиться перед ним.


Было большое желание сказать: «Вы тут посидите еще, а я пойду, погуляю, потом приду, поклонюсь, и все на этом».


— «Цыпленок из букваря» был вашим дебютом в жанре моноспектакля. Сложно оставаться один на один со зрителем без поддержки коллег?


— Мне комфортно, я, видимо, к этому давно шел. Сказать, что я эстрадник — нет, все же театральный артист. Но моноспектакль — это какой-то драйв, джаз, можно сказать. От зрителя идет такая мощная волна, что ты дышишь в унисон с залом.


— Как живется двум артистам в одной семье? И на одной сцене?


— Да уже не двум — трем (сын Эмиль — актер — авт.). Даже четырем творческим людям: Ангиза же (сноха) — драматург. По ее пьесе я спектакль поставил. Одна дочь самый конкретный человек, учится в школе, и ей не до наших игр, она занимается уроками и ворчит, что мы заколебали ее уже разговорами про театр.

Мёртвый театр

— Больной вопрос: репертуар национального театра. «Антигона» была многими принята в штыки. Главный аргумент был такой: мы должны сохранять свое лицо.


— Театр без произведений мировой драматургии мертв. На дверь можно сразу вешать замок. Уникальность театра, его своеобразие — это язык. Его надо беречь. Это все были рассуждения непрофессионалов. А своих авторов или не своих не существует. Вот Флорид Буляков — он что, только свой и подходит только для нашего театра? А почему его тогда в Москве играют? Почему там не играют только Чехова и Островского?


Мы должны привлекать в театр зрителя, поднимая проблемы, которые его волнуют. А проблемы-то общие для всех народов.


Если какой-либо башкирский драматург написал пьесу, а якут, к примеру, сидит, смотрит, плачет и говорит: «Это обо мне», кого волнует вопрос, кто эту пьесу создал?


Язык — другое дело. Я нередко слышал и от русских актеров, что язык в театре уже не тот. Пропадает правильный русский язык. Я как-то с дочкой шел, встретил коллегу из другого театра. «Привет» — «Привет». «Как дела?» — «Царя Эдипа» ставим». Он жене: «Прикинь, «Эдип» на башкирском — прикольно!»


Я думаю, а с чего древнегреческая пьеса должна только на русском звучать? Почему не на древнегреческом? Кстати, Искандер Сакаев, постановщик «Эдипа», был ассистентом режиссера Теодороса Терзопулоса, поставившего «Эдип-царь» Софокла, и рассказывал, что когда заговорил на башкирском, Терзопулос восхитился: «О, вот так бы говорить!» Ему очень важна была напевность речи.

Быть незаметным — высший класс

— А как зрителя заманить на серьезный спектакль? Если тащить насильно, ничего, кроме внутреннего сопротивления и неприятия, не получишь.


— Татарский театр имени Камала вот смог. Что удивительно, когда был еще жив Марсель Салимжанов, руководитель театра, у них работала статистическая служба. Люди чуть ли не кандидатскую защищали по посещаемости. Они были со зрителями очень осторожны, деликатны. И зритель привык к ним ходить, привык им доверять.


Когда поднялся шум по поводу «Антигоны», меня больше всего бесило не обсуждение «наше — не наше», а мучил вопрос: «А где вы, которые за «наше», были, когда мы выпускали «Кахым-туря» или «Ахметзаки Валиди Тоган»?». Даже на премьере сидит меньше народа, чем на «Антигоне».


— Вы живете только театром или посещаете творческие мероприятия? Что скажете о культурной жизни Уфы?


— Стараюсь и в кино ходить, и на хоккей. А Уфа заслуживает более яркой культурной жизни, чем та, которую мы наблюдаем сейчас. Дело не в провинциальности. Екатеринбург меньше нас и еще дальше от столиц, чем мы, а там зародились известные всей стране группы кавээнщиков, рок-клубы. А «Чайф», «Наутилус Помпилиус»?


Вроде, жизнь культурная у нас кипит, но чего-то не хватает. Чувствуется некий налет местечковости. Быть может, стоит больше внимания уделять привлечению туристов, развитию альтернативных театров. Это понемногу происходит: интересно работают The theatre,  De bufo. Мы, правда, шутим по поводу предстоящей пенсии — театры-то частные. Все от зрителя у них зависит, зарабатывают они мало, но постановки делают очень интересные.


Квартирники, киновечера проходили, сейчас что-то приутихли. Может быть, нужно больше андеграундного в культуре, альтернативного, что давало бы здоровый пинок государственным театрам.


— Актеры уходят в режиссеры. Это в вас «исрафиловщина» говорит?


— Я всегда свои роли вместе с режиссерами делал. Не было такого, чтобы отрабатывал и уходил за кулисы, мне всегда интересно, как, например, тот же Бикчантаев репетирует с другими актерами.


Тут два варианта: есть, например, гениальный режиссер Тарковский, его медленные моменты, когда бесконечно долго можно смотреть на воду в кадре. А есть фильм, который смотришь и вообще не задумываешься над тем, кто там режиссер. Там ничего не выпирает, тебя просто волнует то, что происходит на экране. Ты не думаешь о крупных планах, о том, как красиво отходит камера. Ты просто получаешь кайф, не замечая работу режиссера, а она есть и просто потрясает. Это высший класс — быть незаметным.


Есть еще спектакли «Золотой маски»: там много чем-то похожих друг на друга постановок — свет, черный кабинет, будет что-то летать, что-то плескаться. А автора-то нет.


Бикчантаев, помню, говорил: «Не перенапрягай пьесу, она самодостаточна. Сама тебя вытащит. Не надо умничать, должна быть легкость».


— Не буду спрашивать про любимую роль, но все же есть у вас свой Гамлет?


— Это где-то Маулит из «Цыпленка из букваря», где-то Хор из «Антигоны». Хотелось бы сыграть короля Лира. Когда-нибудь, но не сейчас. Его история меня потрясает. Для этого надо накопить побольше жизненного опыта. Для этой роли надо еще пожить.

Опубликовано: 31.05.18 (18:11) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
  Лариса Вербицкая скандинавской ходьбой занимается уже пять лет.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

  • Сабантуй-2018. Ермекеевский район
  • фотовыставка Гульнары Самойловой (США)
  • Рустэм Хамитов принял участие в предварительном голосовании
  • Рустэм Хамитов поздравил полицейских с юбилеем
  • Вы порадуйтесь за нас - перешли мы в пятый класс !
  •   Рустэм Хамитов принял участие в дебатах  «Единой России»
AHOHC

Подписка - 2018

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
Жители Башкирии могут наблюдать за половодьем в режиме онлайн
Онлайн консультации для абитуриентов (Образование) 28.05.12 (14:54)
Артур 2018-06-24 18:51:42
Здраствуйте, такая ситуация - подал целевое на педиатрический факультет (БГМУ), согласился уже с... далее
В Башкирии спасатели нашли пропавшую девочку. Она провалилась в яму в лесу
Радик Мухарямов 2018-06-23 21:32:30
Ну что за дело? Как деревенская девочка могла провалиться в яму? Это же уже достаточно разумный... далее
Мундиаль и российская глубинка (Спорт) 21.06.18 (09:05)
Илья Макаров 2018-06-22 16:08:24
Толя Легчилин - сам легенда. Великолепный рассказчик, он сам кладезь интереснейших историй, событий... далее
Фома неверящий (Cоциум) 21.06.18 (09:05)
Радик Мухарямов 2018-06-22 10:55:36
Кстати, на некоторых частных такси в ту сторону не намного дороже чем на автобусе, зато быстрее. А... далее
Мундиаль и российская глубинка (Спорт) 21.06.18 (09:05)
прохожий 2018-06-22 10:09:57
Спортсмены-любители..спортсмены--профессионалы--то явления из вполне понятных и... далее
В Уфе под риском увольнения находятся более 2,6 тысячи человек
Радик Мухарямов 2018-06-22 08:11:56
Это ведь так просто написать, что будут уволены 2 тыс. 664 человека. А ведь это непростые судьбы... далее
Право выбора (Cоциум) 19.06.18 (22:29)
Гафури 2018-06-21 17:03:21
Наш уважаемый Барый Исмаевич , по кличке "мостовик"( при нем были построены все основные мосты в... далее
Выход на пенсию откладывается? (Политика) 19.06.18 (22:29)
ВВ 2018-06-20 22:04:11
Проблема не только во внедрении повсеместно насильственной трудовой деятельности (добровольная и... далее
Не красна Башкирия углами, а красна бэлешами
Радик Мухарямов 2018-06-20 18:50:11
Ну, туристы видимо едят в основном вак-беляш, а весь смак в настоящем беляше. С пылу-жару. Ну и... далее
Выход на пенсию откладывается? (Политика) 19.06.18 (22:29)
Радик Мухарямов 2018-06-20 12:54:11
Одни из "доказательств" необходимости реформы по возрасту выхода на пенсию - увеличение... далее
Рустэм Хамитов: Виновные в непоставке лекарств для льготников будут уволены
Радик Мухарямов 2018-06-19 20:18:40
Ну вот, накликали. И меня коснулась эта печалька. В поликлинике не оказалось одного из лекарств от... далее
Башкирские эксперты: Пенсионная реформа назрела давно
Радик Мухарямов 2018-06-19 19:34:58
Ильдар, а вот если бы у полковника , у губернатора и ещё у некоторых, не отыскали бы эти миллиарды,... далее